Времен связующая нить

Могилевчанина Ивана Пехтерева знаю давно еще по журналистской работе, но как с поэтом ближе познакомился в 2005 году, когда подготовил к печати свой сборник стихов «Шчырасць». Тогда и попросил Ивана Егоровича посмотреть мое творчество. Он с удовольствием согласился, сделал замечания, с которыми я тоже  согласился, и с легкой руки известного поэта книга увидела свет.
Я не преувеличиваю, употребив слово «известного». Стихи Пехтерева печатались в газетах «Правда» и «Сельская жизнь», в журналах «Культура», «Неман», «Алеся», «Огонек», «Север» и ряде других популярных изданий. На Севере, кстати, поэт прожил десять лет, работал сначала в районной газете, затем на телевидении и радиовещании. На его стихи композиторами России  и Беларуси написано более сотни песен, которые звучали по российскому и белорусскому радио, в известной телепередаче «Играй, гармонь любимая!».

Там вышли в свет его первые книги: «В краю таежном» и «Перекличка» — с другими авторами Севера и отдельная «Лебеди летят на Север».

Сейчас Иван Пехтерев — автор более 12 сборников стихов и поэм, изданных в России и Беларуси, повести «Мертвые сраму не имут», двух книжек очерков.

Вышедшая отдельной книгой повесть «Мертвые сраму не имут», подаренная им, у меня есть. Книги стихов и поэм «Луговые росы» и «Васильковое слово полей» — тоже. Подарил мне автор в прошлом году и свой еще пахнущий типографской краской сборник стихов и поэм «Земля меж речек Ипуть и Лобжанка». Теперь вот с волнением держу в руках его новую книгу «Свет Родины», вобравшую в себя на этот раз не только стихи, поэмы, но и прозу. Книгу эту автор дал для меня могилевскому писателю-фантасту Анатолию Мельникову, который и переслал ее по почте. Сам поэт этого сделать не смог, у него больные ноги, да и в целом его здоровье не важное. У меня же совершенно не было времени к нему заехать, хотя и приезжал по служебным делам в областной центр. Поэтому и пришлось Ивану Егоровичу воспользоваться услугою Анатолия Леонидовича. Спасибо за все обоим.

Сборник «Свет Родины» посвящен 200-летию битвы под деревней Салтановка Могилевского района, хотя в нем немало и лирических стихов. Как пишет в предисловии «О красоте, о доблести, о славе» друг поэта, литературный критик Виктор Артемьев: «Новая книга И. Пехтерева, где автор с сыновней любовью говорит и о своей малой родине, и о большом  Отечестве, патриотическая. Она показывает героизм и доблесть нашего народа в разные времена. Целый цикл стихов посвящен великим битвам наших предков на полях: Куликовом, Бородинском, Прохоровском. Читатель видит и поле возле деревни Буйничи под Могилевом.

Многие стихи сборника показывают красоту родного края, его людей, проблемы сегодняшней жизни. С особой теплотой автор говорит о деревне, ведь он по рождению сельский человек».
Сказанные, а точнее написанные Виктором Ивановичем слова полностью соответствуют действительности, начиная со стихотворения «Бессмертие».

Нас топтали  конями и жгли,
Зарывая в могилы    живыми,
Чтоб исчезло навеки с земли
Даже наше      славянское имя…
…Но, чтоб всходы  пришли за жнивьем,
Чтоб зерно наливалось и спело
Мы, убитые, снова живем,
Мы, воскресшие,  встали из пепла.

У большого поэта, коим считаю Ивана Пехтерева, по натуре жизнелюба и лирика, даже патриотические стихотворения, пропахшие потом и кровью, дышащие смертью тех памятных времен, впечатляют своей образностью, глубокой верой в победу добра над злом.

Всходит солнце, озаряя рожь,
Омытую криничной тишиною,
Но кажется, что ты по ней идешь
На страшное свидание с войною…

Это о легендарном Буйничском поле, на котором побывал летом 1941 года замечательный советский поэт и писатель Константин Симонов, чей прах развеяли здесь по его завещанию. Видимо, это имел в виду Иван Егорович, когда писал заключительные строки своего стихотворения.
….Ничего на свете не разлучит их,
Солдат бесстрашных Родины свободной,
Живых и мертвых, мертвых и живых,
На вечном поле памяти народной.

Сразу вспоминается симоновский выстраданный роман «Живые и мертвые», в основу которого положены трагические события, развернувшиеся под Могилевом в самом начале Великой Отечественной войны.

23 февраля 1943 года возле деревни Прудок на Могилевщине фашисты расстреляли первого исполнителя знаменитой песни «Орленок», артиста Московской эстрады Александра Окоемова, концертмейстера Геннадия Лузенина, других участников Кричевского подполья. Узнав об этой трагедии в феврале 1988 года, поэт сразу пишет пронзительной силы стихотворение «Но песня воскресла».

Брели палачи, леденели их лица.
Пред ними раздетые узники шли.
А змеи поземки, как стрелы в петлицах
У немцев, за ними ползли и ползли…

Такой же силой патриотизма наполнены стихотворения «Тут заря Победы улыбнулась», «Освобождение», «На Прохоровском поле» и многие другие. В них чувствуется не только сила духа автора, его неиссякаемая любовь к Отечеству, но и настоящий русский характер. Поэтому несколько позже написал небольшое, но очень емкое стихотворение «Характер».

Юлить ни перед кем я не привык,
Хожу всегда, как ветер напрямик,
Я весь характером в отцовский род,
Точней — в отца. Он шел всегда вперед,
Хотя могли намять ему бока.
Он не боялся никаких дорог
И преклонить колени только мог
Пред Богом и пред знаменем полка.

Тема патриотизма, духовности развивается в произведениях «Битва под Лесной», «За Маем», «Древо православной веры», «Кровь людская — не водица», «Солдаты Победы», «Без вести пропавшие», «Белая Русь». «Белая Русь» берет за душу особенно.

…Край аистов и журавлей,
Любовью живешь ты и дышишь —
И подлости «Бей москалей!»
Не скажешь ты и не напишешь.
Подонки, конечно, не в счет.
Но ты и лакеем не станешь,
В тебе кровь такая течет,
Что ты на колени не встанешь.
А встанешь — пред Богом одним
Ты встанешь смиренно, с молитвой,
Ты ведаешь, что только с ним
Не будешь страною забытой.
Пророчествовать не берусь, —
Я верю, а вера от Бога,
Я верю, что, Белая Русь,
Ведет тебя к счастью дорога.

В это верит каждый белорус, любящий свою синеокую страну, свой трудолюбивый народ, давно заслуживающий счастливой жизни, в чем убеждает стихотворение «Мать Прасковья», посвященное простой белорусской женщине-могилевчанке, пережившей оккупацию. Она, Прасковья, носила в заднепровский концлагерь нашим военнопленным хлеб и картофель, спасая их от голодной смерти, хотя ее в любую минуту мог застрелить гитлеровский охранник.

На одном дыхании читаю стихотворения «Могилевщина», «Розы», «Мой лес», «Иваны», «Я слышу голос дорогой земли», «Зовут, зовут меня к святым местам», «Опять приснился сад», «День Победы в нашей деревне», «Повей, ветер, с родины», «Сыновний долг», «Прощения не будет им», «Мамин хлеб», органично вписанные в своеобразный пейзаж событий от войны 1812 года до наших мирных дней. Поэт не забыл и Барколабовскую икону Божьей Матери, посвятив ей отдельные жизнеутверждающие строки. Скорее всего, это стихотворение, написанное 12-13 июня 2010 года, послужило прологом для нового, родившегося 20 декабря того же года под названием «Не отрекайся!». Его суть  — наказ всегда оставаться человеком в любой ситуации, преодолевая все трудности жизни.

Не отрекайся, друг, ни от чего,
Что Бог тебе дарует: ни от царства,
Ни от креста — распятья твоего,
Какие б в жизни ни были коварства.
А вера предков и твоя. А речь,
Тебе, как праздник, явленное слово?
Как свет очей, ты должен их беречь,
А потеряешь, то не сыщешь снова.
А Родина святая? А любовь?
А к храму заповедная дорога?
Я говорю, я повторяю вновь —
Не отрекайся: это все от Бога.

Гражданская лирика поэта часто перекликается с его человеческими чувствами, настроением, когда «слышится мне, как аукает в лесу где-то голос весны». А потом наступает весна, о чем свидетельствует стихотворение «Цвети, сирень!», за ней — лето, когда можно говорить о восьмом чуде света, хотя в мире их семь. Какое же восьмое?

…Я чудом таким предлагаю считать
И женщины тело, ее лик и стать.
Восьмое из солнечных самых чудес —
Созданье любимое вечных небес,
О, женщина! Матерь народов она,
Ее воспевают и кисть, и струна,
И слово: в ней жизни и пламя, и свет.
Прекрасней созданья, чем женщина, нет!

Иван Пехтерев возвышенно воспевает женскую красоту и в других своих стихах, поражая образностью даже в обычных, на первый взгляд, строках. Хотя бы вот в этих.

Светозарен день июля:
Солнце звонкое над ним,
Липа каждая — как улей,
Пахнет медом молодым.
И душа моя погожа —
Как на липе, в ней цветы,
И на липу так похожа
Золотой прической ты,
Впрочем, ею не одною —
Больше, чем от лип густых,
Веет зноем, сладким зноем
Все сильней от губ твоих.

Каждое произведение поэта волнует, заставляет осмысливать, сопереживать вместе с ним, чтобы понять до конца то, о чем он хочет сказать. То ли это в лирических стихах или в поэме «Салтановская баталия», то ли в драматической поэме «Синий колодец» по мотивам легенды о святой кринице, действующей уже тысячу лет в окрестностях славгородской деревни Клины. Их дополняет поэма «Живое эхо лет далеких», посвященная народному поэту Беларуси Рыгору Бородулину, с которым Пехтерев вместе учился в Белгосуниверситете, другим именитым друзьям-однокурсникам; повесть «Соловей с хутора Тургеневка» памяти партизана Пимена Ходоновича и других юных мстителей, погибших за освобождение родной Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, рассказ «Роща Ивана и Марьи».

Снова листаю страницы книги «Свет Родины», перечитывая отдельные, очень полюбившиеся мне стихи, интуитивно чувствуя их несказанное тепло, добрый свет. Они лучатся от талантливого человека, прекрасного поэта-патриота Ивана Пехтерева, являющегося лауреатом премий Могоблисполкома «Человек года», Могилевского горисполкома «Достижение», а также Литературной премии имени Алексея Пысина областного отделения Союза писателей Беларуси.

Николай ЛЕВЧЕНКО,
лауреат Литературной премии имени Алеся Письменкова
Могилевского областного отделения Союза писателей Беларуси.