На «серость» рынка запасных частей влияет уровень легализации продаж подержанных автомобилей и услуг сервиса

Есть у автомобилей с «историей» один недостаток: многочисленные пробелы в «биографии». Какой

фото: belastr.by

километраж железный конь нашуршал шинами по трассам, в каких условиях его эксплуатировали, сколько раз оказывался в ДТП, ремонтировали ли двигатель и основные агрегаты… Вот она, лотерея на колесах: кому-то везет, и машина долго служит своему хозяину, у других мучения начинаются через считаные недели. И отправляется тогда человек «кормить» серый рынок, стараясь подешевле «вписаться» в ремонт, а потом поэлегантнее спихнуть неудачную «железяку» следующему покупателю. Сколько рынок автозапчастей и услуг СТО ни пытаются кнутом и пряником вытянуть на «белый свет», львиная доля его находится под покровом тайны частных гаражей. Впрочем, основные объемы продаж автомобилей в республике сложно назвать прозрачными.

Дешевле сломать, чем разобрать

Проверить автомобиль на «профпригодность» практически невозможно. Диагностика двигателя, подвески, осмотр других узлов и агрегатов дают лишь уверенность, что в конкретный момент времени «пациент» здоров. А когда он забарахлит — через 50 тысяч километров пробега или проехав два квартала, вопрос более чем сложный. «Чисто теоретически можно произвести соответствующую диагностику и дать компетентное заключение, — утверждает председатель Белорусской ассоциации автодилеров «БАА» Сергей Михневич. — Но такой комплекс работ будет очень дорогим, фактически придется разбирать машину, тестировать запасные части, а затем снова автомобиль собирать».

Именно по этой причине все производители в последние десятилетия ведут учет всех неисправностей своих машин, скрупулезно занося их в свои базы данных. Нарабатывают статистику. Поэтому, если машина обслуживалась на авторизованных СТО и обладает четкой биографией обслуживания, специалисты достаточно точно могут оценить ее «остаток жизни» и спрогнозировать во времени и пространстве возможные технические проблемы. В Беларуси большинство автомобилей с загадочной историей эксплуатации. Конечно, автодилеры предоставляют определенные гарантии на бэушные машины, которые им достаются по программам trade-in — в зачет приобретения старого автомобиля при покупке нового. Но дилеры сознательно берут на себя некоторые риски при реализации «вторичного» автотранспорта, компенсируя издержки привлечением интереса клиентов к автомобилям «в упаковке».

В Европе к транспортным средствам относятся в большинстве своем бережно не только по причине другого менталитета, но и по чисто утилитарным соображениям. Машина без истории не становится хуже, она делается дешевле при продаже. Поэтому расчетливые европейцы и стараются содержать автомобиль в условиях, предусмотренных изготовителем.

Слепили из того, что было

В Беларуси достаточно большая доля рынка запасных частей и автосервиса находится в «тени». Умом люди понимают: купленная деталь не совсем известного происхождения и установленная умельцем в гараже не способствует ни долговечности автомобиля, ни его безопасности. Но для «предпродажной подготовки» и так сойдет.

— Точной статистики по рынку новых запасных частей нет, — утверждает директор группы компаний «Армтек» Денис Мороз. — А есть еще и рынок запчастей, бывших в употреблении, так называемая бэушка. Треть продаж запчастей в стране приходится на несколько крупных импортеров. Остальные две трети распределяются в различных пропорциях между более чем 300 средними и мелкими фирмами.

«Теневой» рынок также разделяется на несколько сегментов. Некоторые предприниматели приобретают запчасти у официальных импортеров в Беларуси, а потом реализуют их в розницу, не оформляя ни лицензий, ни других документов. Соответственно, и налогов никаких не платят, исходя из чего и образуется немалая прибыль. Есть ряд коммерсантов, которые возят ходовые детали или узлы под заказ в котомках из-за границы. Некоторые еще умудряются оформить «tax free» и вернуть НДС. Хорошо заработать на таких поставках удается за счет ухода от налогов и таможенных платежей.

Ремонт без владельца

По мнению Сергея Михневича, автозапчасти и СТО станут «белыми» после прихода цивилизации в систему сделок купли-продажи автомобилей. Пока львиная доля продаж бывшей в употреблении техники приходится на сделки между физическими лицами — реальными или подставными. Поэтому условия эксплуатации на стоимость машины влияют достаточно условно: даже «добитый» агрегат имеет все шансы быть проданным за приличные деньги. Приход на белорусский рынок крупных автохаусов с западными принципами обслуживания пока в республике откладывается по самым разнообразным причинам.

Во-первых, во всем мире наблюдается устойчивый дефицит подержанных машин «первой» молодости. Любимые нами 3—5-летки должны были выпускаться в 2007—2009 годах, когда в мире начался кризис и сокращались объемы производства в машиностроении. Да и изменение пошлин, угроза введения экологического налога провоцируют лавинообразный спрос на технику. Во-вторых, пища для автохаусов обычно создается не за счет импорта бэушек, а за счет внутреннего рынка. А автомобилей «в упаковке» в Беларуси продается на порядок меньше, чем подержанных.

Сказывается и дефицит СТО. Как утверждает Денис Мороз, в Беларуси уже появляются хорошо оборудованные станции с квалифицированным персоналом. Но очередь в приличные сервисы с доступными ценами, которые дают своим клиентам гарантию и работают только с проверенными поставщиками запчастей, расписана на несколько недель, а то и месяцев. При всех минусах «гаражных самоделкиных» иногда альтернативы им просто не существует. А «серые» детали нередко реализуются именно через гаражи. К сожалению, в Беларуси пока не прижился западный принцип обслуживания автомобиля, когда владелец приезжает на СТО, отдает ключи и больше не вникает ни в какие проблемы: профессионалы сами определят, что необходимо отремонтировать и заменить для безопасной и надежной работы машины. Причем потребителя не обманывают: конкуренция заставляет быть честными и услужливыми. У нас же пока достаточно низкая культура автомобильного рынка. И большинство серых схем исчезнет вместе с приходом цивилизации в торговлю бывшим в употреблении транспортом. Возможно, потребуются дополнительные законодательные инициативы. Но пока автомобили продаются по своим «интересным» правилам, будут сохраняться серые схемы и в их обслуживании.

respublika.info/today