На «серость» рынка запасных частей влияет уровень легализации продаж подержанных автомобилей и услуг сервиса

Есть у автомобилей с «историей» один недостаток: многочисленные пробелы в «биографии». Какой

фото: belastr.by

километраж железный конь нашуршал шинами по трассам, в каких условиях его эксплуатировали, сколько раз оказывался в ДТП, ремонтировали ли двигатель и основные агрегаты… Вот она, лотерея на колесах: кому-то везет, и машина долго служит своему хозяину, у других мучения начинаются через считаные недели. И отправляется тогда человек «кормить» серый рынок, стараясь подешевле «вписаться» в ремонт, а потом поэлегантнее спихнуть неудачную «железяку» следующему покупателю. Сколько рынок автозапчастей и услуг СТО ни пытаются кнутом и пряником вытянуть на «белый свет», львиная доля его находится под покровом тайны частных гаражей. Впрочем, основные объемы продаж автомобилей в республике сложно назвать прозрачными.

Дешевле сломать, чем разобрать

Проверить автомобиль на «профпригодность» практически невозможно. Диагностика двигателя, подвески, осмотр других узлов и агрегатов дают лишь уверенность, что в конкретный момент времени «пациент» здоров. А когда он забарахлит — через 50 тысяч километров пробега или проехав два квартала, вопрос более чем сложный. «Чисто теоретически можно произвести соответствующую диагностику и дать компетентное заключение, — утверждает председатель Белорусской ассоциации автодилеров «БАА» Сергей Михневич. — Но такой комплекс работ будет очень дорогим, фактически придется разбирать машину, тестировать запасные части, а затем снова автомобиль собирать».

Именно по этой причине все производители в последние десятилетия ведут учет всех неисправностей своих машин, скрупулезно занося их в свои базы данных. Нарабатывают статистику. Поэтому, если машина обслуживалась на авторизованных СТО и обладает четкой биографией обслуживания, специалисты достаточно точно могут оценить ее «остаток жизни» и спрогнозировать во времени и пространстве возможные технические проблемы. В Беларуси большинство автомобилей с загадочной историей эксплуатации. Конечно, автодилеры предоставляют определенные гарантии на бэушные машины, которые им достаются по программам trade-in — в зачет приобретения старого автомобиля при покупке нового. Но дилеры сознательно берут на себя некоторые риски при реализации «вторичного» автотранспорта, компенсируя издержки привлечением интереса клиентов к автомобилям «в упаковке».

В Европе к транспортным средствам относятся в большинстве своем бережно не только по причине другого менталитета, но и по чисто утилитарным соображениям. Машина без истории не становится хуже, она делается дешевле при продаже. Поэтому расчетливые европейцы и стараются содержать автомобиль в условиях, предусмотренных изготовителем.

Слепили из того, что было

В Беларуси достаточно большая доля рынка запасных частей и автосервиса находится в «тени». Умом люди понимают: купленная деталь не совсем известного происхождения и установленная умельцем в гараже не способствует ни долговечности автомобиля, ни его безопасности. Но для «предпродажной подготовки» и так сойдет.

— Точной статистики по рынку новых запасных частей нет, — утверждает директор группы компаний «Армтек» Денис Мороз. — А есть еще и рынок запчастей, бывших в употреблении, так называемая бэушка. Треть продаж запчастей в стране приходится на несколько крупных импортеров. Остальные две трети распределяются в различных пропорциях между более чем 300 средними и мелкими фирмами.

«Теневой» рынок также разделяется на несколько сегментов. Некоторые предприниматели приобретают запчасти у официальных импортеров в Беларуси, а потом реализуют их в розницу, не оформляя ни лицензий, ни других документов. Соответственно, и налогов никаких не платят, исходя из чего и образуется немалая прибыль. Есть ряд коммерсантов, которые возят ходовые детали или узлы под заказ в котомках из-за границы. Некоторые еще умудряются оформить «tax free» и вернуть НДС. Хорошо заработать на таких поставках удается за счет ухода от налогов и таможенных платежей.

Ремонт без владельца

По мнению Сергея Михневича, автозапчасти и СТО станут «белыми» после прихода цивилизации в систему сделок купли-продажи автомобилей. Пока львиная доля продаж бывшей в употреблении техники приходится на сделки между физическими лицами — реальными или подставными. Поэтому условия эксплуатации на стоимость машины влияют достаточно условно: даже «добитый» агрегат имеет все шансы быть проданным за приличные деньги. Приход на белорусский рынок крупных автохаусов с западными принципами обслуживания пока в республике откладывается по самым разнообразным причинам.

Во-первых, во всем мире наблюдается устойчивый дефицит подержанных машин «первой» молодости. Любимые нами 3—5-летки должны были выпускаться в 2007—2009 годах, когда в мире начался кризис и сокращались объемы производства в машиностроении. Да и изменение пошлин, угроза введения экологического налога провоцируют лавинообразный спрос на технику. Во-вторых, пища для автохаусов обычно создается не за счет импорта бэушек, а за счет внутреннего рынка. А автомобилей «в упаковке» в Беларуси продается на порядок меньше, чем подержанных.

Сказывается и дефицит СТО. Как утверждает Денис Мороз, в Беларуси уже появляются хорошо оборудованные станции с квалифицированным персоналом. Но очередь в приличные сервисы с доступными ценами, которые дают своим клиентам гарантию и работают только с проверенными поставщиками запчастей, расписана на несколько недель, а то и месяцев. При всех минусах «гаражных самоделкиных» иногда альтернативы им просто не существует. А «серые» детали нередко реализуются именно через гаражи. К сожалению, в Беларуси пока не прижился западный принцип обслуживания автомобиля, когда владелец приезжает на СТО, отдает ключи и больше не вникает ни в какие проблемы: профессионалы сами определят, что необходимо отремонтировать и заменить для безопасной и надежной работы машины. Причем потребителя не обманывают: конкуренция заставляет быть честными и услужливыми. У нас же пока достаточно низкая культура автомобильного рынка. И большинство серых схем исчезнет вместе с приходом цивилизации в торговлю бывшим в употреблении транспортом. Возможно, потребуются дополнительные законодательные инициативы. Но пока автомобили продаются по своим «интересным» правилам, будут сохраняться серые схемы и в их обслуживании.

respublika.info/today

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как белорусы будут работать и отдыхать в мае 2024

28 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

В Минобразования рассказали, введут ли обязательную отработку для платников

28 марта 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили продажу стирального порошка Ariel и капсул Tide

28 марта 2024
ГЛАВНОЕ

В Беларуси на 1 января 2024 года проживало около 9,15 млн человек

28 марта 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

29 марта – прямая телефонная линия с начальником 11 управления ГУБОПиК МВД

28 марта 2024
ЭКОНОМИКА

Дни Могилевской области пройдут с 29 марта по 22 апреля на ВДНХ в Москве

28 марта 2024
В МИРЕ

Напавшие на “Крокус Сити Холл” были под воздействием наркотических веществ

28 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Карпенко рассказал, как идет формирование ВНС

28 марта 2024
АКТУАЛЬНО

Прямая линия замначальника Могилевского областного управления МЧС Владимира Гореликова пройдет 30 марта

28 марта 2024
АКТУАЛЬНО

Бесплатную консультацию нотариуса можно будет получить 2 апреля

28 марта 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховские правоохранители в течение суток раскрыли уголовное преступление

25 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Как в условиях модернизации Быховской ЦРБ оказывается медицинская помощь жителям района

25 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали лучших работников коммунальной сферы

21 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быховском районе горела баня

26 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине состоялось очередное заседание комиссии по содействию занятости населения райисполкома

20 марта 2024
КУЛЬТУРА

Быхаўчан запрашаюць на тыдзень традыцыйнага мастацтва

21 марта 2024
ГЛАВНОЕ

Сергей Антонов, известный быховчанам своими писаниной и видосиками на экстремистских каналах, подался в бега

20 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Единый урок, посвященный годовщине трагедии в Хатыни, пройдет 22 марта во всех школах Беларуси

22 марта 2024