В социальных сетях работает принцип «одна бабка сказала»

«Срочно, нажмите «лайк», сделайте «перепост», — такие объявления встречаются в социальных сетях ежедневно. Черстветь и совсем не реагировать — нельзя, но доверять всем и каждому тоже не рекомендуется.

Каждому пользователю социальных сетей рано или поздно приходится сталкиваться с призывами: «Пожалуйста, поделитесь», «Нужен перепост!», «Очень нужна ваша помощь!» и тому подобными. Зачастую за такими криками о помощи стоят реальные люди с настоящими проблемами. Но нередко благими целями прикрываются обычные сетевые мошенники.

О том, что то или иное сообщение является «фейком» или «уткой» порой можно догадаться, лишь увидев его несколько раз с перерывами в месяцы. Кто-то находит старый пост одного из друзей и «выносит» его в ленты, нажав «лайк». Так появляются «срочные новости» годовалой давности.

Еще сложнее с просьбами о помощи: картинки с бездомными животными и тяжело больными детьми, нуждающимися в срочном лечении, веером рассыпаются по страницам соцсетей. Часть из них — настоящие. Но многие опубликованы мошенниками. Задумываться об этом пользователи порой не успевают — рука сама тянется к заветной кнопке «поделиться».

Эксперты, опрошенные BFM.ru, считают, что совсем не реагировать на просьбы о помощи нельзя, но прежде чем поставить «лайк», «сердечко» или «поделиться» — информацию необходимо проверить. Однако именно с проверкой часто происходит заминка — критичность снижается, а безграничное доверие к друзьям побеждает. Люди забывают, что социальная сеть — это сообщество не только близких людей, не только добрых и не обязательно только честных.

Компании, специализирующиеся на компьютерной безопасности, давно используют понятие «социальная инженерия» для описания случаев мошенничеств, совершаемых в социальных сетях или с их помощью.

«Методы социальной инженерии известны очень давно. И, по сути, сетевые мошенники, применяя их, не изобретают ничего нового, но число жертв все равно растет. Причины этого очевидны. Во-первых, сообщениям от «друзей» больше доверяют. Во-вторых, число новых пользователей социальных сетей постоянно растет, и о старых приемах злоумышленников новички ничего не знают», — рассказал BFM.ru руководитель пресс-службы «Доктор Веб» Кирилл Леонов.

При этом люди часто забывают, что за «аватаркой» друга может скрываться кто-то другой. «Многие пользователи считают свои аккаунты личными страницами в Интернете, которые принадлежат только им. Естественно, получив сообщение от друга, такой пользователь даже не предполагает, что аккаунт, являющийся источником сообщения, может быть попросту взломан», — напомнил Кирилл Леонов.

Главный редактор проектов CMS Magazine и «Рейтинг Рунета» Анатолий Денисов отмечает, что массовое распространение непроверенных данных происходит от большого доверия не столько к конкретным «друзьям», сколько к социальным сетям в целом: «Если все остальные каналы информации уже пережили или переживают кризис доверия, то публикуемое в социальных сетях очень многими до сих пор воспринимается как «правда, правда, и ничего кроме правды». Боюсь, глобально с этим ничего сделать нельзя — без каких-то кардинальных изменений в самих социальных сетях, после которых их уже нельзя будет называть соцсетями».

Анатолий Денисов советует тратить хотя бы немного времени на изучение информации перед ее «перепостом»: читать комментарии, обращать внимание на источник. «Канонический пример — FogNews [сайт, публикующий выдуманные новости]. Я не перестаю удивляться доверчивости знакомых мне людей, которые «покупаются» на материалы этого сайта каждый раз, когда на нем публикуют что-то резонансное», — отметил он.

Основатель и глава сервиса LiveInternet Герман Клименко указывает, что социальные сети, с одной стороны, не уступают влиятельностью авторитетной советской газете, с другой, работают по принципу «сарафанного радио».

«Когда связи выстроены, когда выбраны авторитеты — моральные, нравственные, какие угодно — мы получаем эффект вроде газеты «Правда» в 1970 году. То, что написано в газете, — уже истинно, неизменно. Также если о каком-то факте написали одновременно несколько авторитетных в социальных сетях людей, то он автоматически становится истинным. И остальные стремятся поучаствовать в процессе, распространить информацию. Так происходит процесс АБС. Это как раньше, у подъездов «одна бабка сказала», но только с огромной скоростью. В целом, угрозы в этом я не вижу, но нужно выбирать правильную газету «Правда», — уточнил Клименко.

По словам Германа Клименко, некоторые истории с просьбами «перепоста» циркулируют в соцсетях по нескольку лет, перебираясь из одной сети в другую. По его мнению, этот процесс совершенно нормален и идет на спад — пользователи учатся жизни в сообществах нового типа, получая свои уроки.

«Фейковых» объявлений в социальных сетях действительно много, подтвердила BFM.ru руководитель и владелец рейтингового агентства Pruffi Алена Владимирская. Но это не значит, что не надо никому помогать, уточнила она: «Да, действительно, «фейков» много. Но при этом говорить, что все подделка — ни в коем случае нельзя. Это неправда. Очень много случаев, когда людям действительно помогают — я знаю это и по себе, и по своим друзьям. Но нужен здравый смысл и понимание, что сами соцсети никакой благотворительностью не занимаются».

Есть несколько правил, которыми Алена Владимирская поделилась с пользователями: «Первое — не делать «перепост» от незнакомых людей. Элемент доверия очень важен, если что-то пишет ваш реальный друг, выше вероятность, что информация достоверна. Второе — обязательно смотрите на дату исходного поста. Очень часто в ленте Facebook выдаются старые события — кто-то один «лайкнул» — и оно поднялось наверх. Если умирающей собачке больше трех недель, то, вероятнее всего… Увы… Третье — вникайте в суть сообщения. И Facebook, и «ВКонтакте» делали заявления, что они никогда не собирают деньги. Если вы видите в ленте ссылку с просьбой о помощи, и там написано, что за каждый «лайк» или «перепост» соцсеть платит доллар каким-то людям — то нет, такого не бывает никогда».

BFM.ru