Сколько ветчины мог купить могилевский машинист в начале ХХ века?

Спроси любого из нас: «Что такое шарманка?» — в 99 случаях из 100 ответом будет либо нечто невнятное про старинный «ящик с музыкой», либо — про песню в исполнении Николая Баскова. А для старых железнодорожников «шарманка» — это увесистая коробка, в которую машинисты складывали в рейс «тормозки», чтоб  перекусить в дороге.

А билет на железной дороге, по-вашему, — это непременно привычный клочок бумаги с цифрами? Как бы не так! Своими глазами видела солидную металлическую табличку с надписью: «Билет-проводник №45 для приема нечетного поезда. Ст. Веремейки. БелЖД». Такую выдавали машинисту в экстренных случаях, когда движение было закрыто, но требовалось срочно доставить важный груз.

Таких любопытных экспонатов в Могилевском музее железнодорожников — предостаточно. По ним, пожалуй, можно проследить чуть не всю историю нашей «чыгункі». Кстати, в Могилевском отделении нынче готовятся сразу к двум юбилеям. Помимо 150-летия Белорусской железной дороги здесь отметят еще одну круглую дату: ровно 110 лет назад через Могилев прошла первая линия пути, соединявшего Витебск и Жлобин. Знаете, сколько тогда стоил билет для первых пассажиров? В зависимости от класса — от 9 до 23 копеек за версту. Чтоб вы знали: буханка черного хлеба стоила в то время 4,5 копейки.

Первые паровозы были неказистыми, но зато называли их любовно — «Кукушка», «Овечка»… В музее на макетах эти локомотивы можно рассмотреть в деталях. А была бы возможность — поместила бы сюда  как «экспонаты» и старинные железнодорожные профессии: башмачник (он стопорил состав, подкладывая под колеса на рельсы железный «башмак»), составитель вагонов, стрелочник… Сейчас таких специалистов уже и не встретишь… Не изменилась разве что суть профессии машиниста: при любой автоматике на рельсах нужно быть всегда начеку!

— До революции это была одна из самых престижных профессий, — рассказывает Татьяна Землянская, старший хранитель фондов музея. — В Могилеве в начале 20 века в районе Карабановки размещалось целое поселение семей машинистов. Управление локомотивом требовало высокого уровня знаний, доступ в кабину паровоза получали только те, у кого было высшее инженерное образование.

Машинисты были отнюдь не бедными людьми: зарплата в те времена, по разным оценкам, доходила до 80 — 120 рублей. Сравните: пуд ветчины стоил в то время 5 рублей. Жены машинистов могли себе позволить вообще не работать…

Колоссальный ущерб железной дороге на территории Могилевщины нанесли боевые действия в годы Великой Отечественной. Почти 70% путей были уничтожены. В здание Могилевского вокзала бомба попала 25 июня 1941 года. В Дом культуры железнодорожников, который перед войной только отстроили, угодил снаряд. Сильно пострадало и локомотивное депо.

— После войны многое приходилось заново строить, — рассказывает Василий Кочмарев, передовой машинист, работавший в Могилевском депо в 60 — 70-е годы. — Некоторые пути до сих пор не восстановлены.

Например, участок Орша—Могилев—Жлобин был до войны  двухпутным. Второй путь не восстановили и по сегодняшний день.

«Чыгунка» получила новое рождение. С 1950 года в Могилевское депо начали поступать более мощные локомотивы для грузового и пассажирского движения. Появились паровозы новой серии Л (в народе их называли «Лебедянки» — по имени конструктора Лебедянского), которые имели скорость до 80 км/ч! С 61-го года в поезда у нас стали «впрягать» более мощные тепловозы. А в 1972-м в Осиповичи прибыл первый электропоезд.

— В 1970-е стало не хватать машинистов, — вспоминает Василий Кочмарев. — Несмотря на приличную зарплату, мало кто стремился в наши ряды. Ведь жизнь машиниста нелегкая: нет для нас ни дня, ни ночи. И требования высокие: технику надо знать назубок!

Чтобы поправить ситуацию, на Белорусской железной дороге решили провести эксперимент. В то время у нас и у датчан был примерно один объем грузооборота на железной дороге, но кадров за границей было на треть меньше!

А что если машинисту вести поезд без помощника, подумали на БЖД. Уму непостижимо: махину весом 4,5 тысячи тонн — вести  одному? В мире на такое до нас никто не решался!

Василий Харлампиевич — машинист первого класса, ему и поручили первому ответственное дело.

10 августа 1975 года на участке Могилев—Жлобин состав под управлением Василия Кочмарева прошел точно по графику. А потом 18 машинистов Могилевского, Кричевского и Осиповичского депо водили поезда в одиночку более двух лет.

— Эксперимент, конечно, удался. Но как только проблема с кадрами разрешилась, мы это дело прекратили. Не каждый пойдет на такой риск: ведь это очень сложно, — рассказывает Василий Кочмарев. — Представьте себе: 700 метров поезда. А машинист не только должен следить за дорогой, он за весь состав отвечает. А если вдруг ему плохо стало? Или внезапно поезд загорелся?  Возгорание буксы раньше было делом не редким…

Современная техника более совершенная, надежная. Сегодня Могилевское отделение БЖД — это 1175 километров главных и 783 — подъездных и станционных путей, 24 филиала и 1 дочернее предприятие, 70 станций. Перевозки осуществляются в 24 районах 4 областей страны.

— В этом году для развития цементной отрасли построена новая станция Михеевичи в Кричевском районе. В августе открылось регулярное движение поезда нового формата пассажирских перевозок по маршруту Кричев—Погодино—Орша. Проведена реконструкция станций Коммунары и Кричев. Закончены работы на станции Погодино, которая была открыта в Горках накануне «Дажынак», — перечисляет заместитель начальника отделения Сергей Мартынов. — Дальше по плану — развитие электротяги.

На данный момент у нас уже есть два электровоза китайского производства. До конца года поступят еще четыре локомотива. Активно ведутся строительно-монтажные работы на участке Осиповичи-Бобруйск

—Жлобин, которые до конца года планируем закончить. В 2013-м займемся электрификацией на участках Гомель—Жлобин—Осиповичи и Жлобин—Калинковичи.

Ну и, само собой, точность и надежность были и останутся фирменными качествами нашей «чыгункі».

Антонина БЛИЗНЮК, mogpravda.by

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как белорусы будут работать и отдыхать в мае 2024

28 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

В Минобразования рассказали, введут ли обязательную отработку для платников

28 марта 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили продажу стирального порошка Ariel и капсул Tide

28 марта 2024
ГЛАВНОЕ

В Беларуси на 1 января 2024 года проживало около 9,15 млн человек

28 марта 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

29 марта – прямая телефонная линия с начальником 11 управления ГУБОПиК МВД

28 марта 2024
ЭКОНОМИКА

Дни Могилевской области пройдут с 29 марта по 22 апреля на ВДНХ в Москве

28 марта 2024
В МИРЕ

Напавшие на “Крокус Сити Холл” были под воздействием наркотических веществ

28 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Карпенко рассказал, как идет формирование ВНС

28 марта 2024
АКТУАЛЬНО

Прямая линия замначальника Могилевского областного управления МЧС Владимира Гореликова пройдет 30 марта

28 марта 2024
АКТУАЛЬНО

Бесплатную консультацию нотариуса можно будет получить 2 апреля

28 марта 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховские правоохранители в течение суток раскрыли уголовное преступление

25 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Как в условиях модернизации Быховской ЦРБ оказывается медицинская помощь жителям района

25 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали лучших работников коммунальной сферы

21 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быховском районе горела баня

26 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине состоялось очередное заседание комиссии по содействию занятости населения райисполкома

20 марта 2024
КУЛЬТУРА

Быхаўчан запрашаюць на тыдзень традыцыйнага мастацтва

21 марта 2024
ГЛАВНОЕ

Сергей Антонов, известный быховчанам своими писаниной и видосиками на экстремистских каналах, подался в бега

20 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

О мерах предосторожности в паводковый период

15 марта 2024