В Беларуси планируется усилить контроль за долговыми обязательствами местных органов власти

В Беларуси планируется усилить контроль за внутренними долговыми обязательствами. Об этом заявил

Андрей Харковец

сегодня на заседании одиннадцатой сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси четвертого созыва министр финансов Андрей Харковец, передает корреспондент БЕЛТА.

Говоря о законопроекте по внесению поправок в Бюджетный кодекс Беларуси, министр финансов отметил, что основные изменения связаны с отражением в бюджетном законодательстве вопросов по государственному долгу и долгу местных органов власти.

Предложено унифицировать понятие государственного долга с определением, используемым МВФ, Всемирным банком, Комиссией Европейского союза, которые предусматривают под понятием долга совокупный долг, гарантированный ресурсами, соответствующими административно-территориальной единице. «В целях усиления контроля за долговыми обязательствами внутри страны и повышения устойчивости бюджетной системы государством вводятся понятия, определяющие лимит долга органов местного управления и самоуправления и лимит долга, гарантированного ими, как категории, определяющие максимальную сумму долгов региона», — сказал министр финансов.

Четко установлено, что размер соответствующих лимитов, то есть общая сумма накопленных на конец года прямых обязательств и обязательств, обеспеченных гарантиями, за исключением долга, образовавшегося в связи с получением бюджетных кредитов на финансирование временных кассовых разрывов, суммарно не может превысить 80% объема доходов соответствующего бюджета без учета получаемых субвенций из бюджетов вышестоящего уровня. «Это согласуется с международной практикой определения параметров экономической безопасности», — отметил Андрей Харковец.

Для унификации понятия долга по аналогии с термином «долг Республики Беларусь» устанавливается термин «долг административно-территориальных единиц». Это также обусловлено принятием местными исполнительными и распорядительными органами долговых обязательств не как соответствующими учреждениями, а как органами, на которые возложено управление бюджетами соответствующих регионов, средствами которых гарантируются их долговые обязательства.

«Опыт исполнения республиканского и местных бюджетов в кризисных условиях, а также мировые тенденции демонстрируют необходимость применения жестких бюджетных ограничений», — подчеркнул Андрей Харковец.

При исполнении республиканского бюджета Минфин как орган, уполномоченный исполнять бюджет центрального правительства, в случае отклонения параметров по доходам бюджета от принятых в расчетах стремится прежде всего обеспечить реальными ресурсами все социальные и долговые обязательства государства, используя систему ограничений по непервоочередным расходам бюджета. По местным бюджетам ситуация зачастую складывается иначе, обратил внимание министр финансов. Расчет на оказание поддержки из республиканского бюджета при этом достаточно устойчив.

«Мы сталкиваемся с ситуацией, когда местные органы власти корректируют свои бюджетные планы в ущерб первоочередным расходам. Поэтому законопроектом предложено установить нормы, когда корректировки ассигнований местных бюджетов на финансирование базовых бюджетных обязательств, а это, как правило, их уменьшение, могут производиться только при согласовании этих действий с Минфином. Мы рассчитываем, что введение такой практики позволит гарантированно обеспечить финансированием основные бюджетные расходы, такие как выплата заработной платы, трансфертов населению, оплата коммунальных услуг, приобретение продуктов питания, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, по обслуживанию долга органов местного управления, самоуправления, и сохранить общую сбалансированность бюджета с его реальными источниками, что в полной мере будет отвечать требованиям проведения в стране единой бюджетной политики», — резюмировал Андрей Харковец.