Александр Лукашенко требует от прокуратуры повысить эффективность работы по защите прав граждан

Президент Беларуси Александр Лукашенко требует от прокуратуры повысить эффективность работы по защите прав граждан. Об этом глава государства заявил 2 августа на совещании по вопросу совершенствования деятельности органов прокуратуры, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.

В начале совещания Александр Лукашенко подчеркнул, что это мероприятие должно носить рабочий характер без всяких элементов парадности: “Мы должны обсудить ситуацию в нашей стране, в правоохранительном блоке, роль и место прокуратуры и прокурора в этой системе”.

Как отметил Президент, вклад прокуратуры в обеспечение законности, укрепление общественной безопасности, стабильности в стране, несомненно, велик. “В последние годы во многом благодаря ее координирующей роли в стране стабилизирована криминогенная ситуация, снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, – сказал Александр Лукашенко. – Однако система этой правоохранительной структуры не может оставаться статичной. Она должна развиваться вместе с обществом, совершенствоваться, чтобы иметь возможность оперативно и адекватно реагировать на современные вызовы”.

“К сожалению, не всегда нам удается нормально, своевременно и адекватно реагировать на современные вызовы. Не просматривается цельного видения прокурорами своей роли в реформируемом правоохранительном блоке. Зачастую конкретная работа подменяется многочисленными формальными совещаниями, обсуждениями, и что категорически неприемлемо – бумаготворчеством, – констатировал Александр Лукашенко. – Непонятно, зачем тратить на это время, если реальной пользы такая деятельность не приносит? А нужен результат”.

“Сама Генеральная прокуратура чрезмерно увлекалась теориями и законодательными изысканиями, ограничиваясь при этом узковедомственными подходами, без учета интересов и взаимодействия с другими структурами, – отметил глава государства. – Как результат, вносимые предложения нередко имели декларативный и дискуссионный характер. Они недостаточно продуманы, особенно в части финансовых затрат, научной и кадровой обеспеченности. А отвлечение сотрудников на выполнение несвойственных задач привело к ослаблению надзора в приоритетных направлениях”.

“Нарушения прав и интересов хозяйствующих субъектов происходят практически во всех сферах экономики. Не изжиты факты бюрократического произвола, ограничения конкуренции и необоснованного предоставления преференций. В целом состояние законности в экономической сфере далеко от идеала. И здесь ваша работа очень важна в контакте с правительством”, – сказал Президент, обращаясь к прокурорским работникам.

Александр Лукашенко напомнил, что при назначении на должность генерального прокурора Александра Конюка перед ним была поставлена задача повысить эффективность деятельности органов прокуратуры. Президент обратил особое внимание на некоторые ключевые проблемы, нуждающиеся в решении. В частности, он потребовал усилить работу по борьбе с коррупцией, организовав эффективное взаимодействие Генпрокуратуры с другими уполномоченными органами и устранив причины, мешающие плодотворной работе. Глава государства также затронул проблему подбора и расстановки кадров. “Настораживает тот факт, что в последние годы процесс обновления личного состава приобрел перманентный характер”, – пояснил Президент, потребовав проинформировать, как выполняется его поручение по выстраиванию эффективной системы кадрового обеспечения. “Сразу хочу подчеркнуть, что речь не должна сводиться к созданию Следственного комитета как причины. Не надо делать трагедию из оттока туда прокурорских кадров. Наоборот, в этом есть позитив. В Следственный комитет должны прийти профессионалы, и качество следствия от этого только улучшится, потому что следствие – это вершина всей деятельности правоохранительного блока. Внимание надо обратить на восполнение структуры достойными кадрами”, – сказал глава государства.

“Обеспечивается ли реализация главных целей проведенной в стране реформы следственной системы – обеспечение защиты прав граждан и процессуальной независимости следователей?” – поставил еще один вопрос Президент.

Как отметил во время своего доклада генеральный прокурор Александр Конюк, решение об образовании Следственного комитета было своевременным и взвешенным. В результате выстроена оптимальная и сбалансированная система расследования дел, преодолены межведомственные барьеры, по ряду ключевых позиций значительно улучшились показатели следственной работы. “Между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом складываются конструктивные деловые отношения, – констатировал генпрокурор. – Когда ошибки и нарушения выявляются совместными усилиями и становятся предметом общего, а не ведомственного обсуждения, они более принципиально воспринимаются и оперативно устраняются. При этом формируется правильная и единообразная практика применения норм и законов”.

Особо генпрокурор обозначил задачу искоренения бюрократизма в работе, и в этом направлении ведомство уже приняло ряд мер. “Основное для руководителя не умение работать в кабинете, а способность организовать живую работу с людьми, – считает Александр Конюк. – Документы прокурорской деятельности были и будут, но они должны быть конкретными и содержательными, реально влияющими на решение проблемы”.

Глава прокурорского ведомства обозначил приоритетные направления прокурорского надзора и пути совершенствования этой работы: “По каждому направлению надзора, и эта работа уже подходит к завершению, должен быть один документ, четко определяющий методику и требования, предъявляемые к работнику прокуратуры”.

Александр Конюк высказал конкретные предложения по вопросам борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями, обеспечения законности в предпринимательской сфере.

О специфике работы областной прокуратуры на совещании доложил прокурор Гомельской области Сергей Аземша. Он рассказал о проводимой в настоящее время оптимизации управленческой деятельности с большим уклоном на самостоятельность прокуратур областного и районного звена. Это позволило прокурорам на местах в значительной степени планировать свою работу исходя из проблем регионов.

В соответствии с современными требованиями органы прокуратуры меняют стиль и методы работы, отдавая приоритет не карательным, а профилактическим мерам. “Помимо традиционных проверок мы стали больше заниматься аналитикой, работой с обращениями граждан, изучением общественного мнения, осуществляем мониторинги социально-экономических проблем области”, – отметил Сергей Аземша.

И генеральный, и областной прокуроры обратили внимание на ряд проблем в кадровом обеспечении. По их мнению, отчасти это связано с недостаточной социальной защищенностью прокурорских работников.

В качестве одной из возможных мер решения кадровой проблемы Александр Конюк предложил проработать вопрос предоставления льгот при поступлении на юридические факультеты вузов лицам, прошедшим службу в армии.

На это Президент заметил, что подобная проблема существует и в других ведомствах. “Настоящий прокурор свое ремесло не бросит, – уверен Александр Лукашенко. – Вопрос не только и даже не столько в том, что вы получаете небольшое денежное довольствие или у вас какое-то время нет квартиры. Вопрос, видимо, в подборе кадров”.

По мнению главы государства, начинать подбор кадров нужно со студенческой скамьи, набора в вузы: “Надо подбирать крепких духом людей. Это ваши будущие кадры. И мы должны выработать определенную систему”.

Президент поручил представить предложения, чтобы уже с будущего года предпринимать конкретные действия в этом плане. “Надо подбирать изначально после школы, службы в армии тех, кто будет служить не только за деньги и квартиру, но и за идею, защищать права и интересы граждан – служить Отечеству”, – подчеркнул глава государства.

“Это не значит, что я отпихиваюсь от социальных вопросов”, – подчеркнул Александр Лукашенко, напомнив о той политике по обеспечению жильем, которая проводится в государстве. Ее суть состоит в том, что в первую очередь помощь в приобретении жилья оказывается многодетным семьям. “Потому что население – это вопрос безопасности номер один. Не будет людей – не будет никакой безопасности и суверенитета на этой территории, – отметил Президент. – Второе место по жилью – это служивые люди. Те, кто носит погоны”. При этом Александр Лукашенко предупредил о недопустимости популизма в финансовой и экономической сфере.

“Парнишка, который приходит со студенческой скамьи, должен надеяться на жилье, но понимать, что и вы не сразу его получали, и я его не сразу получал. Надо набраться терпения. Еще раз подчеркиваю: это не значит, что я не вижу этой проблемы. Я ее вижу. И, наверное, никто не скажет, что мы ее не решаем. Но надо помнить, что у нас погоны носят не только прокуроры”, – заметил глава государства.

“Что касается денежного довольствия, мы постоянно движемся в этом направлении. С 1 сентября еще осуществим подвижку для военных и работников бюджетной сферы. Но только в зависимости от наличия ресурсов. Печатать деньги нельзя”, – сказал Президент.

Еще один аспект, на который обратил внимание глава государства, – это заявления о необходимости четкого разграничения полномочий прокуратуры с другими правоохранительными и контрольными ведомствами. “Вы должны пресечь любое правонарушение и немедленно обратить внимание любого органа власти на нарушение законодательства и прав человека. Для прокурора нет сферы, в которую бы он не вмешался, видя, что там что-то не так, – считает Александр Лукашенко. – Но это не значит, что вы должны организовать вместо КГК или органов исполнительной власти какие-то проверки. Хотя, может быть, и это где-то надо. Вы имеете право и можете привлечь любого специалиста для того, чтобы оценить ситуацию”.

Президент отметил, что у прокурорских работников достаточно широкие полномочия: “Вы можете даже привлечь губернатора к ответственности, если он виноват. И не только губернатора, любого министра. Звонок генеральному прокурору – у него прямая связь с Президентом. Он получает соответствующее разрешение на определенные действия. Система выстроена, понятна. Поэтому пытаться тут как-то разграничить полномочия и оградить прокуроров от чего-то несвойственного невозможно. Но и дублировать всех тоже нельзя”.

Александр Лукашенко также высказал свою позицию относительно целесообразности объединения некоторых районных прокуратур. Разговор об этом начался из-за сокращения их численности после выделения следствия в отдельное ведомство. “Я бы вас предостерег от этого. Лучше давайте мы в центральном аппарате сократим единицы, но добавим в те районы, где необходимо. Их немного, – сказал Президент. – Как в районе исполнительная власть будет функционировать без прокурора? Ведь вы вмонтированы во властные структуры”.

Александр Лукашенко также подчеркнул, что не является сторонником увеличения численности не только органов прокуратуры, но и других силовых ведомств. В первую очередь необходимо повышать эффективность работы всех ветвей власти.

Президент рассказал, как накануне, не привлекая внимания, проинспектировал ход уборочной кампании в одном из хозяйств, и констатировал неудовлетворительные темпы работ. “Все поля желтые, они перезрели. Такой хлеб стоит на полях, и мы его можем потерять. После жары приходят ураган и ливни, – отметил Александр Лукашенко. – Это к тому, что и тут прокурор не может быть в стороне. То есть очень трудно разграничить вашу работу с деятельностью других органов, потому что, надзирая за соблюдением закона, вы не можете не вникнуть в предмет”.

Затем слово взял представитель плеяды молодого поколения руководителей Иван Носкевич, который всего два дня назад был назначен прокурором Брестской области. До этого он возглавлял прокуратуру Пинского района.

По его словам, в современных условиях меняются стиль и методы прокурорской работы, критерии оценки ее результативности. Если раньше основным показателем была положительная динамика ведомственной статистики, то сегодня прокурорские работники ориентируются на то, как в целом их работа способствует решению социально-экономических проблем. “Демографическая безопасность – одна из наиболее острых проблем Полесского региона”, – констатировал прокурор. Именно поэтому особое внимание уделяется обеспечению безопасности жизнедеятельности, воспитанию детей из неблагополучных семей. В этом плане было отмечено наличие проблемы с частыми прогулами на работе лиц, обязанных возмещать расходы на содержание своих несовершеннолетних детей. Есть ряд конкретных предложений по усилению ответственности таких нерадивых родителей. Александр Лукашенко также подчеркнул необходимость максимально жесткого подхода в этом вопросе.

Еще одна проблема – гибель людей в ДТП, в том числе по вине нетрезвых водителей. “Я уже в полушаге от того, что там надо принимать жесткие меры”, – отметил глава государства.

Президент поручил обратить внимание на процесс обучения в автошколах и получения водительских прав. По мнению Александра Лукашенко в этой сфере есть существенные недостатки. “Да, прокурор здесь должен, наверное, кого-то предупреждать. Но мы должны начинать с милиции. Это их функция – Госавтоинспекции”, – сказал глава государства.

Александр Лукашенко напомнил о своем поручении выработать новую систему показателей для оценки труда прокурорских работников: “Чтобы мы для всех правоохранительных органов и силовых структур довели главные показатели, по которым будем оценивать их деятельность. Это те основные показатели, которые существуют, железные показатели, но в связи с изменением ситуации и обстановки появляется необходимость введения 2-3 новых. Но ни в коем случае не бумаготворчество”.

Говоря о меняющихся функциях прокурорских работников, Александр Лукашенко отметил, что в некоторых странах идут по пути создания института омбудсмена, который занимается защитой прав человека. Президент убежден, что в Беларуси эту роль на себя должны взять именно прокуроры. “Рядом с Президентом в этой ситуации должен стоять прокурор. Я хочу, чтобы вы не просто подумали над этим, а приняли как руководство к действию. Вы у Президента – главная опора в борьбе за права человека: право на жизнь, труд, достойную работу, зарплату”, – подчеркнул глава государства.

“Надо заниматься людскими проблемами. Это главная наша задача, и надо видеть свою страну. То, что выгодно, нужно для страны, надо это поддерживать”, – добавил Александр Лукашенко.

Глава государства обратил внимание участников совещания еще на один важный аспект в правоохранительной деятельности – реакцию на факты, ставшие объектом критики в СМИ: “Средства массовой информации критикуют, а все спокойно сидят?”

Как отметил в своем докладе председатель Следственного комитета Валерий Вакульчик, принципиальных проблем во взаимодействии с органами прокуратуры у его ведомства нет, абсолютное большинство вопросов решается в рабочем порядке. В целом сложившаяся система обеспечивает высокое качество расследования уголовных дел. Меняется психология как следователей, так и прокуроров, что позволяет своевременно выявлять и исправлять допущенные ошибки.

Александр Лукашенко попросил работников органов прокуратуры оказывать следователям всяческое содействие, особенно в период становления нового ведомства: “Следствие, если не брать суд, – это вершина борьбы с негативными проявлениями. Не надо переживать, что из МВД, прокуратуры или КГБ ушли в Следственный комитет лучшие. Там действительно должны быть лучшие”.

Председатель Верховного суда Беларуси Валентин Сукало также констатировал хороший уровень взаимодействия с Генпрокуратурой и Следственным комитетом. Благодаря изменившимся подходам в совместной работе удалось существенно снизить нагрузку в сфере уголовного правосудия и, соответственно, повысить его качество.

Все более широкое распространение получает практика назначения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. В настоящее время Верховным судом совместно с Генеральной прокуратурой подготовлен и представлен главе государства новый пакет законодательных предложений по дальнейшей гуманизации уголовной ответственности за экономические преступления, развитию принципа состязательности, равенства сторон в уголовном процессе.

“Прокуроры, свободные от всяких ведомственных интересов, могут стать настоящим барьером для появления в судах очевидно слабых уголовных дел”, – считает председатель Верховного суда.

Вместе с тем Валерий Сукало отметил, что пока еще не произошло качественного решительного перелома в выполнении этих функций: “За 6 месяцев текущего года судами постановлено 177 оправдательных приговоров”.

Он также высказал определенную долю критики в адрес правоохранительных органов в целом.

Премьер-министр Михаил Мясникович проинформировал о решении вопросов повышения уровня социальной защиты сотрудников органов прокуратуры, а также о финансировании ведомства. Он отметил, что государство по мере развития экономики будет стремиться к решению вопросов, связанных с повышением заработной платы у людей в погонах и обеспечением их жильем, что в свою очередь должно положительно отразиться на проблемах текучести кадров и престижа профессии.

В целом планируется, что с 1 сентября средняя заработная плата по стране в бюджетной сфере составит Br3,2 млн. Михаил Мясникович заверил, что имеются все возможности для того, чтобы поручение о достижении зарплаты к концу года $500 в эквиваленте было выполнено. Причем этот уровень заработной платы уже имеют около 40% занятых в экономике.

Премьер-министр высказал предложения, касающиеся совершенствования деятельности прокурорских работников. В частности, по мнению правительства, им необходимо максимально исключить бюрократизм в отношении хозяйствующих субъектов. “Нас иногда упрекают и критикуют (и, может быть, не достаточно активно идут инвесторы) не за законодательство, а за администрирование. Потому что в принципе законодательная база для функционирования экономики, хозяйствующих субъектов достаточно современная и комфортная для ведения бизнеса, но слишком много подзаконных актов и административных процедур, которые отрицательно сказываются на развитии коммерческих организаций, как государственных, так и негосударственных”, – сказал Михаил Мясникович.

Кроме того, правительство считает, что при совершенствовании законодательства необходимо пересмотреть подход к применению штрафных санкций, в частности, сделав их персонифицированными, а не налагать в целом на организацию.

Правительство также предлагает шире использовать наказание денежными штрафами вместо лишения свободы.

Михаил Мясникович также считает, что необходимо предоставить право руководителям на обоснованный риск, поскольку зачастую он необходим для обеспечения более высоких показателей социально-экономического развития коллектива.

Председатель Брестского облисполкома Константин Сумар предложил увеличить разрешенный скоростной режим на республиканских трассах. Александр Лукашенко согласился, что, где возможно, это необходимо делать, и поручил изучить этот вопрос. “Что касается скоростного режима, то МВД надо посмотреть по всем дорогам. Особенно если четырехполосное движение и обочины хорошие. Надо нормальные скоростные режимы устанавливать, но и ответственность надо усиливать”, – сказал Президент.

Губернатор Минской области Борис Батура поднял вопрос наведения порядка и содержания дворовых территорий. По его мнению, необходимо ужесточать меры административного наказания за содержание подворий. “Это надо делать, потому что такой бардак, особенно в Минском районе, я признаюсь, и с этим невозможно справиться”, – отметил губернатор.

По мнению председателя Конституционного суда Петра Миклашевича, в повышении эффективности нуждается прокурорский надзор. При этом он подчеркнул, что не рассматривается вопрос о реформировании белорусской прокуратуры по европейскому образцу с ограничением роли прокуратуры, ее полномочий и функций сферой преследования лиц, виновных в совершении уголовных правонарушений.

Подводя итоги совещания, Президент отметил, что прозвучало очень много полезных практических предложений. “Все выступления будут проанализированы, и по итогам совещания мы обязательно выйдем на какой-то серьезный документ, как после совещания с судейским корпусом было принято соответствующее послание главы государства, которое сегодня является руководством к действию”, – сказал Александр Лукашенко.

Глава государства отметил, что в связи с созданием Следственного комитета речь должна идти, прежде всего, об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений. “Да, этап становления всегда трудный. Но ранее мы четко определились, что основная цель создания Следственного комитета – это повышение уровня защиты прав и законных интересов наших граждан, существенное улучшение качества расследования преступлений. Поэтому, ужесточив надзор, прокуратура должна подставить плечо и оказать ему помощь в налаживании эффективной работы”, – сказал глава государства.

Александр Лукашенко обратил внимание на необходимость конструктивного взаимодействия как Следственного комитета и прокуратуры, так и СК и других правоохранительных органов. “Не должно быть конкуренции или, что еще хуже, межведомственных споров и конфликтов. Мы все делаем общее дело”, – заметил Президент. “Другими словами, следователь не должен по формальным и надуманным причинам отпихиваться от материалов и разработок оперативников. Но и они, в свою очередь, не должны пытаться всучить следователю для принятия процессуальных решений “сырые”, не до конца проверенные материалы. Здесь как раз свое веское слово скажет прокурор”, – пояснил глава государства.

Александр Лукашенко также вновь обратил внимание на необходимость взвешенного решения при заключении человека под стражу. “Конечно, есть опасные для общества лица, виновность которых сомнений не вызывает. К ним подход должен быть самый строгий”, – считает глава государства. Но в то же время есть и другие случаи. В частности, Президент привел пример с руководителем ОАО “Гомельстекло”, которого более года содержали под стражей, а в итоге он был оправдан. “Если человек может быть на свободе, никуда не сбежит, значит, не надо человека заключать под стражу”, – считает глава государства. При этом Александр Лукашенко подчеркнул, что в каждом конкретном случае необходим очень аккуратный, осторожный подход, и всегда, если это возможно, следует исходить из интересов человека.

Президент отметил, что до настоящего времени не удалось в полном объеме обеспечить реальную состязательность правосудия. “Государственный обвинитель еще не стал той значимой фигурой и активным участником процесса, как того требует закон. Имеют место факты, когда прокурор просто не готов поддерживать обвинение. В результате зачастую сам суд вынужден собирать доказательства по делу, назначать экспертизы, разыскивать и вызывать новых свидетелей”, – сказал глава государства, приводя типичные примеры. “Генеральной прокуратуре надо учитывать, что государственное обвинение – это уже завершающая стадия участия прокурора в уголовном процессе. Итог проделанной работы”, – подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент считает, что следует принять исчерпывающие меры по повышению качества поддержания государственного обвинения в суде.

Еще один аспект, на котором акцентировал внимание глава государства, – надзор за исполнением законодательства, так называемый общий надзор. “Это изначально ваш участок работы. Благодаря ему прокуратуру всегда называли государевым оком. При этом нельзя забывать, что у нас есть и другие контролирующие органы, и подмена их функций недопустима”, – предупредил Президент.
Александр Лукашенко считает, что самое пристальное внимание необходимо уделять профилактике правонарушений. По мнению главы государства, в этой сфере прокуратуре предоставлены исключительные властные полномочия: она наделена правом вносить в качестве акта прокурорского реагирования представление об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. “Не всегда контролируете и серьезно относитесь к исполнению предписаний”, – заметил Президент.

Глава государства считает, что прокуратура не может самоустраняться от решения остальных задач, стоящих перед государством, в частности в экономике. “Конечно, главные усилия в этой сфере должны быть предприняты соответствующим блоком правительства. Однако и к правоохранительным органам здесь предъявляются особые требования”, – сказал Президент.

По мнению Александра Лукашенко, Генеральной прокуратуре, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность предприятий, необходимо повысить действенность надзора в экономической сфере. Основной акцент в этой работе должен быть сделан на исполнении законодательства, к примеру, при закупке импортных товаров и вовлечении в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого государственного имущества.

При этом, подчеркнул Президент, не должны выпадать вопросы совершенствования правовой базы, в том числе различных стандартов и технических регламентов. Законодательство должно способствовать развитию и укреплению экономики.

Александр Лукашенко также особо подчеркнул, что повышенное внимание прокуратуры должно привлекать обеспечение защиты социальных, и особенно трудовых, прав граждан.

Отдельно Президент остановился на вопросах борьбы с преступностью и коррупцией.

“В настоящее время под обеспечением законности прокуратура понимает, прежде всего, борьбу с преступностью, недопущение ее роста. Все отчеты о ситуации в поднадзорных регионах начинаются с подробного анализа криминогенной обстановки. Так, мне докладывают, что по сравнению с 2007 годом количество зарегистрированных преступлений снизилось почти на 40 тысяч. Эта тенденция наблюдается и по итогам первого полугодия текущего года. Тем самым подчеркивается, что если в этой сфере отсутствует отрицательная динамика, значит, законность обеспечивается. Однако это формальный подход, который ведет к тому, что другие направления из поля зрения прокурорского надзора выпадают или отодвигаются на второй план”, – отметил глава государства.

Президент подчеркнул, что статистические показатели не должны использоваться в качестве единственной основы для оценки эффективности работы. “За цифрами стоят судьбы конкретных людей, государственные и общественные интересы, которые в количественном отношении измерению не поддаются”, – сказал Александр Лукашенко.

“Кроме того, такая оценка не дает ответа на самый главный вопрос: а что было сделано для того, чтобы то или иное преступление, то или иное чрезвычайное происшествие не произошли? Ведь для общества самым важным является отсутствие правонарушений и чрезвычайных происшествий!” – отметил Президент.

“Необходимо твердо уяснить и тот факт, что вашей непосредственной задачей является не просто борьба с преступностью как таковой, а обеспечение законности в этой борьбе. То есть в первую очередь необходимо обеспечить неукоснительное исполнение всеми правоохранительными органами своих обязанностей, а не мириться с их беспринципностью, безынициативностью и некомпетентностью”, – подчеркнул глава государства.

В то же время Президент считает, что функция прокуратуры по координации борьбы с преступностью нуждается в существенном усилении. И резервы для этого имеются.

По мнению главы государства, на качественно новый уровень необходимо поднять работу возглавляемых прокурорами координационных совещаний, которые должны стать своего рода региональными штабами по борьбе с преступностью. “И здесь всякий формализм недопустим”, – предупредил Президент.

Александр Лукашенко указал на недостаточный уровень противодействия незаконному обороту наркотических средств и наркомании. По его словам, глубокий анализ причин и условий наркопреступности не проводится. “А вопрос не просто заслуживает внимания, а кричащий, вопиющий”, – подчеркнул Президент. В этой связи, по мнению главы государства, Генеральной прокуратуре нужно срочно наладить эффективное взаимодействие всех силовых ведомств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

По мнению Президента, неудовлетворительно ведется борьба с коррупцией. Главная проблема состоит в том, что весь силовой блок недостаточно активно работает на упреждение коррупционных проявлений. “И вообще, коррупция больше болезнь чиновников. А мы стрелочников порой больше наказываем под маркой “коррупция” и приводим здесь примеры. Борьба с коррупцией – это борьба не со стрелочниками, а с теми, кто является двигателем этого зла”, – подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент отметил, что в ближайшее время намерен вернуться с учетом уже накопленного опыта к проблемам борьбы с коррупцией, пересмотреть перечень преступлений, относящихся к коррупции, и конкретизировать ее.

“Мы создадим соответствующую комиссию, глава Администрации и госсекретарь Совета безопасности этим займутся, из людей относительно независимых, не из разряда чиновников, которые под себя не будут делать законодательство. Проревизируем, а потом отдадим вам на экспертизу, чтобы вы могли или покритиковать, или усилить тот или иной документ, те или иные предложения”, – сказал Президент.

По мнению главы государства, надо искать и другие варианты оптимизации работы. К примеру, в свое время был введен институт ускоренного производства по уголовным делам. Как результат, более чем на 10% удалось снизить количество дел, по которым обязательно участие прокуроров.

“Возможно, есть смысл также пересмотреть категорию гражданских дел, в рассмотрении которых участие прокуроров обязательно. Да и вообще переосмыслить его роль в гражданском процессе, не допуская при этом девальвации значимости статуса прокуратуры. Давайте проанализируем и это направление и примем соответствующее решение”, – сказал Александр Лукашенко.

Президент также затронул и вопрос предстоящей кампании по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания.

“Мы убеждены, что и предстоящая политическая кампания, к которой мы движемся (а нам спокойно жить не дадут, повод этот будет использован для того, чтобы как-то торпедировать наше государство в очередной раз), пройдет достойно и под вашим бдительным непосредственным надзором. Ваша задача – обеспечить законность в ходе предвыборной кампании, непосредственно во время голосования и после него. Необходимо скоординировать работу так, чтобы совместно с другими правоохранительными органами, Центризбиркомом оперативно выявлять и безотлагательно реагировать на любые нарушения. При этом ни в коем случае не допуская провокационных ситуаций”, – отметил глава государства.

“Работник прокуратуры наделен высочайшими полномочиями – вершить судьбы людей. И каждый из вас несет особую ответственность перед государством и белорусским народом”, – подчеркнул Президент.

Последние новости

ТЕХНОЛОГИИ

Дуров объявил о запуске в Telegram донатов авторам и владельцам каналов

19 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Погода на выходные: дождливо, прохладно и ветрено. В ночь на субботу – заморозки

19 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

К 1 сентября все белорусские школы перейдут на новый режим питания

19 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили « Русские народные сказки»

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Советы от МЧС при похолодании

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Тематическую прямую телефонную линию проведет 26 апреля комитет по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома

19 апреля 2024
НОВОСТИ

Минобразования скорректировало сроки вступительной кампании в ссузах

19 апреля 2024
В МИРЕ

Израиль нанес ракетный удар по Ирану

19 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Ранние яровые зерновые в Беларуси посеяли более чем на 88% площадей

19 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024