Бой за Старый Быхов глазами немецких солдат (часть 2)

4 июля 1941 г. около 10 час. пять танков 35 танкового полка 4 танковой дивизии Вермахта с боем преодолели

фото: forbes.ru

днепровский мост в Старом Быхове и угодили прямо на укрепленные позиции советской артиллерии и пехоты, оборудованные согласно приказу начальника Инженерного управления Западного фронта №01 от 30 июня 1941 г. «для задержания продвижения в глубину мотомеханизированных частей противника». После непродолжительного боя все танки были подбиты советской артиллерией. Выжившие танкисты укрылись от пулеметного и артиллерийского огня за склоном дорожной насыпи.

Воспоминания Юргена Ахатца: «Теперь мы, двадцать пять человек из составов наших танков … лежали на враждебном берегу. Мы были разбросаны в малых группах, свободное передвижение было невозможно. Я с двумя из моих товарищей был рядом с берегом. Вернуться назад в этот момент было невозможно – … оба берега находились под артиллерийским и пулемётным огнём. Таким образом мы пролежали два дня и одну ночь, прежде чем мы оба (потому что один из моих товарищей уже решился в первый день) решились пересечь реку следующей ночью. … При попытке переправиться мой второй товарищ погиб. Меня потоком реки снесло вниз по течению, где ранним утром я попал в русский плен. После допроса я был приведён в Гомель, где неожиданно я встретил трех моих товарищей, бывших на Днепре, которые попали в плен на день раньше».
Из воспоминаний одного из танкистов Хуго Плёшера: «Наш танк больше не мог двигаться. Мы поняли это, когда град снарядов посыпался на нас. Наводчик, ефрейтор Эберберг, безостановочно стрелял по целям, командир, лейтенант Бурхард, отдавал приказы, в то время как наш заряжающий Хофманн снова и снова заряжал пушку. Внезапно в танк ударил более тяжёлый снаряд, с батареи на опушке леса, куда целился наш наводчик… Командир дал команду поменять позицию, чтобы выйти из-под огня батареи. Однако танк не мог двигаться. Командир дал команду покинуть машину. В это время наш наводчик Эберберг непрерывно стрелял по врагу из пулемёта «МГ». Очень быстро мы покинули наш танк через люк заряжающего, который использовали в случае экстренного покидания. Мы использовали дымовые гранаты для маскировки. Механик-водитель… скатился по склону насыпи вниз, чтобы спастись от огня вражеских пулемётов. Оттуда он высматривал товарищей из других танков, чтобы собраться вместе…

фото: liveinternet.ru

Внезапно Плёшер заметил большую дыру в склоне насыпи. Он взял пистолет и полез внутрь хода, который круто уходил под насыпь и заканчивался в конце блиндажом примерно в три квадратных метра. …Там собралось десять человек из нашего подразделения, в том числе командир – оберлейтенант Кёссель.
Стрельба не утихала. Примерно через пять минут раненый русский мирный житель набрёл на наше убежище. Он сел в укрытии у выхода и раз за разом кричал русским солдатам, находившимся поодаль, о помощи. В этом для нас была большая опасность быть открытыми. Плёшер и заряжающий Бюхнер, сидевшие рядом с этим человеком, призвали его молчать. На требование он не отреагировал и, размахивая белым носовым платком, привлек внимание нескольких русских солдат.

Они приближались с громкими криками и заряжающие Бюхнер и Реннер вышли из нашего укрытия, чтобы сдаться русским. Следующие минуты мы были очень ожесточены и подавлены. У нас было ясное представление, что сдаваться в плен ни в коем случае нельзя. И мы не собирались сдаваться живыми. Мы были внутренне готовы к этому. Но велико было наше удивление, что русских не было видно.

Мы, восемь человек, занимали верхнее маленькое помещение, в котором была амбразура с ограниченным видом на противоположный берег. Вход в укрытие завесили мешком. Также командир решил, что мы должны незаметно стрелять в противника поблизости, чтобы завладеть его оружием, т.к. мы выяснили, что у нас было всего четыре пистолета и небольшое количество патронов к ним.

…Внезапно мы услышали звуки русской речи в нашей непосредственной близости. Перед нашим бункером мы отчетливо слышали шаги русских! Вероятно, они искали отдельных раненых немецких солдат. Мы молчали и не дышали, чтобы не выдать себя. Мы обрадовались, когда они отвлеклись нашими танки, стоявшими в 20 м. позади, и стали осматривать их, переговариваясь.

фото: pohodd.ru

Теперь началось долгое ожидание. Было 10.00 ч. утра, когда мы заняли этот бункер. Никто больше не разговаривал. Время текло медленно и лениво. Воздух был спёртым и дурно пахнущим, так что некоторые кашляли и остальные озабоченно поглядывали на них.

Внезапно мы снова насторожились. Стрельба, прекратившаяся четверть часа назад, теперь внезапно возобновилась недалеко от нас, вверху: стрелял «MГ». Наши нервы вновь были в полном напряжении – мы не знали, кто стрелял.

В общем, мы полагали, что наши товарищи рано или поздно предпримут попытку отбить нас. Но ничего такого не происходило, мы должны были ждать. Время от времени новый фейерверк снова начинался вокруг нас, русские даже стреляли по противоположному берегу с наших танков. Таким образом, медленно наступил вечер…

Следующий ден закончился обстрелом с противоположного берега, который вызвали несколько русских.
Весь этот день нашего бегства, которое мы назначили на 22.00 ч., мы пребывали в напряжении. 38 часов в этом почти невыносимом помещении и неизвестности. Теперь настал момент…

Мы старались не заснуть к назначенному времени. Однако три дня ни кто из нас ничего не ел, наши губы засохли.

Реку предполагалось пересечь на брёвнах, т.к. двое наших товарищей не могли плыть. Оберлейтенант сказал, чтобы мы не считались с ним. Однако мы не могли согласиться…

Мы распределили точную последовательность, в которой должны были покидать наше убежище. Два человека ещё оставались в укрытии, другие, как только возможно тише, ползли по траве. Внезапно открыли огонь. Мы очень тихо легли, только Оствальд отправился назад в бункер, полагая, что должен предостеречь оставшихся там Веттера и Турханша. Однако унтерофицер Веттер посчитал, что мы уже у реки и решился следовать за нами вопреки стрельбе. Он покинул бункер и его примеру последовал оберефрейтор Турханш. Теперь Оствальд следовал за нами.

Мы оставили наши сапоги и одежду позади, чтобы избежать ненужного шума. Внезапно открыл огонь пулемёт – вероятно, русский часовой уловил в темноте движение. В ответ на эту стрельбу, с противоположного берега немецкая артиллерия обрушила свой огонь на этот берег. Луна теперь выглядела настолько светлой, что казалось совершенно невозможным оставаться незаметными. Похоже, русским показалось, что мы – немецкая разведгруппа, на немецкой стороне, вероятно, подумали о русской разведгруппе…

Мы ничего не видели и не слышали от остальной тройки. Однако терять время было нельзя. Непременно нужно двигаться к реке. Внезапно Маркграф обнаружил лодку, спрятанную внизу в камыше.

Там мы собрались – пять человек и сначала хотели ждать остальных трёх товарищей, пока внезапно не услышали, как они поплыли слева от нас. Наши товарищи пошли не за нами, а другим путём к реке, и теперь собирались достичь противоположного берега вплавь. Мы кричали им, однако под плотным пулемётным огнём это было бессмысленно. Они могли укрыться на песчаной отмели с кустами. С этого часа мы ничего больше не слышали о них.

Наш командир хотел достичь другого берега непременно вплавь, чтобы обратить внимание наших постов на наше возвращение. Он придерживался мнения, что отдельный пловец мог скорее незаметно достигнуть того берега, чем полная лодка.

Он дал команду Плёшеру грести через наших товарищей слева. Командир уплыл, когда вдруг начался огонь русской артиллерии. Разрывы ложились плотно и высоко вздымали водные массы, обрушивавшиеся на нас. У нас была только одна мысль – как можно быстрее укрыться под мостом. Мы остановились под ним, снаряды падали в воду неподалёку. На другом берегу загорелись несколько домов, освещая реку ещё больше.

После этого мы решили не ждать, как приказал нам командир, а отчалить как можно скорее. Плёшер сел за вёсла. Заряжающие Хофманн и Маркграф легли на дно лодки, в то время как Роузен отталкивался от дна, помогая лодке плыть.

Затем русские открыли сильный пулемётный огонь. Течение подхватило лодку и понесло вниз. Нас сносило под огонь пулемёта. Плёшер снова и снова пытался грести против течения, но лодка попала в свисающие с моста проволоки. Нам не оставалось ничего другого, как грести по течению, чтобы высвободиться от проволок. Только так удалось направить лодку в правильном направлении. Товарищи лежали на дне лодки, в то время как Маркграф сидел с пистолетом в носовой части… Невзирая на убийственный огонь, Плёшер грёб, заплывая за опоры моста, чтобы укрыться от пулемёта.

Когда таким образом пересекли половину реки, мы услышали слабый окрик нашего командира. Мы высадились как можно скорее в обломках взорванного моста. Хофманн и Маркграф наблюдали за русским берегом, в то время как двое других направились в обломках моста к командиру и помогли ему идти к берегу…
Во время этой паузы Плёшер отправился к городу и после продолжительной передышки трое остальных с командиром тоже двинулись дальше. Мы медленно подходили к центру города. Внезапно мы заметили две фигуры. Мы спрятались, присев, за фундаментом сгоревшего дома и окликнули часовых, которые сразу не ответили. Только когда мы встали и пошли к ним, они обозначили себя, как немецкие солдаты, и отвели нас к нашему командованию.

Наши командиры очень обрадовались нашему внезапному появлению, т.к. все полагали, что мы давно мертвы.
Трое других наших товарищей… плыли вместе, пока ефрейтор Турханш не утонул в волнах. Веттер и ефрейтор Оствальд, до крайности измотанные трудностями трёх последних дней, не смогли прийти ему на помощь».
О дальнейших событиях в Старом Быхове стоит сказать только то, что 10 июля войска Вермахта всё-таки с боем форсировали Днепр и продолжили наступление. Однако, это тема другого повествования.

Немецкие документы и воспоминания о сражении за Старый Быхов во многом дополняют существующую у нас информацию об одной из страниц нашего прошлого. Несомненно, быховчане могут гордиться тем, что живут в городе с богатой историей, в том числе примечательной значимыми событиями Великой Отечественной войны. Эта статья – не лишний повод заинтересоваться историей родной земли, вспомнить людей, защищавших город и отдавших за него жизни.

Юрий ШКАПЛЕРОВ, начальник кафедры уголовного процесса и
криминалистики Могилевского высшего колледжа МВД Республики Беларусь,
кандидат юридических наук, майор милиции (специально для «Маяка Прыдняпроўя»).

Последние новости

КАЛЕЙДОСКОП

К 80-летию освобождения от немецко-фашистских захватчиков утверждена эмблема, отражающая силу и непокоренность народа-победителя

29 марта 2024
ТЕХНОЛОГИИ

Пользователи Тelegram из Беларуси смогут ограничивать круг тех, кто может присылать им личные сообщения

29 марта 2024
В МИРЕ

В Минэнерго Украины заявили о массированной атаке на объекты энергетики

29 марта 2024
ОБЩЕСТВО

Скончался пострадавший во время теракта в «Крокусе» белорус, за жизнь которого боролись врачи

29 марта 2024
ОБЩЕСТВО

Свыше 22 тыс. граждан Украины прибыли в Беларусь с начала 2024 года

29 марта 2024
КУЛЬТУРА

Итоги XVII Международного молодежного театрального форума «М.@rt.контакт» подвели в Могилеве

29 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Выпускные вечера в школах Беларуси пройдут 14 июня

29 марта 2024
ГЛАВНОЕ

29 марта пройдёт Единый день безопасности дорожного движения

29 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как белорусы будут работать и отдыхать в мае 2024

28 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

В Минобразования рассказали, введут ли обязательную отработку для платников

28 марта 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховские правоохранители в течение суток раскрыли уголовное преступление

25 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Как в условиях модернизации Быховской ЦРБ оказывается медицинская помощь жителям района

25 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быховском районе горела баня

26 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали лучших работников коммунальной сферы

21 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине состоялось очередное заседание комиссии по содействию занятости населения райисполкома

20 марта 2024
КУЛЬТУРА

Быхаўчан запрашаюць на тыдзень традыцыйнага мастацтва

21 марта 2024
ГЛАВНОЕ

Сергей Антонов, известный быховчанам своими писаниной и видосиками на экстремистских каналах, подался в бега

20 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Единый урок, посвященный годовщине трагедии в Хатыни, пройдет 22 марта во всех школах Беларуси

22 марта 2024