Торговля: с продуктами на село
В маленьких деревнях живут по шесть-десять человек, в основном пенсионеров. Молодежь давно покинула родные места. У тех же, кто остался, самая большая радость в жизни — приезд детей, внуков, да — автолавки. В этом убедилась, проехав с продавцом-водителем райпо Александром Кузьменковым по маленьким и большим населенным пунктам района.
— В системе райпо, — рассказывает Александр Анатольевич, — начал работать еще в 90-е гг., а за рулем автолавки тружусь шестой год. В 2009 получил новый МАЗ — 437073, оснащенный оборудованием, позволяющий перевозить на дальние расстояния скоропортящиеся продукты. Работа мне нравится, коллектив у нас хороший, всегда друг друга выручаем. Свободного времени почти не остается, день — за рулем, а вечером — бумажной работы хоть отбавляй: составляю отчеты по товарообороту за день. К тому же с женой воспитываю сына и дочь.
В тиши деревенской улицы раздается автомобильный сигнал, сообщающий о прибытии автолавки. Здесь в д.Залеская Слобода, проживаю шестнадцать человек, но сейчас пока только семь, остальные переехали до лета к родным в город. Александр Кузьменков остановился у дома, из которого вышел дедушка, чтобы купить, как обычно, молока, хлеба, спичек.
Следующая по маршруту — Дубовка, куда нужно ехать по пашне, а там машина вряд ли проедет, поэтому туда мы не рискнули поехать.
— А как же людям без продуктов? — спрашиваю у продавца.
— Волноваться не стоит, пока автолавка туда не может проехать, Лудчицкий сельисполком сам организовал доставку продуктов питания. Бывают, конечно, и случаи, когда по техническим причинам мы не доезжаем до населенного пункта, тогда я созваниваюсь с жителями и говорю им, что приеду в другой раз, даже в свой выходной день.
Дальше — д. Ленино Новобыховского сельсовета. Там магазин на колесах уже ждут.
— Довольны торговлей? — спрашиваю у подошедших покупателей.
— Ой, довольны, не жалуемся! — отвечают бабушки. — Самое необходимое всегда есть, вот только денег на все не хватает. Да и продавец Сашка самый лучший, понимающий и терпеливый человек.
Автолавка — это, конечно, не универсам, но и здесь самые разные продукты, включая свежую рыбу, тушки кур, колбасу. Жители могут также сделать заказ на те или иные продукты, промышленные товары. Потом, то, что не сможет привезти автолавка, привезет специальная машина.
Деревня Адаменка напоминает оживленный населенный пункт: асфальтная дорога, ухоженные дома. Женщины спешат за покупками, ведь в следующий раз автолавка будет через два дня.
— Внуки в гости приехали, надо купить что-нибудь вкусненькое, побаловать их, ведь не так уж часто они бывают, — говорит пожилая женщина, приобретая конфеты с печеньем.
Жители деревни остаются, а мы спешим дальше.
В Лазаревичах тихо и спокойно. Местные жители ушли на похороны односельчанина.
— Двадцать седьмой покупатель умер за пять лет, — с печалью в голосе уточняет Александр Анатольевич. — Сегодня здесь никто ничего не купит, не до этого им. Проедем до остановки «Каштан-113», а дальше будет остановка «Елка», может кого и встретим.
Это, у водителя-продавца, такие опознавательные знаки, места остановки, где живут постоянные клиенты.
Последняя по маршруту — деревня Вотня. Люди спешат к автомагазину. Покупают по четыре-шесть литров молока, по три батона и по четыре буханки хлеба.
— Надо запостись, чтоб хватило, ибо после, если что и понадобится, то уже не купишь. Поэтому часто приходим со списком, чтоб ничего не забыть, — говорит женщина лет пятидесяти.
Наторговав за день около трех миллионов рублей, мы вернулись в город, а жители маленьких деревень остались довольны покупкам из автолавки.
Татьяна Евсеева.