Почему Беларусь – страна Цмоков и Бульбаёстиков?
«Новый символ Беларуси – Цмок!», «На гомельском заводе выпустили пробную партию Бульбаёстиков, которые станут новым символом Беларуси». И такие новости появляются постоянно. Несколько раз в год какие-нибудь дизайнеры, креативщики или, как в случае с Бульбаёстиком, подполковники в отставке, изобретают новые символы Беларуси. Потом новость затухает, и мы вновь начинам говорить о таких брэндах Беларуси, как Национальная библиотека, озера с болотами и аисты с зубрами. «Комсомолка» решила посмотреть, какие новые символы Беларуси в последнее время изобретались. И с чем именно у иностранцев, по мнению наших производителей сувенирной продукции, должна ассоциироваться наша страна.
Картошка как национальный брэнд?
Бульбаёстик – это герой двух сказок «Приключения Бульбаёстика» и «Семейка картофельная». Первая книга была выпущена в 2008 году. Автор книг – Раиса Дейкун, выпускница журфака, писатель и поэт, подполковник милиции в отставке. Первые 50 Бульбаёстиков уже выпустили на одном частном предприятии Гомеля. Правда, новый символ еще не продается. К нему пока присматриваются.
– Да, он может претендовать на брэнд. А почему нет? «Бульба» – наш национальный продукт, – рассказал «КП» директор гомельского предприятия Михаил Коршак. – Сейчас упаковкой занимаемся. Он будет в мешковине или полиэтилене и перевязан ленточкой национальных цветов – красно-зеленой. Вообще мы раньше по мягким игрушкам специализировались. Но конкуренция тут большая. Вот думаю значки начать выпускать – с изображением Беловежской пущи.
– На ваш взгляд, какой символ должен ассоциироваться у туристов с Беларусью?
– Кто его знает. Почему бы и не Бульбаёстик? Может, еще Национальная библиотека. Правда, сувениры с ее изображением сейчас Китай делает. Это же абсурд! Я тоже не лишен чувства патриотизма. А картошка – наш национальный продукт. Идея такая, чтобы фигурки Бульбаёстика присутствовали на встречах трех республик, на экономических форумах. Везде нужно делать стенды, и Бульбаёстик там должен присутствовать.
В Беларуси тоже есть свои чудовища
Цмок – это по-белорусски дракон. Или змей. Он вообще-то имеет много образов. И именно его выдвигают в новые туристические символы Беларуси. Разработчик – общественно-культурная компания «Будзьма беларусамi!». Уже сейчас турфирмам предлагают прорабатывать маршруты, по которым можно будет отправиться на поиски цмока. Говорят, что позиционирование страны с драконом – безотказный вариант. Везде есть свои «пачвары». Та же Шотландия гордится Лох-Несским чудовищем. Почему бы не гордиться Беларуси своим? Правда, цмок – существо небезобидное. Если обратиться к мифологии, воспитывает алчность: если приручить цмока, то он тебя будет не только оберегать, но и задаривать. Но разработчики уверяют, что их цмок не такой. Он добрый, и именно этот образ планируют пиарить.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Что продают в сувенирных лавках?
Корреспондент «КП» прошлась по сувенирным лавкам и посмотрела, что на самом деле покупают иностранцы.
– Пойдем, хватит уже этих фигурок. Да и никаких ассоциаций с Минском нет, – такой разговор я подслушала между двумя россиянками в одном из центральных минских магазинов с сувенирами.
И правда, из того, что бы на самом деле ассоциировалось с Беларусью, продается очень мало. И не всегда это хочется покупать. Ну скажите, кому нужна декоративная тарелка с изображением Дворца профсоюзов или пластмассовая Национальная библиотека грязно-серого цвета, сделанная в Китае?
– А это что за сувенир? – спросила я у продавца уже другой сувенирной лавки. На витрине стояла глиняная фигурка женщины в национальном костюме. На фартуке написано Belarus, а из декольте выглядывают два шарика.
– Это белорусская женщина. Ручная работа. Расхватывают мигом!
Что покупают иностранцы?
– Если приезжают поляки, они всегда берут матрешки, – рассказала продавец сувенирного отдела крупного магазина. – Россияне же берут всё – от магнитиков, соломенных кукол до льняных рушников.
Еще берут домовенков (соломенные фигурки, обернутые в полиэтилен, держат в лапках купюры в 100 долларов или 500 евро. – Ред.). Они, по идее креативщиков, злых духов изгоняют.
Пока рассматривала витрины, рядом стоял молодой парень из Москвы и покупал сувениры. Вернее, целый пакет сувениров! Итак, было приобретено пять магнитиков из бересты с цветным изображением Троицкого предместья, Ратуши, белорусских пейзажей. Еще в пакет были уложены два соломенных домовенка, набор из керамических чашек, ложки и блюдца. На чашке была вырисована карта Беларуси.
ЧТО ПОЧЕМ?
Декоративные панно и соломы – от 50 тысяч рублей.
Соломенные шляпы – от 380 тысяч рублей.
Керамические чашки – от 20 тысяч рублей.
Соломенные фигурки – от 30 тысяч рублей.
Деревянные фигурки (аист, зубр, цапля и т.д.) – от 100 тысяч рублей.
Льняной пояс – 265 тысяч рублей.
Льняная блузка с орнаментом – от 700 тысяч рублей до 2 миллионов 115 тысяч.
Кстати, в Минске есть несколько магазинчиков, где продают сувениры, сделанные своими руками. Так, керамическая кружка с надписью «Менск» стоит от 70 тысяч рублей. К сожалению, больше никакой продукции, которая бы ассоциировалась с городом, страной, мы там не нашли.
ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА
Когда я попросила продавцов посоветовать мне что-нибудь в подарок для заграничных друзей, мне предложили льняные полотенца, магнитики, соломенных кукол, водку, конфеты, белорусские настойки и бальзамы, косметику и трикотаж. Если честно, я именно это и дарю гостям из других стран. Не хочется мне им дарить пластмассовую фигурку Национальной библиотеки или деревянную фигурку зубра. Это скучно и избито. Вспомните, что вы привозите из-за границы? Магнитики, пепельницы с зажигалками, пивные кружки, чашки, «снежные шары», шарфики… На сувенирах должно быть написано, откуда они. Напишите банально «Минск», «Беларусь». Или просто изобразите здание. Но только не Дворца профсоюзов, а, к примеру, того же красного костела или какого-нибудь замка. Что касается Бульбаёстиков и цмоков… По-моему, незачем изобретать колесо – оно давно изобретено.