В скором времени белорусских докторов будут учить общаться с пациентами уже в вузе

За последние годы наша медицина продвинулась далеко вперед. Врачам под силу сложнейшие операции по пересадке донорских органов, отечественные технические разработки и технологии лечения различных заболеваний успешно используются во многих странах мира, поправлять свое здоровье к нам едет все больше иностранцев.

Несомненно, эти достижения вызывают гордость за страну. Но удивительно, как наряду с такими высокими результатами уживаются откровенное равнодушие, непонимание и неуважение к пациентам со стороны некоторых врачей, занимающих кабинеты в местных поликлиниках и больницах. Чтобы выявить подобные нарушения и узнать, чем конкретно недовольны белорусы, Комитет государственного контроля провел с населением прямую линию, во время которой каждый из дозвонившихся поделился наболевшим.

Нет места равнодушию

Судя по тому, что телефон, на котором дежурили начальник главного управления контроля за работой отраслей социальной сферы Комитета госконтроля Алла Миколуцкая и представители Министерства здравоохранения, не смолкал ни на минуту, претензий у населения к медицине достаточно.

Пенсионерка Юлия Лазаренко пожаловалась на работу терапевтов в одной из столичных поликлиник. Из-за отсутствия специалиста на своем участке женщина с трудом достала талон к “чужому” доктору, на прием к которому просидела под кабинетом более часа. Врач же, узнав, что Юлия Михайловна с другого участка, наотрез отказалась ее принимать.

— У меня болят ноги, появляется одышка, скачет давление, а ей все равно, — негодует пенсионерка. — Она взглянула на меня и открыла мою карточку только тогда, когда я пригрозила ей жалобой в Минздрав, и под мою диктовку выписала направление на необходимые анализы.

Алла Миколуцкая заверила, что участковый врач обязательно будет наказана. А Юлии Лазаренко предложила пройти углубленное медицинское обследование в поликлинике.

— К сожалению, подобное равнодушное отношение врача к пациенту в наше время не редкость, — говорит Алла Валентиновна. — Известно, что многие пожилые люди, приходят в поликлинику не только пожаловаться на боли в сердце или пояснице, но и рассказать доктору о своей жизни. Ведь это совсем нетрудно улыбнуться больному, поддержать беседу.

Заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи, начальник отдела первичной медико-санитарной помощи Министерства здравоохранения Людмила Жилевич в свою очередь отметила, что в министерстве не раз задумывались над тем, чтобы начать обучать будущих врачей правильному общению с пациентами. Не исключено, что в скором времени в медицинских вузах появится новая дисциплина — коммуникации с пациентом. Кроме того, готовятся два обучающих семинара на эту тему для уже состоявшихся врачей. Научат правильно общаться с людьми и работников регистратур и справочных бюро.

Помощь должна быть своевременной

Но равнодушное отношение к пациенту — это еще полбеды. Настоящая проблема, когда больные по вине врачей не получают своевременную помощь. (Эту тему “НГ” не раз затрагивала, в частности материал “Утраченное сострадание” вызвал большой резонанс у наших читателей.) Так, мама трехлетней девочки Вероника, дозвонившаяся на прямую линию, рассказала, что на протяжении вот уже трех месяцев не может вылечить свое чадо от кашля. Доктор, который за это время не удосужился взять у ребенка ни одного анализа, то открывает, то закрывает больничный, выписывая одни и те же лекарства.

В буквальном смысле слова ввязываются в драку жители Жлобина, ожидая очереди на флюорографию. Дело в том, что по городу курсирует единственный флюоромобиль, и ожидать здесь своего приема приходится по два-три часа. Нередко такая ситуация складывается и при посещении других специалистов. Поэтому неудивительно, что во избежание инцидентов дежурных врачей поликлиник обязали периодически ходить по этажам здания и следить за порядком, направлять заблудившихся пациентов в нужный кабинет, а задача медсестер — наблюдать за самочувствием людей, ожидающих приема в коридоре.

Многие вопросы, поднятые в ходе прямой линии, решались на месте. Представителям Комитета госконтроля и Минздрава достаточно было сделать один звонок, чтобы врачи в поликлиниках выписали пациенту больничный, провели обследование, назначили анализы, приехали на вызов к больному. Но тут же возникает вопрос: неужели для того, чтобы выполнять свои прямые обязанности, некоторым докторам нужен некий сигнал сверху?