Рынок нашей страны способен «проглотить» 5 тысяч шуб из пушнины

За предыдущее пятилетие отрасль звероводства потребительской кооперации стала основным отечественным экспортером пушнины, а также достойным конкурентом ведущих грандов пушного бизнеса — стран Скандинавии и Азии. Зверохозяйства ежегодно производят более 770 тысяч шкурок норки и по 2,5 тысячи — лисицы и песца. Около 90 процентов шкурок реализуется на экспорт. Есть ли у отрасли звероводства резервы для развития, и может ли она себя опробовать в новом амплуа — производителя пушных эксклюзивных изделий? Эти вопросы корреспондент «Р» задал заместителю начальника отдела звероводства Белкоопсоюза Геннадию ПОПОВУ (на снимке):

— Геннадий Валентинович, конъюнктура мирового рынка сегодня на руку производителям пушнины — цена шкурки норки возросла с 20 до 50 долларов и выше. Как отрасль может использовать ее для развития?

— Практика показывает, что мы не напрасно стучались в двери мировых аукционов, улучшали качество продукции по таким параметрам, как густота покрова, длина ости, окрас пушнины и другим. В последнее время особым спросом пользовалась, может, не столь теплостойкая, но модная короткоостная норка. С учетом мировых тенденций в развитии пушного бизнеса зверохозяйства потребкооперации могут предложить 12 устоявшихся цветовых расцветок. По итогам минувшего года от реализации пушной продукции мы получили прибыль 130 млрд. рублей, при этом чистая прибыль — более 92 млрд. рублей. Валютная выручка за истекший год составила 31,7 миллиона долларов.

В декабре минувшего года Белкоопсоюз отгрузил на финский аукцион более 260 тысяч шкурок норки и реализовал ее с 15-процентным ростом стартовой цены. За пушнину, произведенную нашими организациями, торговались брокеры Греции, Италии, Китая, России — ведущих стран, занимающихся изготовлением пушно-меховых изделий. Самый качественный товар мы традиционно реализуем на аукционе в Хельсинки, где все торги и цены на продукцию максимально прозрачны. Там есть реклама, много покупателей и большой спрос — соответственно устанавливается на товар предельно высокая цена. Конечно, аукционы берут за организацию торгов 1—4 процента от суммы реализованного товара. Однако это выгодные взаимоотношения, при расчетах они делают частичную предоплату, а по завершении торгов перечисляют оставшуюся сумму. Продается белорусская пушнина и в Россию.

— Однако часть продукции вы реализуете также на внутреннем рынке. Хотя особого прогресса в отечественном производстве пушных изделий, судя по витринам магазинов, не наблюдается?

— Дело в том, что основное предприятие отечественного легпрома, которое шьет пушно-меховые изделия, — Витебский меховой комбинат. Для бесперебойной работы в текущем сезоне предприятие заказало у Белкоопсоюза 35 тысяч шкурок норки. Сортировщикам Витебского мехового комбината было предоставлено эксклюзивное право первоочередного отбора шкурок норки в любом из хозяйств, в том числе и по цветовой гамме. По просьбе отечественного производителя отпускаем пушнину по цене на 15 процентов ниже, чем установившаяся мировая. Однако запрошенные объемы сырья так и не выкупили: отсортированные около 20 тысяч шкурок они оплатили, забрали и еще около 10 тысяч лежат не востребованными на складах зверохозяйств. А прошедший в Хельсинки мартовский аукцион дал повышение цены на шкурки норки еще на 5 процентов. И тенденция к росту цен на «мягкое золото» пока не ослабевает. Конечно, отобранное для витебских партнеров сырье не подорожает, но если они не выкупят товар в ближайшее время, то мы будем вынуждены, погодя, реализовать его через аукционные торги. Пока же, на мой взгляд, переработчики опрометчиво «заморозили» в невыкупленном товаре более полумиллиона долларов наших средств. А нам самим дополнительные финансы не помешают: с учетом роста прибыли от звероводческой отрасли Правлением Белкоопсоюза взят курс на масштабное переоснащение устаревающей материально-технической базы зверохозяйств. Важно завершить его сейчас, пока на пушнину повышенный спрос.

Недавно на совещании в Министерстве экономики прозвучал интересный вопрос: сколько отечественный рынок может «поглотить» пушно-меховой продукции с учетом платежеспособности населения? Емкость отечественного рынка оценена представителями Витебского мехового комбината в 15 тысяч единиц верхней одежды, в том числе 5 тысяч — это шубы из пушнины, что эквивалентно 200 тысячам шкурок норки. Согласно же перспективным планам отечественного переработчика, к 2015 году он будет использовать около 120 тысяч шкурок. Очевидно, что есть свободная ниша и для других производителей пушно-меховых изделий, а значит, и для развития конкурентной среды. Перспектива видится не в конвейерном производстве с рядами шуб, пуговицами в одном и том же месте и классическими дырками-застежками. Речь идет о самом дорогом виде одежды. Значит, будущее все же за ателье и не кустарными, а брендовыми, способными предложить индивидуальный и творческий подход. Традиционные взгляды при изготовлении одежды из натурального пушно-мехового и кожаного сырья погубят дело. Человек, скопивший достаточное количество денег, достоин того, чтобы получить от производителя эксклюзивное изделие премиум-класса.

— Если развернуто столь успешное производство пушнины, соответствующей мировым стандартам, то почему бы Белкоопсоюзу не попробовать себя в роли изготовителя модной одежды из пушнины?

— Вопрос непростой, им, наверное, задаются многие люди! Тут важно понять, что отрасль звероводства — это колоссальный сгусток проблем и вопросов: закупки недостающих импортных кормов для пушных зверей, и расходы, связанные с закупкой новых зверьков (мы называем это прилитием крови), и сложная зоотехническая селекционная работа, и ежедневный труд ветеринаров.

Конечно, изготовление модной одежды из пушнины — это другая индустрия, имеющая свои особенности, но в отрасли звероводства все взаимосвязано. Она работает как бы наоборот. Вначале стоит заказчик. На него работают портные, на них работают те, кто выделывает сырье. А под заказ всей этой цепочки брокеры закупают пушнину на аукционах.

Имея собственную пушнину, и мы пробуем свои силы. В качестве эксперимента на базе унитарного предприятия «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» создан цех по пошиву изделий из пушнины на заказ, который явно не будет ориентирован на массовое производство. Цех предприятия работает на протяжении уже почти года под приобретенным брендом «Джиннелли», набран штат хороших специалистов. Уже пошито и реализовано 254 единицы верхней одежды.

Мы не собираемся продавать изделия из пушнины в больших магазинах типа универмагов: у нас не массовое производство по шаблону. Мы готовы поставлять изделия в специализированные магазины или хотя бы в секцию, где продается эксклюзивная одежда. Если их выставить рядом с массовым пошивом, то я уверен, что ничего не продадим. Эксклюзивное изделие должно на витрине играть, если хотите, как драгоценный камень в оправе. При этом, велик риск остаться с нереализованным товаром до следующего сезона холодов. Поэтому в швейном цеху в Колядичах создан собственный демонстрационный зал готовых изделий: шубы, полушубки, шапки женские и мужские, аксессуары для мобильных телефонов, женские сумочки, брелоки и другие. Мы стремимся сделать производство безотходным, т.е. если хвостик от шкурки остался невостребованным, то зачем его выбрасывать, если можно пошить модный брелок для ключей. Кстати, мы даже были вынуждены несколько ограничивать прием заказов, так как не успеваем все их своевременно выполнять.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

——————————

Тем временем: Мех сквозь слезы

Не сладко приходится любителям натуральных шуб на Западе. В Америке их изгоняют с зимних курортов. В Европе на них охотятся движение «зеленых» и прочие «безбашенные» гринписовцы, которые из-за угла выливают на дорогие шубы дамочек несмываемые краски и чернила. В столице мировой моды Милане поджигают магазины, где продаются шубы из натуральной пушнины. В результате многомесячной акции протеста «Наступление на меховую промышленность», из универмагов крупнейшей торговой сети Германии не так давно исчезли все товары из натурального меха. В ожидании больших рисков все западные компании повысили цены на меха и изделия из них на 30—40 процентов. Несмотря на эти безобразия, спрос на пушнину в мире растет. Только в США ежегодно продаются пушно-меховые изделия, преимущественно европейских производителей, более чем на 4 миллиарда долларов.

 

Юрий БЕСТВИЦКИЙ,  РЭСПУБЛIКА

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Сотрудники прокуратуры Быховского района приняли участи в республиканской добровольной акции «Аднавiм лясы разам»

29 марта 2024
КАЛЕЙДОСКОП

К 80-летию освобождения от немецко-фашистских захватчиков утверждена эмблема, отражающая силу и непокоренность народа-победителя

29 марта 2024
ТЕХНОЛОГИИ

Пользователи Тelegram из Беларуси смогут ограничивать круг тех, кто может присылать им личные сообщения

29 марта 2024
В МИРЕ

В Минэнерго Украины заявили о массированной атаке на объекты энергетики

29 марта 2024
ОБЩЕСТВО

Скончался пострадавший во время теракта в «Крокусе» белорус, за жизнь которого боролись врачи

29 марта 2024
ОБЩЕСТВО

Свыше 22 тыс. граждан Украины прибыли в Беларусь с начала 2024 года

29 марта 2024
КУЛЬТУРА

Итоги XVII Международного молодежного театрального форума «М.@rt.контакт» подвели в Могилеве

29 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Выпускные вечера в школах Беларуси пройдут 14 июня

29 марта 2024
ГЛАВНОЕ

29 марта пройдёт Единый день безопасности дорожного движения

29 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как белорусы будут работать и отдыхать в мае 2024

28 марта 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховские правоохранители в течение суток раскрыли уголовное преступление

25 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Как в условиях модернизации Быховской ЦРБ оказывается медицинская помощь жителям района

25 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быховском районе горела баня

26 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали лучших работников коммунальной сферы

21 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине состоялось очередное заседание комиссии по содействию занятости населения райисполкома

20 марта 2024
КУЛЬТУРА

Быхаўчан запрашаюць на тыдзень традыцыйнага мастацтва

21 марта 2024
ГЛАВНОЕ

Сергей Антонов, известный быховчанам своими писаниной и видосиками на экстремистских каналах, подался в бега

20 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Единый урок, посвященный годовщине трагедии в Хатыни, пройдет 22 марта во всех школах Беларуси

22 марта 2024