Товар — лицом. А продавец?

Некоторые магазинные акции и рыночный мерчендайзинг на деле превращаются в банальное околпачивание покупателей.

Регулярные рейды госконтроля по торговым точкам и более или менее просыпающаяся сознательность потребителей в защите своих прав, кажется, навсегда избавили покупателей от риска быть обвешанными и приобрести несвежие продукты. Однако «золотое» правило торговли «не обманешь – не продашь» и сегодня прекрасно вписывается в интерьер рынков и магазинов.

Причем ушлым продавцам для околпачивания своих клиентов совсем не обязательно пользоваться какими-то необыкновенными уловками. Достаточно положиться «на авось пронесет», ведь девяти из десяти спешащих за покупками после тяжелого ра- бочего дня или отстоявших в душном помещении огромную очередь в кассу, уже не до пристального разглядывания информации на этикетке или же скрупулезного подсчета общей суммы покупки.

Чудеса не первой свежести

— Скажите, у вас кефир сегодняшний есть? — интересуемся у продавца в небольшом магазинчике в райцентре.
— Товар на витрине, перед вами, — уклончиво отвечает молоденькая девчушка.
— Не хочется торчать у прилавка четверть часа, пока будем вчитываться в циферки на этикетке, вы же должны знать, был ли сегодня завоз, — настаиваем, потому что знаем: “приколы” мерчендайзинга (часть процесса маркетинга, определяющая методику продажи товара в магазине) уже докатились до глубинки. Продавцы намеренно выставляют на первый план, так сказать “лицом” к покупателю, именно ту партию товара, срок годности которой истекает в ближайшие сутки. Свежие кефир, творог, пакетированное молоко, йогурты или глазированные сырки таким незамысловатым образом оказываются в задних рядах, куда скромный, хорошо воспитанный человек не полезет. Так и есть! Явно нехотя, но  продавщица достает пакетик детского кефира, стоящий в самом конце магазинного холодильника. На первом плане остается стоять тот же детский, только со сроком годности, заканчивающимся сегодня.
На прошлой неделе в столичном гипермаркете мы стали свидетелями скандала между покупательницей и кассиром. Женщина приобретала креветки, расфасованные в пакеты. Как положено, с этикеткой, но без ценника. Последний остался красоваться на морозильной камере.
— Я специально посмотрела, там были креветки по одной цене, а касса пробивает мне стоимость в полтора раза большую, — кипятилась покупательница.
Отправились разбираться. Все верно. На ценнике стоит одна цифра, кассовый аппарат по штрих-коду пробивает совсем другую. В чем дело?
— Это ценник на креветки старой партии, она уже вся раскуплена, а завезена новая, по другой цене, — начинает оправдываться администратор магазина. И в подтверждение своих слов демонстрирует еще один ценник, ненавязчиво отодвинутый от полки с креветками и относящийся уже скорее к лотку с мороженой рыбой.

 

 Комментарий председателя ОО “Белорусское общество защиты потребителей” Анны СУШИ:
— Что касается свежемороженной продукции, то я вообще советую покупателям обходить витрины с таким товаром стороной, потому что, действительно, то, что вы получите на выходе на своей сковородке, не стоит тех денег, которые вы заплатите за упаковку и за лед. Овощи и фрукты в сетках не лишне будет взвесить еще раз. А вот дважды пробитый на кассе продукт — это уже обсчет, который влечет за собой административную ответственность. Главное в таком случае — сохранить чек. Путаница с ценниками нередко происходит из-за нерасторопности торговли. Советую всем потребителям во избежание таких недоразумений обращать внимание не только на название и цену товара, но и на соответствие штрих-кодов на этикетке и на ценнике. Алюминиевые клипсы срезаются обязательно! Оставить их на продукте перед тем, как взвешивать его, можно только по просьбе покупателя.

Ну что сказать? Все надо знать!

В целом по Беларуси за период с 13 января по 7 марта текущего года органами государственного санитарного надзора обследован 42 771 объект, в том числе рынки, объекты торговли, общественного питания и придорожного сервиса. Нарушения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов выявлены на 13 303 объектах, что составило 31 процент от числа обследованных. Выдано 2923 предписания о запрете на реализацию 24 977 килограммов продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Сегодня наибольший удельный вес в сфере торговли и общепита составляют нарушения, связанные с несоблюдением требований по качеству реализуемых продуктов, сроков годности и условий хранения, непредоставлением потребителям необходимой и достоверной информации о товаре, несоблюдением ассортиментного перечня. “Хочу напомнить, что под какими бы лозунгами ни проходили рекламные акции в магазинах, на какие бы продукты ни объявлялись скидки — просроченным товарам на прилавках не место. Их ни в коем случае нельзя реализовывать даже по самой низкой цене!” — предупреждает начальник отдела контроля потребительского рынка и сферы услуг главного управления контроля по Минску Комитета госконтроля Татьяна СМОЛИЧ.
— В ходе проверок проводится отбор продукции для лабораторного исследования. При несоответствующем качестве товар запрещается к реализации, — пояснила первый заместитель главного государственного санитарного врача города Минска Наталья ЖУКОВА. — Если же покупатель вдруг приобрел просроченный товар, он имеет право отнести его обратно в магазин и вернуть свои деньги. Меры к руководителям торгового объекта могут быть приняты в рамках административного процесса. Но для этого потребителю необходимо обязательно сохранить чек и маркировочный ярлык  данного продукта.
Наталья Павловна подчеркнула, что следить за сроком годности продуктов в первую очередь должны работники торговли, это их прямая служебная обязанность. Но и потребителям надо быть бдительными: внимательно читать информацию на этикетке, смотреть на внешний вид товара. В частности, мятая, вздувшаяся либо потертая упаковка должна настораживать, качество продукта в ней может быть сомнительным.

Топ-5 самых частых магазинных хитростей

1. Для увеличения веса свежемороженной продукции (пельмени, манты, котлеты, рыба и мясо, замороженные овощи) ее намораживают до обледенения, перетасовывают и только потом продают. В итоге в каждом килограмме тех же голубцов иногда до 50—70 граммов наледи.
2. Овощи и фрукты, как известно, имеют свойство усыхать. Для того чтобы не потерять в деньгах, товар по прибытии в фасовочный цех пакуется в сетки и взвешивается. Иначе, если через несколько дней положить на весы яблоки или мандарины, их масса будет намного меньше.
3. Часто на кассе пробивают дважды один и тот же продукт. Ошибка электроники? Все может быть. Но только у авторов этой статьи подобное недоразумение случалось минимум раз в две недели.
4. “Путаница” с ценниками. Берешь товар по одной цене, на кассе пробивается другая. Ответ всегда обезоруживающий: извините, не успели поменять, новая партия товара.
5. Часто на рынках толстые алюминиевые скобы, которыми скреплена с двух сторон оболочка колбасы, перед взвешиванием продукта не срезают. Пусть проволока утяжеляет вес батона всего на несколько граммов, все равно правила торговли продавцы обязаны знать.

 

  О чем говорит этикетка?
Визитной карточкой продукта на прилавке являются ценники и маркировочные ярлыки, которые дают потребителю полную информацию о товаре. Если упаковка продукта промаркирована на предприятии, то там уже будут указаны все необходимые данные о нем: страна-изготовитель, наименование продукта, вес, состав, дата изготовления и срок годности. В магазине дополнительно на ценнике должны быть указаны стоимость продукта и его название. Если же товар, к примеру сыр или мясо, расфасовывался в торговой точке, то маркировочный ярлык должен содержать следующую информацию:
— наименование товара;
— категория или сорт;
— местонахождение и наименование пред-
приятия-изготовителя, указание импортера, если товар ввезен из-за рубежа;
— количество или вес;
— пищевая (энергетическая) ценность;
— условия хранения;
— дата изготовления;
— срок годности.
Людмила КОНОПЕЛЬКО, Оксана ЗАХАРОВА

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как белорусы будут работать и отдыхать в мае 2024

28 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

В Минобразования рассказали, введут ли обязательную отработку для платников

28 марта 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили продажу стирального порошка Ariel и капсул Tide

28 марта 2024
ГЛАВНОЕ

В Беларуси на 1 января 2024 года проживало около 9,15 млн человек

28 марта 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

29 марта – прямая телефонная линия с начальником 11 управления ГУБОПиК МВД

28 марта 2024
ЭКОНОМИКА

Дни Могилевской области пройдут с 29 марта по 22 апреля на ВДНХ в Москве

28 марта 2024
В МИРЕ

Напавшие на “Крокус Сити Холл” были под воздействием наркотических веществ

28 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Карпенко рассказал, как идет формирование ВНС

28 марта 2024
АКТУАЛЬНО

Прямая линия замначальника Могилевского областного управления МЧС Владимира Гореликова пройдет 30 марта

28 марта 2024
АКТУАЛЬНО

Бесплатную консультацию нотариуса можно будет получить 2 апреля

28 марта 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховские правоохранители в течение суток раскрыли уголовное преступление

25 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Как в условиях модернизации Быховской ЦРБ оказывается медицинская помощь жителям района

25 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали лучших работников коммунальной сферы

21 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быховском районе горела баня

26 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине состоялось очередное заседание комиссии по содействию занятости населения райисполкома

20 марта 2024
КУЛЬТУРА

Быхаўчан запрашаюць на тыдзень традыцыйнага мастацтва

21 марта 2024
ГЛАВНОЕ

Сергей Антонов, известный быховчанам своими писаниной и видосиками на экстремистских каналах, подался в бега

20 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

О мерах предосторожности в паводковый период

15 марта 2024