Контроль за соблюдением ценового законодательства будет усилен

“Хотите большие глаза? Наши цены специально для вас!” — такие рекламные слоганы салонов красоты не раз становились объектом внимания юмористов. Хотя в дороговизне смешного, конечно, мало: ценовой фактор — пожалуй, самый определяющий для барометра общественных настроений. Но одно дело, если рост цен обусловлен объективными экономическими законами, и совершенно другое — если он вызван доминированием небольшого числа монополистов. В 2011-м жители Беларуси собственным кошельком ощутили плоды стратегии “как хочу, так и накручу”, запевку которой положил слаженный хор небольшого числа импортеров подсолнечного масла. На этой неделе перед монополистами поставлена задача наступить на горло собственной песне.

Именно в прошлом году стала очевидной и необходимость жесткого ценового регулирования. Штрафы за нарушение антимонопольного законодательства колебались на уровне примерно миллиона рублей. На фоне стомиллиардных прибылей монополистов говорить о действенности такого наказания было просто смешно. Не спал в шапку и любящий порассуждать о своем бедственном положении бизнес: ценовые и монопольные нарушения были выявлены у 66 процентов проверенных предпринимательских структур. Наказание же было столь же символичным: 548 нарушителей — субъектов пред-принимательской деятельности — заплатили в среднем по 790 тысяч рублей каждый.
И вот антимонопольная лавочка оказалась прикрыта. 27 февраля глава государства подписал Указ № 114 “О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля”, который не только охватил все формы недобросовестной конкуренции, ранее упущенные иными актами, но и установил действенные меры ответственности за них. Отныне совершение монопольных деяний влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от двадцати до ста базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от ста до двухсот, на юридическое лицо — до 10 процентов суммы выручки, но не менее пятисот базовых величин. Либо не менее четырехсот — именно при недобросовестной конкуренции.
Как сообщили “НГ” в департаменте по ценовой политике Министерства экономики Беларуси, в минувшем году в результате изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В госреестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, были включены 19 субъектов на республиканском уровне и 68 — на местном. При этом утратили доминирующее положение на республиканском и местном уровнях 12 и 30 хозяйствующих субъектов соответственно. Кроме того, в прошлом году были приняты решения по десяти заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании четырех фактов недобросовестной конкуренции. Например, предотвращена регистрация наименования фирмы, смысловая часть которого оказалась идентичной названию конкурента. Но разве кто-то всерьез полагает, что факты антимонопольных нарушений в нашей стране исчерпываются подобными мелочами?
“Ужесточение антимонопольной политики в Беларуси — очень важный и своевременный вопрос, — заметил “НГ” доцент кафедры экономической политики БГЭУ Владимир Поплыко. — Дело в том, что на наших рынках нередко доминируют монополии и олигополии, допускающие ценовой сговор. В результате страдает потребитель услуг. Скажем, монопольное доминирование крупных застройщиков в немалой степени определяет высокую стоимость строительства жилья. Известен и факт, когда областного субъекта дорожного строительства не допустили к реконструкции Минской кольцевой автодороги”.
Антимонопольная политика — инструмент любого уважающего себя государства, стремящегося обеспечить равные условия на своем рынке и стабильность в обществе. Поэтому с нарушителями не церемонятся, невзирая на лица. В России в прошлом году 15 крупнейших нарушителей антимонопольного законодательства были оштрафованы на 3,609 млрд российских рублей — более чем на 123 млн долларов, то есть в среднем по 8,2 млн долларов “на брата”. В их числе такие гиганты рынка, как “Роснефть”, “Газпромнефть”, “Лукойл”. В декабре антимонопольные органы Евросоюза начали официальное расследование в отношении компании Apple и пяти издателей электронных книг.
В Беларуси ценовая политика по-прежнему направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования. Поэтому и контроль за соблюдением субъектами предпринимательства ценового и антимонопольного законодательства усилен. И если среди проигравших будут лишь те, кто привык ловить рыбу в мутной воде дикого рынка, то в выигрыше окажутся прежде всего потребители. То есть каждый из нас.