В прошлом году конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг не получилось из-за формального подхода местных властей

Скажем прямо: минувший год был непростым для коммунальщиков страны. Высокая инфляция, троекратный рост цен на природный газ и электроэнергию — все шло к значительному «утяжелению» жировок. Тем не менее на примере стандартной двухкомнатной квартиры мы увидели: ЖК-услуги выросли только на треть. И этот яркий пример — один из многих положительных моментов в работе ведомства за 2011-й. Тем не менее…

Итоговая коллегия Минжилкомхоза высветила ряд проблем, решать которые предстоит как на республиканском, так и на местном уровне. И решать быстро.

Министр жилищно-коммунального хозяйства Андрей Шорец начал с самого больного вопроса — себестоимости ЖК-услуг. Детальный анализ показал: затраты на один и тот же вид услуг могут значительно разниться по регионам и предприятиям. Более того, выявлен ряд откровенных перекосов при формировании себестоимости. Например, 1 куб. м воды в Брагине обходится в 5471,5 рубля, что в 2 раза выше, чем в Ляховичах, — 2851,1 рубля. При этом доля расходов на оплату труда в Брагине составила 28,8 %, а в Ляховичах — 13,8 %. Еще один показательный факт. Цена техобслуживания 1 кв. м жилфонда в Брестском районе достигает 876 рублей, в то время как в Бобруйском — 1304,5 рубля. Разница — в полтора раза, а набор выполняемых работ практически одинаков. Не правда ли, есть над чем поразмыслить?

— В этой связи текущий ремонт целесообразно исключить из себестоимости техобслуживания жилфонда и выделить в отдельный вид деятельности, — внес предложение министр. — Это позволит снизить себестоимость и достичь примерно одинакового ее уровня по данному виду услуг во всех регионах, а также сделать услугу прозрачной, более удобной для понимания плательщиков и ввести подомовой учет затрат.

Еще одно заметное достижение ушедшего года — полностью выполненное задание по капремонту жилья в столице и областях (1 млн. 363 тыс. м кв.). Несмотря на резкое подорожание стройматериалов и строительно-монтажных работ во второй половине года, коммунальщикам удалось удержать объемы на прежнем уровне и ввести в срок. Исключение из правил — Червенское, Ошмянское, Зельвенское, Дубровенское и Лепельское предприятия ЖКХ. Они не сдали после капремонта ни одного метра жилья.

Однако будем объективны до конца: реальные потребности республики в капремонтах вдвое выше доведенного плана. По расчетам, в 2011—2015-м необходимо ежегодно капитально ремонтировать не менее 2,9 % жилфонда от общей эксплуатируемой площади. А это ни много ни мало 3 млн. кв. м с бюджетом работ порядка 2,0 трлн. рублей. Разумеется, таких средств нет… Именно поэтому Минжилкомхоз настаивает на значительном увеличении в 2012—2015 годах объемов работ по ремонту отдельных конструктивных элементов жилых домов, особенно кровель и стыковых панелей.

Приход частника на рынок ЖК-услуг Беларуси. Эта тема муссируется уже давно — в прошлом году были сделаны первые робкие шаги для создания этой самой пресловутой конкуренции. Частника ждали и звали, но, увы, он так и не пришел: в 15 из 16 городов конкурсы на техобслуживание жилфонда признаны несостоявшимися. Формальная причина — из-за отсутствия претендентов. Но что стояло за этим на самом деле?

— Пока результативным стал только один конкурс, проведенный в Борисове. Здесь право на обслуживание 12 жилых домов выиграла частная структура — ИП «Чистый свет плюс». А это более 1100 лицевых счетов. Увы, негосударственных организаций, способных конкурировать на рынке ЖК-услуг, пока недостаточно. Они не обладают необходимым производственным потенциалом и не имеют возможности оказывать полный перечень услуг по техническому обслуживанию. Сдерживающий фактор по выходу на белорусский рынок зарубежных специализированных компаний один — это низкий уровень возмещения затрат населением, — считает Андрей Шорец. — Одна из серьезных причин «пробуксовки» — формальный подход местных исполнительных и распорядительных органов. На конкурсы нередко выставляются объекты, представляющие собой как малоэтажную застройку, так и крупные комплексные лоты (от 50 до 500 жилых домов). Печально, что создание конкуренции на местах понимают очень однобоко. В большинстве случаев вся работа перекладывалась на плечи организаций жилищно-коммунального хозяйства, которые по определению не заинтересованы в привлечении конкурентов. Тем не менее в нынешнем году эта работа продолжится на качественно новом уровне.

Если развитие рынка ЖКХ — дело будущего, то отдача от внедрения дифференцированной платы за воду — уже реальность. Только за 3 месяца прошлого года по республике получен экономический эффект в сумме 20,9 млрд. рублей, озвучил цифры министр ЖКХ. В 2012-м этот показатель должен составить более 60 млрд. рублей, а снижение объемов потребления данных услуг достигнет 5—6 процентов. Если очень грубо, экономия воды в Беларуси превысит 14 млн. кубометров, что сравнимо с годовым потреблением такого города, как Барановичи.

———————————

Это факт

Подводя итоги работы Министерства жилищно-коммунального хозяйства страны, вице-премьер правительства Анатолий Калинин подчеркнул, что в 2011 году ведомство провело в целом положительную работу.

 

Василий МАТВЕЕВ,  РЭСПУБЛIКА