Участников ДТП вычисляют даже по мельчайшим осколкам или протекторам шин

Анатолий Сосновский, начальник межрайонного отдела оперативного реагирования и розыска ГАИ Минской области, держит в руках корпус автомобильного зеркала. Для меня это ничем не примечательный обломок, но для специалиста — очень весомое вещественное доказательство. Его нашли на месте очередного дорожно–транспортного происшествия. Водитель, сбивший насмерть человека, предпочел скрыться. И только усугубил свою вину. Участников ДТП порой вычисляют даже по мельчайшим осколкам или протекторам шин.

Истина кроется в деталях
Смотрели фильм «Такси»? Сцена, в которой главный герой смог вычислить преступников по запаху следов от шин, недалека от реальности.
— Бывало, конечно, когда на месте ДТП оставались автомобильные номера, но это идеальный случай, — все подробности оперативно–розыскной деятельности журналистам знать не обязательно, но в кое–какие нюансы работы подполковник милиции Сосновский нас все же посвятил. — Корпус зеркала — вещдок тоже важный. По нему мы можем определить модель скрывшегося авто, год, а зачастую и месяц выпуска. А если бы он был еще в окраске кузова, тогда соответственно и цвет. В этом нам помогают дилерские автоцентры. Их специалисты дают консультации практически по всем маркам, иногда даже самым эксклюзивным. Сличаем с другими запчастями–»близнецами». Скажем, конкретно эта запчасть принадлежит «Фольксвагену–Вито». Иногда участвуем в интернет–форумах, чтобы разобраться в особенностях той или иной модели.
Оперативники акцентируют мое внимание: единого шаблона, по которому устанавливается участник дорожно–транспортного происшествия, нет да и быть попросту не может. Где–то, конечно, помогут свидетели, но большинство наездов на пешеходов происходит в безлюдной местности. Где–то — видеокамеры. Нужна хотя бы одна, хотя бы самая маленькая зацепка, а дальше распутать дело — вопрос техники. В общих чертах это выглядит так. Скажем, определено, что осколок принадлежит белой «Ауди». Проверят все подобные авто. Если машина битая или покрашена — внимание к ней будет особо пристальное.
Кровавый транзит
Ранним декабрьским утром водитель хлебовозки остановился возле деревни Лошница на трассе Брест — Москва и вышел из кабины протереть лобовое стекло… Безжизненное тело около восьми утра обнаружили проезжающие мимо. Сбивший человека шофер мог и не заметить, как тот выскочил на дорогу. Уж сколько сотрудники Госавтоинспекции ни повторяют как заклинание слово «фликер» — заставить всех поголовно носить световозвращающий элемент не могут. Второго участника ДТП определяли по незначительным фрагментам авто, найденным на месте трагедии.
— Путем скрупулезной работы вычислили: к аварии, возможно, причастна фура «Мерседес–Актрос» 2005 года выпуска, — листает материалы дела Анатолий Сосновский. — Установили, что она могла проезжать через территорию нашей страны транзитом. Определили, кто в этот день пересекал границу, кто конкретно мог быть в то время в Лошнице. Для этого замеряли время прохождения конкретного участка. В итоге машина оказалась из Калининграда. Через две недели она вновь объявилась в нашей стране — и водителя задержали. Тот лишь развел руками, мол, да, не заметил. Но у машины были значительные повреждения по правому борту, которым бедолагу придавило к хлебовозке. Удара не почувствовать было невозможно!
Причины и следствие
А на пешеходном переходе возле деревни Горани на трассе Минск — Гродно сентябрьским вечером произошел двойной наезд. Сначала перебегавшего дорогу пешехода сбил «Ситроен–Берлингер». А затем уже через бездыханное тело переехал «Мерседес». Что мешало водителям затормозить, остановиться? Стресс, шок, а может, безразличие — уже не важно. Через считанные минуты на месте происшествия не было ни первого, ни второго автомобиля. Нашли оба. По оставшимся на дороге кусочкам пластмассы.
— Как бы ни тяжела была авария, виновны вы в ней или нет, оставайтесь на месте, — прописные истины для водителей твердит старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Анна Банадык. — Ведь зачастую причиной ДТП становится нарушение правил именно пешеходом. Большинство дорожно–транспортных происшествий случается в темное время суток. Наезжают на лежащих, сбивают пьяных. Заметить их, а значит, предотвратить наезд, иногда просто невозможно. В таком случае они и должны отвечать.
Оставили умирать на дороге? Ждите уголовной ответственности. Любая судмедэкспертиза определит, что стало причиной смерти: наезд или, скажем, переохлаждение, когда получивший травму человек погибает от холода. И если в первом случае есть вероятность, что вас оправдают, то во втором — пощады не будет.
— Недавно искали «Тойоту–Ландкрузер», сбившую человека на трассе Колодищи — Заславль, — вспоминает подполковник милиции Сосновский. — Таких машин в стране не больше двухсот. Нам очень помогло интернет–сообщество. Кстати, ту ветку на форуме читал и скрывшийся с места ДТП водитель. Понимал, говорит, что скоро его найдут…
Фото: Артур ПРУПАС