Неравнодушные заметки: ГОД КНИГИ

Скажу прямо: одна из причин современного духовного кризиса кроется в том, что многие из нас перестали читать. ТВ-ящик и Ин-тернет никогда не смогут заменить ее Величество – КНИГУ!!! Пло-хо, что литературу в школе, в университетах у нас чаще всего – про-хо-дят! В смысле, прошли – и забыли. Так и проходит наше подрастающее поколение мимо Я.Купалы и Я.Коласа, А. Пушкина и М. Шолохова, Э.Золя и Р.Роллана… Проходит где-то мимо, стороной, не попадая  в цель воспитания творческого и умного читателя. Вот и проходит потом уже среднее поколение мимо библиотек, мимо книжных магазинов…  Именно плохое образова-ние породило массу людей, которые умеют читать, но не умеют понять, что следует читать!
И в 21 веке литература с большой буквы должна оказывать должное воздействие на сердца и умы особенно юных читателей. Уверен: от характера этого воздействия во многом и будет зави-сеть моральный облик нашей молодежи, ее жизненные позиции – а значит, и завтрашний день Беларуси, всей планеты Земля. Ибо каждый честный писатель стремится, чтобы его произведения приносили ребенку радость познания, учили с юных лет справедливости, трудолюбию, мужеству, стремлению жить в мире и дружбе со всеми народами. Считаю, что  каждое поколение должно заново переводить великие творения мировой литературы!  Причем хорошие книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
Сразу хочется обратиться к писателям Беларуси: именно созда-ние талантливых, высокоидейных произведений – ваша лучшая помощь школе, родителям, библиотекарям! У писателя еще боль-шая ответственность, чем у педагога: ведь он имеет дело не с 30-ю школьниками, а с тысячами, миллионами детей!  Детский писатель – это тот же педагог, но с еще большими не только полномочиями, но и обязанностями.  Ведь, действительно, все начинается с дет-ства… А пробудить мысль – это и есть главная задача хорошей литературы. Автор пишет только половину книги, другую половину … пишет читатель.
Развитие художественно-эстетических начал, умение восприни-мать произведения литературы и искусства в немалой степени  и закладывают  социально-нравственные основы личности, выраба-тывают видение мира как единого целого, развивают чувство гар-монии, красоты, воображение, формируют жизненный идеал. Пре-подаватели же литературы должны быть настоящими скульптора-ми людских душ, а у нас литература как предмет часто преподается скучно, неэмоционально, равнодушно… «Сердечная недоста-точность» – именно названием повести А.Алексина можно охарак-теризовать деятельность некоторых учителей-словесников!
Очень плохо, что в Беларуси редко кто нынче  из подростков становится активным читателем. У многих школьников не развито эстетическое восприятие литературы, не сформированы грамот-ные суждения о художественных произведениях. И поэтому совсем не случайно критиковались не раз состояние изучения литературы в школе, руководство чтением в библиотеке. Мы часто забываем в школе, что главное назначение литературы – это не баллы на тестах, а воспитание духовно богатой, граждански активной личности,  формирование эстетически грамотного читателя. А именно вызвать великий эмоциональный отклик в душе человека, побудить его к гуманной деятельности и дать возможность почувствовать себя личностью –  в этом, считаю, и состоит основное воспитательное значение Литературы! Плохо, когда книги лежат нераскрытыми на вашем столе.
Задача опытного педагога, даже родителя –  «заразить детей «тем же чувством, которое испытывал сочинитель», как писал  Л.Толстой. Иными словами, чтение – творчество читателя, идуще-го вслед за писателем. Гуманистически мыслящий литератор дол-жен быть и политиком, должен способствовать идеологическому воспитанию своих читателей.  В 21 веке чрезвычайно велико зна-чение развития творческих способностей личности – успешное ре-шение этой задачи,  прежде всего, необходимо для поднятия об-щекультурного потенциала белорусского народа,  и молодежи в первую очередь! Сама культура чувств – это предпосылка высокой нравственности, духовной активности. И с малых лет необходимо воспитывать в читателях культуру чувств! Чтение – это окошко, че-рез которое дети видят и познают мир и самих себя.
Понятно: если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты дол-жен быть художественно образованным человеком! Педагоги, ро-дители, библиотекари и должны прививать детям любовь к книге, воспитывать неутолимую потребность в чтении, саму культуру чте-ния. Книги должны окрылять душу, рождать жажду творить добро. А окрыляет душу только произведение подлинного искусства! Сам духовный вкус воспитывается только чтением  эстетически полно-ценных книг. А у нас ни семья (в большинстве случаев), ни учитель, ни библиотекарь  часто не помогаю школьнику отобрать хорошую книгу для чтения, творчески прочесть и верно понять ее! Наши библиотекари нередко напоминают продавцов в магазинах, которые молча лишь отпускают товары… О книге нередко забыва-ют в дошкольных учреждениях, в семье, а ведь раньше в семьях были распространены семейные чтения и обсуждения прочитан-ных книг. Это просто здорово, когда ребенок в семье советует ро-дителям прочитать интересную книгу, которую ему самому пореко-мендовал педагог или библиотекарь! Совместные чтения хороших книг вызывают возвышенные эстетические переживания, укрепля-ют духовное родство родителей и детей. А.Твардовский заметил: «Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллекту-ального развития человека».
Талантливым читателем человек не рождается! Читательский талант, культура чтения, увы, воспитываются в течение многих лет. И сам процесс развития читательской культуры бесконечен. Как прав Д.Дидро, сказавший: «Люди перестают мыслить, когда пере-стают читать». А значит, перестают духовно расти, теряют способ-ность быть душевно богатыми. Мы должны научить своих учеников читать так художественную литературу, чтобы от произведения к произведению у них крепла любовь к чтению, росло увлечение Чтением. Через наслаждение высоким искусством человек и при-ходит к постижению прекрасного в действительности. Литература – это вечно живой процесс: все писатели пишут одну и ту же книгу, имя которой жизнь, только названия для своих книг выбирают раз-ные.
Библиотеки наши должны быть очищены от духовного яда, грязи и мусора – макулатуры в виде плохих книг! Книга, особенно детская книга,  не должна быть рыночным товаром, как обувь, пла-тье. Детские книги должны быть дешевыми! По словам А.М.Горького, надо создавать «большую литературу для малень-ких»! Хорошие творцы искусства слова и ориентируются на чита-теля – грамотного и эстетически чуткого. И, причем, приключенче-ской литературой не должен исчерпываться круг чтения подростка – иначе  его духовное развитие будет замедленно не только как читателя, но и как личности в целом. А об эрудиции человека свидетельствуют не только те книги, которые он прочел, но и те, которых он не прочел… И чем меньше человек читает, тем тщательнее ему нужно выбирать книги.
19 января 1930 г. М.Горький опубликовал в «Правде» статью о проблемах детской книги «Человек, уши которого заткнуты ватой». В 21 веке уши нашей молодежи заткнуты уже не ватой, а наушни-ками мобильных устройств… Я как педагог понимаю: многие моло-дые люди не читают вовсе книг не потому, что они не интересны, а потому, что их не научили читать, не привили им любовь к книге ни детский сад, ни школа, ни семья, ни университет. Ведь  корочка-диплом еще не свидетельствует, что перед нами образованный специалист, что перед нами – интеллигент! Литература, книга – это трудное искусство, к которому еще нужно уметь подойти. Особенно для начинающего прочитать произведение – дело столь же труд-ное, как понимание полотен Репина или композиций Чайковского. Педагоги и должны, прежде всего, стремиться к тому, чтобы сде-лать каждого учащегося творческим читателем, знающим специ-фику литературы различных видов и жанров и умеющих работать с этими жанрами! Необходимо читателя учить читать – причем чте-ние как источник духовного обогащения не сводится к умению чи-тать, этим умением оно только начинается. Ибо хорошая книга – драгоценнейшее произведение высшего ума человека.
Наши учащиеся нередко даже не владеют библиотечно-библиографическими знаниями, наивно полагая, что все можно найти в Интернете – а в Интернете можно найти лишь крохи, и то довольно часто сомнительного качества и ужасной грамотности! Даже некоторые учителя не владеют библиографической культу-рой – а ведь это солидная часть культуры умственного труда. Кста-ти, именно постановка библиотечного дела в стране – один из са-мых важных  показателей ее общей культуры. Ибо великие писате-ли всегда опережают спрос своей эпохи. А.И.Герцен писал: «Чте-нием человек переживает века»…
Необходимо вырабатывать привычку к систематическому, еже-дневному вдумчивому чтению! Необходимо читать разнообразные и сложные книги, требующие  интенсивной работы ума и сердца. Культура – это то, что складывается в течение жизни, не передает-ся по наследству. Книга – это надежный путь к культуре умственно-го труда, ключ к самообразованию, к постоянному совершенство-ванию души и ума. Плохо, что многие семьи нынче не заботятся о книжном фонде своих домашних библиотек. Ошибаются те роди-тели, которые полагают, что книга – это обыденный и не слишком привлекательный предмет. А в библиотеки иные дети просто ле-нятся ходить! В.Г.Белинский так оценивал роль библиотек: «Вели-чайшее сокровище –  хорошая библиотека».
Как педагог уверен: без доброй, настоящей книги не приучишь растущих радоваться Жизни и Красоте! Хорошая книга – это учеб-ник жизни. Литературное развитие необходимо каждому школьнику прежде всего не для его профессиональной деятельности в области литературы, а для овладения богатством мыслей и чувств, которые таятся в великих произведениях национального и  мирового искусства. Чтение возвышает душу, но оно – серьезный духовный труд. Ничто никогда не заменит чтения: между автором и читателем возникает интимная связь, у читателя всегда есть время в любом количестве для размышлений, можно перечитать понравившееся снова и снова… Говоря лаконично: от сердца писателя – к сердцу читателя! Хорошая же книга действует и на ум, и на сердце! Подлинное творение искусства не заканчивается на последней странице – оно переселяется в душу и сознание читателя. Как пчела, припадая к разным цветам, собирает мед в соты, так и хороший читатель по многим книгам собирает всю жизнь сладость слов. А замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново. Великая литература способна создать великое в жизни.  И замечу: хороших книг не выбрасывают и не сжигают в печке: их исчезновение окружено тайнами – они где-то есть! Скажи мне, что читают твои дети, и я скажу, кто – ты?! И было бы просто здорово дарить матери новорожденного вместе с пеленками набор первых детских книг!  К месту тут привести высказывание И.Гете: «Люди и не подозревают: каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели»…
Окончить мне хотелось бы словами  замечательного белорус-ского писателя Янки Брыля, творчество которого я полюбил еще с детства: «Когда я читаю хорошую книгу, не упрекайте меня в ло-дырничанье. Не хотите признать, что я работаю, то думайте, что я молюсь – Слову».

 

С уважением Константин Степанович КОРНЕЛЮК, педагог,

г. Витебск-38

Последние новости

КУЛЬТУРА

«Славянский базар в Витебске»: что в программе международного фестиваля искусств

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове состоялся митинг-реквием «Чернобыльский набат»

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если ваш дом затапливает

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Члены Совета Республики проведут единый день приема граждан в Гомельской области

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля – день трагедии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
СПОРТ

Бокий выиграл третье золото на чемпионате Европы по параплаванию

26 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024