Неравнодушные заметки: ГОД КНИГИ

Скажу прямо: одна из причин современного духовного кризиса кроется в том, что многие из нас перестали читать. ТВ-ящик и Ин-тернет никогда не смогут заменить ее Величество – КНИГУ!!! Пло-хо, что литературу в школе, в университетах у нас чаще всего – про-хо-дят! В смысле, прошли – и забыли. Так и проходит наше подрастающее поколение мимо Я.Купалы и Я.Коласа, А. Пушкина и М. Шолохова, Э.Золя и Р.Роллана… Проходит где-то мимо, стороной, не попадая  в цель воспитания творческого и умного читателя. Вот и проходит потом уже среднее поколение мимо библиотек, мимо книжных магазинов…  Именно плохое образова-ние породило массу людей, которые умеют читать, но не умеют понять, что следует читать!
И в 21 веке литература с большой буквы должна оказывать должное воздействие на сердца и умы особенно юных читателей. Уверен: от характера этого воздействия во многом и будет зави-сеть моральный облик нашей молодежи, ее жизненные позиции – а значит, и завтрашний день Беларуси, всей планеты Земля. Ибо каждый честный писатель стремится, чтобы его произведения приносили ребенку радость познания, учили с юных лет справедливости, трудолюбию, мужеству, стремлению жить в мире и дружбе со всеми народами. Считаю, что  каждое поколение должно заново переводить великие творения мировой литературы!  Причем хорошие книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
Сразу хочется обратиться к писателям Беларуси: именно созда-ние талантливых, высокоидейных произведений – ваша лучшая помощь школе, родителям, библиотекарям! У писателя еще боль-шая ответственность, чем у педагога: ведь он имеет дело не с 30-ю школьниками, а с тысячами, миллионами детей!  Детский писатель – это тот же педагог, но с еще большими не только полномочиями, но и обязанностями.  Ведь, действительно, все начинается с дет-ства… А пробудить мысль – это и есть главная задача хорошей литературы. Автор пишет только половину книги, другую половину … пишет читатель.
Развитие художественно-эстетических начал, умение восприни-мать произведения литературы и искусства в немалой степени  и закладывают  социально-нравственные основы личности, выраба-тывают видение мира как единого целого, развивают чувство гар-монии, красоты, воображение, формируют жизненный идеал. Пре-подаватели же литературы должны быть настоящими скульптора-ми людских душ, а у нас литература как предмет часто преподается скучно, неэмоционально, равнодушно… «Сердечная недоста-точность» — именно названием повести А.Алексина можно охарак-теризовать деятельность некоторых учителей-словесников!
Очень плохо, что в Беларуси редко кто нынче  из подростков становится активным читателем. У многих школьников не развито эстетическое восприятие литературы, не сформированы грамот-ные суждения о художественных произведениях. И поэтому совсем не случайно критиковались не раз состояние изучения литературы в школе, руководство чтением в библиотеке. Мы часто забываем в школе, что главное назначение литературы – это не баллы на тестах, а воспитание духовно богатой, граждански активной личности,  формирование эстетически грамотного читателя. А именно вызвать великий эмоциональный отклик в душе человека, побудить его к гуманной деятельности и дать возможность почувствовать себя личностью –  в этом, считаю, и состоит основное воспитательное значение Литературы! Плохо, когда книги лежат нераскрытыми на вашем столе.
Задача опытного педагога, даже родителя —  «заразить детей «тем же чувством, которое испытывал сочинитель», как писал  Л.Толстой. Иными словами, чтение – творчество читателя, идуще-го вслед за писателем. Гуманистически мыслящий литератор дол-жен быть и политиком, должен способствовать идеологическому воспитанию своих читателей.  В 21 веке чрезвычайно велико зна-чение развития творческих способностей личности – успешное ре-шение этой задачи,  прежде всего, необходимо для поднятия об-щекультурного потенциала белорусского народа,  и молодежи в первую очередь! Сама культура чувств – это предпосылка высокой нравственности, духовной активности. И с малых лет необходимо воспитывать в читателях культуру чувств! Чтение – это окошко, че-рез которое дети видят и познают мир и самих себя.
Понятно: если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты дол-жен быть художественно образованным человеком! Педагоги, ро-дители, библиотекари и должны прививать детям любовь к книге, воспитывать неутолимую потребность в чтении, саму культуру чте-ния. Книги должны окрылять душу, рождать жажду творить добро. А окрыляет душу только произведение подлинного искусства! Сам духовный вкус воспитывается только чтением  эстетически полно-ценных книг. А у нас ни семья (в большинстве случаев), ни учитель, ни библиотекарь  часто не помогаю школьнику отобрать хорошую книгу для чтения, творчески прочесть и верно понять ее! Наши библиотекари нередко напоминают продавцов в магазинах, которые молча лишь отпускают товары… О книге нередко забыва-ют в дошкольных учреждениях, в семье, а ведь раньше в семьях были распространены семейные чтения и обсуждения прочитан-ных книг. Это просто здорово, когда ребенок в семье советует ро-дителям прочитать интересную книгу, которую ему самому пореко-мендовал педагог или библиотекарь! Совместные чтения хороших книг вызывают возвышенные эстетические переживания, укрепля-ют духовное родство родителей и детей. А.Твардовский заметил: «Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллекту-ального развития человека».
Талантливым читателем человек не рождается! Читательский талант, культура чтения, увы, воспитываются в течение многих лет. И сам процесс развития читательской культуры бесконечен. Как прав Д.Дидро, сказавший: «Люди перестают мыслить, когда пере-стают читать». А значит, перестают духовно расти, теряют способ-ность быть душевно богатыми. Мы должны научить своих учеников читать так художественную литературу, чтобы от произведения к произведению у них крепла любовь к чтению, росло увлечение Чтением. Через наслаждение высоким искусством человек и при-ходит к постижению прекрасного в действительности. Литература – это вечно живой процесс: все писатели пишут одну и ту же книгу, имя которой жизнь, только названия для своих книг выбирают раз-ные.
Библиотеки наши должны быть очищены от духовного яда, грязи и мусора – макулатуры в виде плохих книг! Книга, особенно детская книга,  не должна быть рыночным товаром, как обувь, пла-тье. Детские книги должны быть дешевыми! По словам А.М.Горького, надо создавать «большую литературу для малень-ких»! Хорошие творцы искусства слова и ориентируются на чита-теля – грамотного и эстетически чуткого. И, причем, приключенче-ской литературой не должен исчерпываться круг чтения подростка – иначе  его духовное развитие будет замедленно не только как читателя, но и как личности в целом. А об эрудиции человека свидетельствуют не только те книги, которые он прочел, но и те, которых он не прочел… И чем меньше человек читает, тем тщательнее ему нужно выбирать книги.
19 января 1930 г. М.Горький опубликовал в «Правде» статью о проблемах детской книги «Человек, уши которого заткнуты ватой». В 21 веке уши нашей молодежи заткнуты уже не ватой, а наушни-ками мобильных устройств… Я как педагог понимаю: многие моло-дые люди не читают вовсе книг не потому, что они не интересны, а потому, что их не научили читать, не привили им любовь к книге ни детский сад, ни школа, ни семья, ни университет. Ведь  корочка-диплом еще не свидетельствует, что перед нами образованный специалист, что перед нами – интеллигент! Литература, книга – это трудное искусство, к которому еще нужно уметь подойти. Особенно для начинающего прочитать произведение – дело столь же труд-ное, как понимание полотен Репина или композиций Чайковского. Педагоги и должны, прежде всего, стремиться к тому, чтобы сде-лать каждого учащегося творческим читателем, знающим специ-фику литературы различных видов и жанров и умеющих работать с этими жанрами! Необходимо читателя учить читать — причем чте-ние как источник духовного обогащения не сводится к умению чи-тать, этим умением оно только начинается. Ибо хорошая книга – драгоценнейшее произведение высшего ума человека.
Наши учащиеся нередко даже не владеют библиотечно-библиографическими знаниями, наивно полагая, что все можно найти в Интернете – а в Интернете можно найти лишь крохи, и то довольно часто сомнительного качества и ужасной грамотности! Даже некоторые учителя не владеют библиографической культу-рой – а ведь это солидная часть культуры умственного труда. Кста-ти, именно постановка библиотечного дела в стране – один из са-мых важных  показателей ее общей культуры. Ибо великие писате-ли всегда опережают спрос своей эпохи. А.И.Герцен писал: «Чте-нием человек переживает века»…
Необходимо вырабатывать привычку к систематическому, еже-дневному вдумчивому чтению! Необходимо читать разнообразные и сложные книги, требующие  интенсивной работы ума и сердца. Культура – это то, что складывается в течение жизни, не передает-ся по наследству. Книга – это надежный путь к культуре умственно-го труда, ключ к самообразованию, к постоянному совершенство-ванию души и ума. Плохо, что многие семьи нынче не заботятся о книжном фонде своих домашних библиотек. Ошибаются те роди-тели, которые полагают, что книга – это обыденный и не слишком привлекательный предмет. А в библиотеки иные дети просто ле-нятся ходить! В.Г.Белинский так оценивал роль библиотек: «Вели-чайшее сокровище —  хорошая библиотека».
Как педагог уверен: без доброй, настоящей книги не приучишь растущих радоваться Жизни и Красоте! Хорошая книга – это учеб-ник жизни. Литературное развитие необходимо каждому школьнику прежде всего не для его профессиональной деятельности в области литературы, а для овладения богатством мыслей и чувств, которые таятся в великих произведениях национального и  мирового искусства. Чтение возвышает душу, но оно – серьезный духовный труд. Ничто никогда не заменит чтения: между автором и читателем возникает интимная связь, у читателя всегда есть время в любом количестве для размышлений, можно перечитать понравившееся снова и снова… Говоря лаконично: от сердца писателя – к сердцу читателя! Хорошая же книга действует и на ум, и на сердце! Подлинное творение искусства не заканчивается на последней странице – оно переселяется в душу и сознание читателя. Как пчела, припадая к разным цветам, собирает мед в соты, так и хороший читатель по многим книгам собирает всю жизнь сладость слов. А замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново. Великая литература способна создать великое в жизни.  И замечу: хороших книг не выбрасывают и не сжигают в печке: их исчезновение окружено тайнами – они где-то есть! Скажи мне, что читают твои дети, и я скажу, кто – ты?! И было бы просто здорово дарить матери новорожденного вместе с пеленками набор первых детских книг!  К месту тут привести высказывание И.Гете: «Люди и не подозревают: каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели»…
Окончить мне хотелось бы словами  замечательного белорус-ского писателя Янки Брыля, творчество которого я полюбил еще с детства: «Когда я читаю хорошую книгу, не упрекайте меня в ло-дырничанье. Не хотите признать, что я работаю, то думайте, что я молюсь – Слову».

 

С уважением Константин Степанович КОРНЕЛЮК, педагог,

г. Витебск-38