Как праздновали Новый год на Быховщине наши предки

У многих быховчан, как и у большинства жителей нашей страны, Новый год уже давно ас-социируется с  привычными нашему глазу атрибутами: дедом Морозом и Снегурочкой, украшен-ной мишурой елкой, фейерверками, брызгами шампанского и запахом мандаринов. Однако, не-смотря на такие казалось бы устоявшиеся традиции празднования самого ожидаемого дня в году, эти правила сложились относительно недавно. Деды Морозы, Снегурочки и новогодние ели поя-вились в городах Беларуси только в XIX столетии.
Новый год, как и любой календарный праздник, ведёт свои истоки из религиозных празд-неств. У древних славян был свой «Дед Мороз» – древнее божество Зюзя, олицетворявшее зим-нюю стужу. В народе во время проведения новогодних праздничных обрядов его упоминали вплоть до XIX столетия: «Зюзя на дварэ – куцця на стале».
Как известно, и наш дед Мороз, и западноевропейский Санта Клаус- это прообразы святого Николая. Потому и отсчет новогодних празднеств наши предки начинали немного раньше – с праздника св. Николая Зимнего. В день «Святого отца Николы Великого» существовал обычай закреплять большие денежные сделки. Считалось, что финансовые вопросы, решённые в этот день, будут иметь больший успех. Важнейшим же новогодним праздником было Рождество Хри-стово.
У далёких наших предков начало нового года было связано с днем весеннего равноденст-вия. Особо желанными гостями в каждой семье в это время были волочебники. Они обходили все сельские и городские дома, песней величали и прославляли хозяина, его труд. Величали и хозяйку, как мудрую советчицу и помощницу своего мужа, а также взрослую дочь и неженатого сына. Хозяева искренне благодарили волочебников, дарили им обрядовые подарки – яйца, сыр, колбасы.
Древний волочебный обряд стал исчезать из быта наших предков с появлением христиан-ства. На смену волочебникам пришли колядовщики. Для коляд были характерны обрядовые ужи-ны – «кутьи». Первая кутья – Великая или Постная- справлялась перед днем Рождества Христова 24 декабря. Вторая кутья называлась богатой, толстой, щёдрой, мясной. Справлялась она в ново-годний вечер. В этот день было принято щедро одаривать колядовщиков, ходивших по дворам и исполнявших новогодние и рождественские песни. В этих песнях они поздравляли хозяев дома, желали им добра и богатства, благосостояния, прославляли их трудолюбие и щедрость. Наряду с песнями колядовщики ставили потешные театральные сценки.
После включения Быховских земель в состав Российской империи в 1772 году в регион стали проникать традиции празднования Нового года, учреждённые Пётром 1: “Впредь лета счис-ляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова, по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевело-вых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поста-вить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украше-нию генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга по-здравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится”.
Во второй половине XIX – начале XX веков на Быховщине Новый год праздновался уже с широким размахом, почти как в наши дни. В городе Быхове нарядную ёлку ставили в дворянском клубе, однако доступ туда был открыт только избранным жителям города, привилегированным сословиям- градоначальникам, дворянам, духовенству (чем не сегодняшние «корпоративы»?). Мещане, солдаты и крестьяне отмечали Новый год в питейных домах и устраивали гуляния на площади города, где также стояла новогодняя ёлка.
Новый год отмечали и в деревнях. Быховский краевед Д.М. Абрамович в своих записках упоминает, что в 1912 году учитель Мокрянского народного училища Н.И. Короленко «за свой счёт устроил ёлку для учеников. Радости у крестьянской детворы было много».
Помогала быховская земля праздновать Новый год и другим. Каждый год в ноябре-декабре  заготовленные в быховских лесах зелёные красавицы отправлялись с железнодорожной станции города в крупные города юга России. Работали в этой сфере целые купеческие артели, доходы были неплохие.
С приходом советской власти установка новогодней ёлки, да и празднование Нового года в целом, стало считаться религиозным предрассудком. Некоторые жители Быхова всё же пытались устроить праздник детворе, но делалось всё это тайком, дома- все боялись огласки.
Были на Быховщине и «жертвы» новогодних празднеств. Так, отпраздновав новый 1928 год, из компартии с формулировкой «за религиозные предрассудки» был исключён номенклатур-ный работник Тихонцов, член партии с 1919 года. А в 1929 году неудачей закончилось празднование Нового года для военкома 98 стрелкового территориального полка Романенко (полк квартировался в Быхове). Он был исключён из партии и освобождён от занимаемой должности по вышеназванной причине – праздновал Новый год с семьёй.
Только в 1936 году в СССР был официально введён праздник Новый год, с красиво укра-шенной елью, с дедом Морозом и Снегурочкой. Однако в семьях быховчан наряду с Новым годом продолжали праздновать Рождество, и колядовали – традиции куда сильнее каких-либо законов или табу…
Новый год – один из самых любимых всеми праздников. Его с нетерпением ждут и взрос-лые, и дети. Начало нового года можно сравнить с началом новой жизни, в которой можно будет сделать всё, что не успел сделать в прошлом году, исправить все ошибки, изменить что-то к луч-шему. Поэтому за новогодним столом в кругу родных и близких людей звучат такие же древние, как и сама традиция встречать Новый год, пожелания: оставить в уходящем году все проблемы и горести, а в новый взять с собой все самое светлое и хорошее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей  Жижиян,
Директор Быховского  историко-краеведческого музея       

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

V открытый региональный конкурс детских инструментальных ансамблей состоялся на базе детской школы искусств г.Быхова

23 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Минтруда рассказали, какие изменения планируются в законе об охране труда в 2025 году

23 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине проходит республиканская молодежная ярмарка вакансий

23 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Беларуси появится собственная операционная система и браузер

23 апреля 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

ОРВИ у детей

23 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Минэнерго: БелАЭС позволила заместить 7,7 млрд кубометров природного газа

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Делегат ВНС: я готова активно и достойно работать на благо родной Беларуси

23 апреля 2024
В МИРЕ

Украинские власти переименуют более 340 населенных пунктов из-за отсылок к советскому прошлому

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Министр ЖКХ рассказал, когда в 2024 г. ждать роста тарифов на услуги

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля ГАИ района проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!»

23 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024