Как праздновали Новый год на Быховщине наши предки
У многих быховчан, как и у большинства жителей нашей страны, Новый год уже давно ас-социируется с привычными нашему глазу атрибутами: дедом Морозом и Снегурочкой, украшен-ной мишурой елкой, фейерверками, брызгами шампанского и запахом мандаринов. Однако, не-смотря на такие казалось бы устоявшиеся традиции празднования самого ожидаемого дня в году, эти правила сложились относительно недавно. Деды Морозы, Снегурочки и новогодние ели поя-вились в городах Беларуси только в XIX столетии.
Новый год, как и любой календарный праздник, ведёт свои истоки из религиозных празд-неств. У древних славян был свой «Дед Мороз» – древнее божество Зюзя, олицетворявшее зим-нюю стужу. В народе во время проведения новогодних праздничных обрядов его упоминали вплоть до XIX столетия: «Зюзя на дварэ – куцця на стале».
Как известно, и наш дед Мороз, и западноевропейский Санта Клаус- это прообразы святого Николая. Потому и отсчет новогодних празднеств наши предки начинали немного раньше – с праздника св. Николая Зимнего. В день «Святого отца Николы Великого» существовал обычай закреплять большие денежные сделки. Считалось, что финансовые вопросы, решённые в этот день, будут иметь больший успех. Важнейшим же новогодним праздником было Рождество Хри-стово.
У далёких наших предков начало нового года было связано с днем весеннего равноденст-вия. Особо желанными гостями в каждой семье в это время были волочебники. Они обходили все сельские и городские дома, песней величали и прославляли хозяина, его труд. Величали и хозяйку, как мудрую советчицу и помощницу своего мужа, а также взрослую дочь и неженатого сына. Хозяева искренне благодарили волочебников, дарили им обрядовые подарки – яйца, сыр, колбасы.
Древний волочебный обряд стал исчезать из быта наших предков с появлением христиан-ства. На смену волочебникам пришли колядовщики. Для коляд были характерны обрядовые ужи-ны – «кутьи». Первая кутья – Великая или Постная- справлялась перед днем Рождества Христова 24 декабря. Вторая кутья называлась богатой, толстой, щёдрой, мясной. Справлялась она в ново-годний вечер. В этот день было принято щедро одаривать колядовщиков, ходивших по дворам и исполнявших новогодние и рождественские песни. В этих песнях они поздравляли хозяев дома, желали им добра и богатства, благосостояния, прославляли их трудолюбие и щедрость. Наряду с песнями колядовщики ставили потешные театральные сценки.
После включения Быховских земель в состав Российской империи в 1772 году в регион стали проникать традиции празднования Нового года, учреждённые Пётром 1: “Впредь лета счис-ляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова, по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевело-вых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поста-вить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украше-нию генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга по-здравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится”.
Во второй половине XIX – начале XX веков на Быховщине Новый год праздновался уже с широким размахом, почти как в наши дни. В городе Быхове нарядную ёлку ставили в дворянском клубе, однако доступ туда был открыт только избранным жителям города, привилегированным сословиям- градоначальникам, дворянам, духовенству (чем не сегодняшние «корпоративы»?). Мещане, солдаты и крестьяне отмечали Новый год в питейных домах и устраивали гуляния на площади города, где также стояла новогодняя ёлка.
Новый год отмечали и в деревнях. Быховский краевед Д.М. Абрамович в своих записках упоминает, что в 1912 году учитель Мокрянского народного училища Н.И. Короленко «за свой счёт устроил ёлку для учеников. Радости у крестьянской детворы было много».
Помогала быховская земля праздновать Новый год и другим. Каждый год в ноябре-декабре заготовленные в быховских лесах зелёные красавицы отправлялись с железнодорожной станции города в крупные города юга России. Работали в этой сфере целые купеческие артели, доходы были неплохие.
С приходом советской власти установка новогодней ёлки, да и празднование Нового года в целом, стало считаться религиозным предрассудком. Некоторые жители Быхова всё же пытались устроить праздник детворе, но делалось всё это тайком, дома- все боялись огласки.
Были на Быховщине и «жертвы» новогодних празднеств. Так, отпраздновав новый 1928 год, из компартии с формулировкой «за религиозные предрассудки» был исключён номенклатур-ный работник Тихонцов, член партии с 1919 года. А в 1929 году неудачей закончилось празднование Нового года для военкома 98 стрелкового территориального полка Романенко (полк квартировался в Быхове). Он был исключён из партии и освобождён от занимаемой должности по вышеназванной причине – праздновал Новый год с семьёй.
Только в 1936 году в СССР был официально введён праздник Новый год, с красиво укра-шенной елью, с дедом Морозом и Снегурочкой. Однако в семьях быховчан наряду с Новым годом продолжали праздновать Рождество, и колядовали – традиции куда сильнее каких-либо законов или табу…
Новый год – один из самых любимых всеми праздников. Его с нетерпением ждут и взрос-лые, и дети. Начало нового года можно сравнить с началом новой жизни, в которой можно будет сделать всё, что не успел сделать в прошлом году, исправить все ошибки, изменить что-то к луч-шему. Поэтому за новогодним столом в кругу родных и близких людей звучат такие же древние, как и сама традиция встречать Новый год, пожелания: оставить в уходящем году все проблемы и горести, а в новый взять с собой все самое светлое и хорошее.
Сергей Жижиян,
Директор Быховского историко-краеведческого музея