ТЕМЫ

Можно ли сэкономить на акциях и распродажах?

В последнее время по магазинам хожу в постоянном напряжении. Раньше волшебные слова “скидки”, “акция”, “цены согревают” расслабляли. А сейчас хочется, как Станиславский, сказать: “Не верю!” Не остается ощущения приятного послевкусия выгодной покупки.

Захожу в магазин крупной торговой сети. Акция на горошек. Всего 5.900. Заманчиво. Тут же кладу в корзину и совершенно случайно замечаю, что горошек–то совсем другого производителя и по цене вдвое большей! “А где же товар со скидкой?” — спрашиваю продавца. Тот неопределенно машет рукой в другой конец магазина. То же самое с “супервыгодными” огурцами, соком, напитками, рулетами… Расчет на невнимательность покупателя? Да уж, желтые ценники, крупные буквы, цифры без нулей, волшебные слова “горячее предложение” действуют на нас безотказно. Это уже подталкивает к спонтанному решению: “Ведь завтра может и не быть!” А наутро зайдешь в магазин и удивишься: прежние выгодные цены стали самыми обыкновенными, белого цвета, желтыми раскрашены уже совсем другие… Таких уловок — масса. За этот год я уже не единожды попадала в глупую ситуацию, когда не успевала донести товар до кассы, как он вырастал в цене: то акция закончилась, то еще не началась, то товар из другой партии. Поэтому в очередной раз за выгодными покупками я решила пройтись с инспекторами Минского общества потребителей.

Читайте между строк

В первом же магазине сталкиваемся с уже знакомыми мне трюками. Привлекательный желтый ценник на воду в 1,5–литровых бутылках, а под ценником стоят 3–литровые. Зовем товароведа: мол, почему вводите покупателя в заблуждение?

— Просто ту воду уже раскупили, а ценник не успели поменять. Извините, сейчас все исправим, — объяснение у моих спутников вызывает ироничную улыбку.

Такая же ситуация с бисквитным рулетом с клубничной начинкой. Ценник со скидкой есть, а рулета нет. Зато есть со сгущенкой, но стоит он в два раза дороже… Подходит начальник отдела охраны, начинает убедительно объяснять, что мы, покупатели, сами из–за своей спешки вводим себя в заблуждение:

— Бывает, клиенты берут товар в одном месте, а потом, передумав, оставляют его в другом. А у следующего покупателя сразу мысль: персонал работает с одной целью, как его “обуть”!

— А старые ценники?

— Время такое. Раньше я по ценнику проводил пальцем, и на нем оставалась пыль. А сейчас с каждой поставкой он меняется, идет переоценка старой продукции. Распечатываются новые ценники. Ассортимент большой, продавцы действительно иногда не успевают…

Инспектор Минского общества потребителей Алла Гайс замечает еще одно “выгодное” предложение: салфетки к консервированному борщу скотчем приклеил явно не производитель. Покупка плюс подарок — в последнее время самая распространенная акция. На самом деле все эти призы, подарки, бонусы уже входят в стоимость. Хотя начальник отдела маркетинга уверяла, что салфетки прилагаются совершенно бесплатно, мол, это всего лишь попытка магазина привлечь внимание к белорусской продукции, которая в осенний период не пользуется большим спросом.

— Значит, цена салфеток окупится торговой наценкой, — не верит Алла Александровна в “бесплатный сыр”.

Как говорится, читайте между строк. Если подарок стоящий, то всегда мелким шрифтом есть примечание: при наличии на складе или до продажи последней штуки. А если видите: “Купите мебель и получите столик для завтраков в постель”, убедитесь, что внизу мелким шрифтом не стоит: “…при покупке спальни стоимостью 10 млн”.

Экономия на граммах

— Вот, смотрите, еще один момент, — указывает начальник отдела общественного контроля Игорь Ковбаса на пачку масла. — Вы берете масло подешевле, но граммов–то тут не 200, а 180. И в пакете молока теперь может быть и 0,8, и 0,9 литра. Но мало кто обращает внимания на объем, смотрят на цену. А в итоге экономят только на граммах или на качестве.

— Для интереса купите коробку спичек, — поддерживает коллегу инспектор Алла Гайс. — Раньше было 50 штук, потом не менее 45. Сейчас стандарт — не менее 38. Это полкоробки. А положите на весы дрожжи. Написано “100 граммов”, а там 60, потому что они усыхают. Этого бы не было при нормальной упаковке.

То есть магазины “втридорога продают, втридешевле берут” и в этом и заключаются мнимые скидки? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Скажем, себестоимость товара — 6 долларов, но один поставщик закладывает в цену валютный курс 10 тысяч рублей, а другой — 15 тысяч. А в итоге разница набегает 30 тысяч. И вот вам возможность для скидок. Плюс торговые наценки: в каждом магазине они разные.

— Вот эта пачка вчера стоила столько же, только на ней висел красочный ярлык с процентами, — нахожу на полках знакомый чай. Подходим к администратору: мол, в чем фокус?

— Сегодня у нас началась новая акция, — объясняют нам. — Товар, который продавался со скидками вчера, в этот “красный” список уже не входит, но цены на него мы оставляем прежними. Придет новая партия, тогда и он будет переоцениваться.

Что же получается, скидки “рисуют” на предварительно завышенные цены? Плюс на минус дает обычную, а не “антикризисную” стоимость?

— Скидки не берутся с потолка, — замечает мое недоверие и.о. заведующей магазином Валентина Рабушко. — Мы договариваемся с поставщиком о том, что на определенный товар он снижает отпускную цену, а мы со своей стороны — торговую наценку. В сумме получается существенная разница. Выставляем в акционную зону. Но поскольку акция у нас “запускается” со среды, то раньше мы его не можем продавать дешевле, а выставить в торговый зал должны…

— Коммерческий ход, — подытоживает Игорь Степанович. — Не было бы скидок на бананы — вы бы и не подумали их покупать в этот день. Не было бы скидок на носочки, платочки, подарочки и т.д. — они бы так и лежали на полке.

С ним не соглашается начальник отдела маркетинга другого торгового предприятия Елена Лазук:

— Конечно, по себестоимости или меньше товар никто не будет продавать. Разве что если у него срок годности истекает… Но и магазин не может с нулевой торговой наценкой работать. Ведь из этой цифры оплачиваются налоги, электроэнергия, идут отчисления в фонд заработной платы… Но у нас есть, к примеру, акция, когда мы выбираем 10 товаров, на которые делаем лишь 3 — 5–процентную надбавку (а обычно — 24 процента!). И поставщик снижает 10 — 15 процентов. В итоге получается дешевле на 30 процентов и более. И покупателю приятно, и у нас за счет большого товарооборота доход выше, чем за предыдущий месяц. Скидки выгодны всем.

Естественно, люди тратят на распродажах гораздо больше, чем планировали. При этом уходят довольные. Срабатывает психологический момент: “Я удачно сэкономил и могу сделать себе подарок”. А не это ли главная цель маркетологов: чтобы каждый покупатель, который зашел за хлебом, ушел с целым пакетом продуктов? Приемы давно известные. И до сих пор срабатывают.

А как у них?

В Британии в магазинах всегда есть товары со скидками до 60 процентов. Столько сбрасывают на продукты, у которых, скажем, завтра истекает срок годности. Такие акции называются “Последний день”. В Америке, если цена на полке не совпадает с ценой штрих–кода, пробивают меньшую из цен без всяких прений. А в Канаде, если на товаре нет ценника, вы вправе потребовать продать его за 1 цент.

  • Мария КУЧЕРОВА, СБ

Последние новости

КАЛЕЙДОСКОП

Белорусские ученые создают полезный фастфуд

30 апреля 2025
Читать новость
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Самые полезные для здоровья продукты

30 апреля 2025
Читать новость
СПОРТ

Белорус Шостак признан лучшим вратарем юниорской хоккейной лиги США

30 апреля 2025
Читать новость
ОБРАЗОВАНИЕ

Национальное исследование качества образования пройдет в Беларуси в 2026 году

30 апреля 2025
Читать новость
ТЕХНОЛОГИИ

Хакеры заставили нейросети выполнять запрещенные действия

30 апреля 2025
Читать новость
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

26 пьяных водителей и 51 бесправник задержаны за выходные в Могилевской области

30 апреля 2025
Читать новость

Архивы

Рекомендуем