Валентин Дудкевич: Премьера из меня не получилось…

Валентин Дудкевич о «прынцах» и шутах, подступах к ятвягам, стихах в столе и суете сует.

Государственный ансамбль танца Беларуси — один из знаковых брендов, по которым нашу страну узнают в мире. Коллективу, носящему почетное звание «заслуженный», не раз аплодировали в Китае, США, Италии, Франции, Испании, Бразилии, Германии, Индии, Шри-Ланке, Югославии, Голландии, Египте, Ливане. Его артисты  первыми из белорусских танцоров выступили в концертном зале «Олимпия» в Париже.

13 октября в Белорусской государственной филармонии прославленный ансамбль презентует публике концерт особенный. Он приурочен к двойному юбилею художественного руководителя коллектива народного артиста Беларуси Валентина Дудкевича (на снимке). В этом году маэстро отмечает 25-летие работы в Государственном ансамбле танца и 50-летие творческой деятельности.

— Валентин Владимирович, 50 лет назад, в 1961-м, 18-летним юношей вы пришли работать танцовщиком в театр оперы и балета. Но начался-то ваш «роман» с хореографией еще раньше.

— Разумеется, ведь до этого, с 1952-го, были еще девять лет учебы в хореографической студии и училище. Первые танцевальные шаги я начал делать с восьми лет.

— Как обнаружился талант?

— О нем никто даже не догадывался. Все произошло случайно. По этому поводу в нашей семье есть забавная история. Правда, мама не любила, когда я об этом вспоминал, говорила, мол, выходит, будто родители ничего не понимали. Но отец мне рассказывал точно, как было. Сам он, кстати, хорошо пел, играл в оркестре. Так вот, родители хотели дать мне музыкальное образование и, когда увидели объявление о наборе детей в «хорстудию», туда меня и повели. Ни минуты не сомневаясь, что она хоровая. А она оказалась хореографической.

— Родители потом не разочаровались в таком случайном выборе?

— Трудно сказать. Но когда я стал работать в театре оперы и балета и получать 90 рублей, отец как-то сказал: «Давай-ка, сын, ко мне на завод, полгода в учениках походишь и будешь иметь 200 рублей в месяц». Сам он, как квалифицированный мастер, получал 300. Говорил: «Валик, ты что, за 90 рублей работать!» А я ему в ответ про великое искусство…

— Балет — искусство, бесспорно, великое, но и работа тяжелая.

— Да еще какая! Но я ее очень любил. Сверх той подготовки, которая была обязательной, еще и самостоятельно занимался. Дома почти не бывал. Очень любил классический урок. Поэтому ежедневно делал два — и мужской, и женский. Потом, перед спектаклем, еще один короткий урок. Итого три. Мне это нравилось. В балете я отработал 13 лет, считался способным танцовщиком, но ушел. Решил бросить танцы, даже не дожидаясь пенсии, ее артисты балета получают после 20 лет на сцене.

— Почему же ушли?

— Дело в том, что еще с училища я готовил себя в премьеры. Роста, правда, не хватало, но я был уверен, что подрасту. Ведь у меня все в родне, и по маме, и по отцу, высокие, есть даже под два метра гиганты. А вот я что-то недотянул, самый маленький — 171. А в балетном театре существуют амплуа. Есть премьеры — высокие, красивые, «прынцы». А есть шуты, собаки и прочие персонажи. Вот они-то мне и доставались. Танцевать такие партии — труд не менее тяжелый и квалифицированный, но куда менее благодарный и в моральном плане, и в материальном. Мне же хотелось большего. Вот и ушел из театра с несбывшимися мечтами. Правда, танцевал еще несколько лет, работая артистом филармонии на эстраде. Но, поколесив по холодным сельским клубам, решил окончательно — нужно бросать. Словом, не получилось из меня «прынца».

— Зато настоящим королем вы стали в постановке танца, нашли себя в профессии балетмейстера.

— Я сказал бы, что меня нашли и заставили этим заняться. К тому времени с танцем я давно расстался, закончил театральный институт как искусствовед, стал главным режиссером спецмероприятий, пять лет единственный в Беларуси делал все правительственные концерты. И вот вызывает меня к себе тогдашний министр культуры Юрий Михайлович Михневич и говорит, что Государственному ансамблю танца нужен толковый руководитель, что целая делегация артистов к нему приходила с просьбой назначить в коллектив Дудкевича. В ансамбле тогда действительно чехарда была с худруками, коллектив переживал не лучшие времена. Я отпирался: классик по образованию, а тут народный танец, к тому же дело это мне совсем не интересное. А министр настаивал, говорил: «Ты руководитель опытный, а на постановки будешь других балетмейстеров приглашать». Но я-то знал: если назначенный главный ничего сам не ставит, его съедают в течение месяца. Это закон. Отказывался от назначения дважды. Но Михневич был человеком, не терпящим возражений. Пришлось согласиться. Вернулся к танцу, который в итоге стал главным делом всей моей жизни.

— И как же вас не съели?

— Не по зубам, наверное, оказался. А если серьезно, как режиссер концертов, я хорошо знал всю творческую си-туацию в республике, и не только, в том числе и танцевальную. Быстро собрал профессионалов, сделали знаковый номер, с которым и заявили: вот это Государственный ансамбль танца. Очень помогла нам тогда известный искусствовед, хореограф Юлия Чурко. В последних экспедициях ей еще удалось застать и собрать какие-то крохи аутентичных фольклорных материалов. Опираясь на них, мы и начинали.

— Достоверный фольклорный материал сегодня еще большая редкость, если не сказать, нереальность. На ваш взгляд, какой он, современный белорусский народный танец?

— Это большая и сложная теоретическая проблема, которой я, как историк искусства, пытаюсь заниматься и очень интересуюсь. Вот, например, белорусская полька. Вариантов известна сотня, но я считаю, что по сути это одна и та же полька, только исполненная в разных местах разными людьми. А взять наши бренды. Начинаешь разбираться — не белорусские народные танцы. «Бульба» — песня, которую танцем перед войной сделал легендарный Игорь Моисеев. «Юрочка» — то же самое. «Лявониха» началась с постановки балетного спектакля «Князь-озеро» Золотарева. То есть все эти танцы сделаны из сюжетных белорусских песен. Возможно, люди когда-то пели и приплясывали, но изначально танцев с такими названиями в Беларуси не было.

Доподлинно воссоздать, что было когда-то, сегодня, конечно, нереально, тем более если взять глубокую историю. Но реконструкция возможна. Кстати, воплощение своих новых раздумий на эту тему я покажу на авторском юбилейном концерте. По каким-то косвенным упоминаниям я попробовал воссоздать, представить, какими могли быть тогда танец, стиль. В последнее время перечитал много литературы и склоняюсь к мысли, что генетика белорусов больше балтская. Славянизированная, но балтская. По Беларуси едешь в сторону Крева, а там — Великая Дайнова, Ятва, а кривичей сколько в Мядельском районе. Сохранились топонимы. А ведь кривичи, дайнова, ятвяги — это балты. В концерте мы покажем три номера: уже известный «Кривичи» и новые «Дайнова» и «Лютичи». Это экспериментальные номера, исторические, но достаточно современные, с хорошей аранжировкой. Я не жду их стопроцентного признания, реконструкция всегда вызывает споры, она всегда более или менее объективна. Но это мой взгляд на нашу белорусскую историю.

Кстати, мы недавно в Москве на всероссийской конференции хореографов народного танца показывали своих «Кривичей». Там были удивлены, что не «Лявониху», даже дискуссия разгорелась, в каком из этих номеров больше белорусского. Но в итоге вполне авторитетные искусствоведы согласились: почему бы и нет. Этот же номер показывали в Красноярске, и для меня лучшим комплиментом было резюме российских коллег: вы — другие. В чем другие? В этом и пытаюсь разобраться последние годы.

— Много лет вы были постановщиком гала-концертов на «Славянском базаре в Витебске», режиссером новогодних представлений для главной елки страны.

— От «Славянского базара» я отошел, мне это уже неинтересно. Вообще, режиссура таких гала-концертов особая наука, и, честно признаюсь, если удается реализовать хотя бы 30 процентов своей задумки в таком концерте, то это большой успех. А новогоднюю елку буду в этом году делать в Одессе. Кстати, для «елок» и сценарии сам пишу, и тексты песен. Причем мне это нравится, и вроде неплохо получается. Иногда думаю, если бы не «выдернул» меня тогда Михневич в ансамбль, писал бы я сценарии и, может быть, даже сочинил в конце концов приличную пьесу. Наработок-то много. Но я пишу для себя, издаваться не стремлюсь. Это мое увлечение. Как и стихи. Они своеобразные, навеянные то прочитанным, например Конфуцием, то впечатлениями от увиденного собора Айя-София. Свои стихи шлифую годами: переписываю, размышляю над ними, иногда просто перечитываю и нахожу в этом удовольствие. А ежедневное мое чтение — Библия. Третий раз перечитываю. Сейчас закладка на Экклезиасте. Размышляю об эфемерности всех человеческих дел, о том, что «все суета сует и томление духа», что все уже когда-то было… Но вместе с тем думаю, что пока не потеряно у человека, особенно творческого, любопытство ко всем проявлениям жизни, есть все же надежда сделать что-то новое. И такое любопытство во мне еще живет.

— Значит, есть новая задумка?

— Прежде всего закончить с историческими танцами. Еще один номер хочу сделать — «Ятва», но не могу к ятвягам пока подойти никак, за что-то зацепиться. А еще есть у меня хорошая музыка из фильма «Мастер и Маргарита». Сделал из нее 13-минутную музыкальную композицию и уже в уме держу всю хореографию. Это, разумеется, не народный танец, а очень близко к балету, если не сказать, что совсем балет…

Источник: РЭСПУБЛIКА

Последние новости

ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко раскрыл планы беглых и предупредил: разговор с ними не будет длинным

25 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: Украину превратили в наркомана и держат на коротком поводке обещаний новой дозы вооружений

25 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: градус враждебности НАТО на белорусском направлении растет

25 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Газманов о россиянах и белорусах: мы стали осознавать себя государствами со своим видением

25 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Землю может накрыть сильнейшая магнитная буря – NASA

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быховском районе построят станцию обезжелезивания

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Прокуратура Могилевской области помогла быховчанке вернуть удержанные у нее судебным исполнителем средства

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Беларуси 25 апреля начинают выплачивать материальную помощь ко Дню Победы

25 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

Правила безопасного поведения на водоемах

25 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

ВНС 25 апреля продолжает работу. В повестке дня – утверждение Концепции нацбезопасности и Военной доктрины

25 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024