Деревня Прусино: За святой водой сюда приезжает народ из всех окрестностей

Деревня находится в Костюковичском районе Могилевской области Республики Беларусь. Рассказывают, что деревню Прусино основали пруссаки — жители Пруссии. Когда-то была такая страна на берегу Балтийского моря, где сегодня Калининградская область. Прусcаки как-то добрались сюда, обосновались, а поселение назвали в честь своей Родины.

Никто не знает, как это было на самом деле, но деревня была основана в 1722 году. Тогда она называлась не Прусино, а Прусина Слобода. «Слободками» называли поселения, где жили люди, которые не платили налоги. Интересно, что в Восточной Беларуси они назывались «слободы» или «слободки», а в Западной — «волями» и «вульками», что значило, что здесь живут люди, вольные от налогов.

Эта система «слободок» и «вулек» была принята после Северной войны, войны со шведами. Во время этой войны было спалено очень много деревень, наши белорусские магнаты, чтобы привлечь крестьян на свои земли, давали многочисленные льготы, эти «слободки» и «новь» , то есть непаханую, ничем не тронутую землю. На таких землях люди делали поля, строили дома — вот так и залечивались раны от войн. В 1747 году в Прусино было уже 42 двора. В те годы Прусино входило в Кричевское староство Мстиславского воеводства Великого княжества Литовского.

О благополучии этих земель в то время заботился подчаший Великого княжества Литовского Героним Радзивилл. Он был женат 3 раза, но детей не было ни с одной женой, он так и умер, не став отцом. Все его владения перешли к брату — Радзивиллу Рыбоньке. А Кричевское староство Радзивиллы подарили придворному маршалку Ежи Мнишеку.

Историческая справка. Ежи Август Мнишек родился в 1715 году, умер 15 октября 1778 года, сын Юзефа Вандалина, ловчий Короны Польской в 1732-1736, подкоморий ВКЛ в 1736-1742, маршалок Короны в 1742-1767. В 1757 года стал генеральным старостой Великопольским, а затем краковским каштеляном. Он владел многими староствами, в том числе с 1760 года и Кричевским. В политической жизни поддерживал Августа III, присоединился к Радомской Конфедерации.

 Фото. Прусино

Род Мнишеков имеет корни в Чехии. В Польше они поселились в 16 веке. После первого раздела Речи Посполитой все эти земли отошли к Российской империи. Екатерина II предложила Ежи Мнишеку присягнуть ей на верность, чтобы остаться управляющим. Но Ежи Мнишек отказался присягать русской царице. Тогда у него отобрали эту землю. Екатерина II передала ее в вечное пользование графу Потемкину. А Потемкин, получив эти земли, переписал их жителей в крепостные крестьяне. Этих вольных людей, которые жили в свободном Великом княжестве Литовском, где действовал Статут ВКЛ, где было магдебургское право, поступки графа Потемкина оскорбили и унизили. Они решили написать письмо-жалобу Екатерине II. Они думали, что в Российской империи то же самое, что и в Великом княжестве Литовском. В нем, когда магнат превышал свои права, можно было отправить жалобу королю, из Варшавы приезжала комиссия для ее рассмотрения и, если это нужно, ставила магната на место. Но Российская империя — другая страна, Екатерина II прислала людей с кнутами, чтобы те объяснили крестьянам, что в Российской империи им нужно забыть слова «свобода», «воля» и «независимость», что они не вольные люди, а крепостные крестьяне графа Потемкина. Крестьянам всыпали таких плетей, что те сразу поняли, куда они попали.

Граф Потемкин безжалостно грабил всю восточную Могилевщину. Что происходило именно в Прусино, сказать, конечно, сложно. Известно только, что в 1799 году здесь было 28 дворов и проживало 158 жителей, а 111 из них были в бегах. Остальным, кто оставался, приходилось мириться с этим и продолжать работать.

Дальше началась война 1812 года. А после войны начали уже отстраиваться, сеять жито и жить. И уже в середине 19 века Прусино становится центром Климовичского повета Могилевской губернии.

В Прусино были три ветряные мельницы. А также склад, где в неурожайные годы хранилось зерно. А на речке Крупня стояла водяная мельница. К сожалению, от всего этого ничего сегодня не осталось.

В Прусино ничего не сохранилось и от чудесного винокурного завода, на котором делали хорошие спиртные напитки. Говорят, что их отправляли и в Россию. Тем более, что в Прусино стояло 3 корчмы.

Люди здесь работали, сеяли жито, копали картошку, жали, косили, в корчму ходили, а в святое воскресенье и по праздникам ходили в церковь. Первая церковь была построена в Прусино еще во время ВКЛ, но о ее судьбе никто ничего не знает.

А другая церковь была построена в 1863 году. Хотя она и построена в 19 веке, и работает до сих пор, но ее почему-то нет в энциклопедии «Православные храмы Беларуси». Эту церковь Казанской Божьей Матери строили сами местные жители, прихожане, которые и деньги на строительство собирали. Но был инициатором и руководил всем строительством Дмитрий Афанасьевич Бонч-Бруевич. Он помогал прихожанам и не отходил отсюда, пока церковь не была построена. Кстати, он был отцом двух братьев, пламенных революционеров, Владимира и Михаила Бонч-Бруевичей.

 Фото. Прусино

Историческая справка. Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич. Военный деятель, генерал-лейтенант русской армии. С 1917 года генерал-лейтенант Красной армии, доктор военных и технических наук, в 1917 году главнокомандующий войсками Северного флота. Участвовал в ликвидации Корнилова. С марта 1918 года военный руководитель Высшего военного совета. С 1919 года начальник военно-полевого штаба Реввоенсовета СССР .

 Фото. Прусино

Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич. Профессиональный революционер, советский государственный и партийный деятель, историк, этнограф, искусствовед, доктор исторических наук. В 1896 году эмигрировал в Швейцарию, организовывал доставку в Россию революционной литературы и полиграфического оборудования. Вместе с Лениным работал в «Искре». Член комитета революционной обороны Петрограда, старшина комитета по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В 1921 году руководитель Дел СНК РСФСР.

 Фото. Прусино

Так вот их отец Дмитрий Бонч-Бруевич родился в Прусино, а точнее в деревеньке Кулигаевка, которая затем слилась с Прусино в одну деревню. Теперь эти деревеньки Кулигаевку и Прусино разделяет река Крупня. Когда-то эта Кулигаевка принадлежала Бонч-Бруевичам. И оба брата приезжали сюда летом и играли с местными ребятами, пока не увлеклись своей большевицкой идеей. А Дмитрий Афанасьевич жил здесь в своем доме, здесь же он и умер. Похоронили его на местном кладбище, на окраине деревни. Но это древнее кладбище не сохранилось. Не сохранилась и могила Бонч-Бруевича. Но местные жители знают примерно, где он похоронен. И было бы хорошо, если бы там был поставлен знак памяти о человеке, который очень многое сделал для этих мест, о Дмитрии Афанасьевиче Бонч-Бруевиче.

Дмитрий Афанасьевич Бонч-Бруевич был человеком очень набожным и в церкви даже сохранился подаренный им образ Матери Божьей. На образе есть надпись: «В память раба божьего Андрея приносит Дмитрий Афанасьевич Бонч-Бруевич, 1908 год».

 Фото. Прусино

Тяжелое время тогда было. Родители эти церкви строили, а дети разрушали. Правда не сами братья Бонч-Бруевичи эту церковь закрывали, а их товарищи по партии. Когда пришли большевики, то они сразу закрыли Прусенскую церковь и переделали в склад, а позже были закрашены церковные фрески, и церковь стала деревенским клубом. И только в конце прошлого века храм вернули православным верующим. Люди принесли все иконы, которые они прятали дома до лучших времен, сегодня в храме звучит слово Божье: «Вазлюбі бліжняга свайго як самога сябе, тады сваркі ўсе на Зямлі скончацца».

Рядом с церковью есть чудодейственный источник, здесь бьет несколько ключей. До прихода большевиков стояла часовенка, была купальня, где люди окунались в святую воду. Когда прошло то страшное большевицкое время, то люди начали обновлять этот источник: поставили колодец, крест. За водой этой святой приезжает народ из всех окрестностей. Говорят, что эта вода лечит от многих болезней, а начал этот источник бить, когда в Прусино был освящен первый христианский храм, но в каком году это было, никто не знает.

 Фото. Прусино

Источник: Столичное телевидение

2 thoughts on “Деревня Прусино: За святой водой сюда приезжает народ из всех окрестностей

  • 12.07.2012 в 5:08 пп
    Permalink

    Деревня моей мамы. Она здесь родилась.Я часто приезжал сюда в гости к своей тете Кате когда она здесь жила.Батюшка этой церкви крестил меня и моих сестер по настоянию бабушки в тайне от отца т к он был коммунистом.В семидесятых годах здесь был клуб и я смотрел в нем кино.Очень хорошо что наша Церковь работает по назначению и служит народу. С уважением Владимир.

  • 28.07.2012 в 10:30 дп
    Permalink

    это дорогая моя родина(право же.., РАДЗIМА) Я хорошо помню и дом Бонч-Бруевича с портиком и колоннами(всё деревянное); жаль,что снесли,когда строили новую школу.Жаль ,что снесли и кирпичный Храм за Кулигаевкой,Удительно,,! .и очень рад,что автор текста правдиво описал,сделав реминисценцию в историю,хоть и скромно,(понимаю ситуацию)трагедию моральную после так называемого»раздела Польши»,а ведь и я не всегда смело углубляюсь(смотрю на ситуацию),высветляя аспекты.Стыдно и очень неприятно читать инсинуации морально неопрятных писак-холуёв(возможно,безграмотных),марающих честь достойных ист.-их личностей и фальсифицирующих факты,Да,спасибо…и за «эту» честность-,ведь это дорогая ,самая дорогая часть планеты Земля !

Обсуждение закрыто.