Литовский историк – о наследии ВКЛ и “детских болезнях” национализма

Историк Альфредас Бумблаускас уверен в том, что Великое княжество Литовское было явлением феноменальным, империей, не тюрьмой, а колыбелью народов. По его словам, об идее такой империи в современности вспоминают в связи с поисками связи между народами для предотвращения, а не умножения конфликтов. Бумблаускас считает, что история должна нести поэзию, а не танки.

Историк, известный далеко за пределами Литвы, специалист по истории Великого княжества Литовского Альфредас Бумблаускас в беседе с DELFI рассказал о преемственности в литовской политике и дипломатии, подходах к этому вопросу и широте содержания истории ВКЛ.

– В Беларуси приходилось слышать мнение, что Литва узурпировала историю Великого княжества Литовского. Как Вы прокомментируете подобные высказывания?

– Можно назвать это “детскими болезнями” национализма. После крушения коммунистической идеологии такие концепции опираются на потребность общества в так называемой национальной идентичности. Но когда это делается не творчески, а с помощью старых идеологем, мы получаем этнонационализм. В таком случае сложные исторические явления, как империи, а признается, что в некоторых аспектах Великое княжество Литовское похоже на империю, неподвластны воззрениям, которые смотрят на реальность через призму этнического окуляра. Однако культурные идентичности империй обрисовываются не на этнолингвистической основе, а ввиду своей многонациональности.

ВКЛ было многоязычным, но его политическая идентичность основывалась на иных подходах. Легенды, которые переняла и русинская шляхта, одинаковые: все – граждане Литовских статутов, обладают правом быть вольными т.д. Поэтому шляхетская демократия и стала связующим звеном от Жемайтии до Днепра.

ВКЛ – феноменальное явление. Об этом в ХХ столетии писали так называемые “последние граждане ВКЛ” Юзеф Мацкевич (Józef Mackiewicz), Чеслов Милош (Czesław Miłosz) и другие авторы, которых часто ошибочно отождествляют только с польской культурной традицией. В либеральной польской историографии второй половины ХХ в. появилась тенденция в противостоянии коммунистическим веяниям исследовать так называемую “польскую толерантность”, искать ее корни в истории ВКЛ.

10-ти конфессий не было ни в одном государстве и уже одно это позволяет смотреть на ВКЛ по-новому, не с традиционной (как в литовской, так и в белорусской историографии) точки зрения, которая утверждает, что общество XIX века было таким же, как в Средневековье. Французские, немецкие, англосаксонские школы уже доказали, что эти общества были иными. Значит, и социальные связи осуществлялись с помощью иных механизмов.

Говорят, что нация – это народ в новейшее время. Это означает нечто качественно другое. Если это так, то нужно думать, что это такое. Но никто этого не делает. И белорусы этого не делают. Они говорят, что Витаутас был белорусом. Это, в первую очередь, фактическая ошибка. Кроме того, если бы это было и так, то он был бы иным белорусом нежели нынешние белорусы.

– Литовские политики часто вспоминают о наследии ВКЛ, отмечают даты. Чувствуется ли преемственность во взглядах, ведении политики?

– Формы могут быть похожи. Один подход – с подачи литовского национализма, который говорит о языческом, героическом времени Витаутаса как об апогее Золотого века, после чего Литва “заснула”. Для того подхода нужен и Витаутас, и ВКЛ от “моря до моря”, поскольку позволяет думать, что когда-то мы были великой державой, но как и межвоенное время, так и сейчас, такая идеология служит для внутренних “урапатриотических” нужд. У других политиков появился новый подход, говорящий о том, что ВКЛ может быть инструментом так называемой “восточной политики соседства” Евросоюза.

Литовская дипломатия много сделала для того, чтобы ЕС ввел в свой обиход партнерство с Украиной, Молдовой, Грузией, Беларусью. И это был хороший шаг в сторону того, чтобы партнерство было направлено не только на страны Магриба, но и на наших соседей.

На этой основе появилось позиция, что вместе с Беларусью и Украиной, с учетом польско-литовской Речи Посполитой мы живем не одно столетие. Значит есть единое культурное пространство, которое является и европейским пространством. Так что у нас есть общее культурное пространство, а для историка приятно, когда твои изыскания актуальны.

– В ВКЛ было много конфессий, несколько народов. Идея толерантности имеет место сейчас?

– Одни, в том числе и политики, видят основу концепции литовского государства в межвоенной Литве, поэтому, считают, что нужно стремиться к монолитности в культурном смысле. Другая концепция противоречит первой, к примеру, в вопросе отношения к еврейскому, польскому наследию. Особенно после того, как Польша стала адвокатом Литвы по вхождению с ЕС и НАТО и была названа стратегическим партнером. Обе эти концепции на поверхности и трудно сказать, которая их них берет верх.

– В России о ВКЛ практически не вспоминают в широком историческом контексте. В чем дело?

– Вероятно в политике Екатерины II. Еще в первой половине XIX века российские цари делали все, чтобы стереть из памяти идею ВКЛ и Вильнюс. По этой причине и была, к примеру, создана новая Ковенская губерния. Главным противником для России были “польские начала”. Литовские начала хоть и не были таковым, но все-таки Вильнюс был напоминанием о главном историческом конкуренте Москвы.

В ХIX веке в российской литературной традиции укрепилась концепция, что рубежом между Россией и Европой является приграничная железнодорожная станция Вержболово, но Вильнюс со своим обликом как-то в эту схему не вписывался. А ведь в XVI–XVIII веках подобную роль, как Вержболово, играли белорусские города ВКЛ Могилев над Днепром и ещё восточнее Мстиславль. Там, у границы России, и сегодня можно увидеть памятники так называемого “вильнюсского барокко”.

Но в советское время, когда была создана концепция братских народов – русского, украинского и белорусского, история ВКЛ и Речи Посполитой преподносилась как историческое недоразумение. Откуда быть памяти о ней?

Когда-то Виктор Шендерович в Вильнюсе создавал цикл документальных фильмов “Тут был Советский Союз”. Я отвечал на вопросы о Литве, но разговор повернулся в сторону истории старой Литвы, т.е. ВКЛ. В.Шендерович тогда признался, что удивлен тем, что в первый раз понял, почему Литва не такая, как другие бывшие советские республики: у нее отдельный исторический опыт, она является историческим субъектом. Она проиграла конкуренцию Москве, однако воспоминание об этой героической истории, пусть и мифологизированной, придало содержания в свое время движению за независимость начала ХХ века и движению сопротивления в советское время.

– Насколько в самой Литве адекватно преподносится история ВКЛ? Нет ли пафоса?

– В некотором смысле пафос есть, но критическое мышление делает свое дело. Сейчас не те времена, когда за Литву нужно рвать на груди рубашку. У истории все же больше функций, чем просто развивать “урапатриотизм”. Ты должен создавать критически мыслящего гражданина.

– Одна Ваша коллега говорила о том, что в Украине идентитет выстраивается на основе казаков и их борьбе. В Литве также чаще всего вспоминают о восстаниях и битвах.

– Можно с этим согласиться, но такое обобщение однобоко. Мы часто вспоминаем о литовских статутах, памятниках архитектуры, выпускаем памятные юбилейные монеты и т.д. Франциска Скорину тоже уважают не за борьбу…

С трудом, но прошла идея отмечать и Конституцию 3-го мая 1791 года, нынешний год – год “последнего гражданина ВКЛ” Чеслова Милоша, как он сам называл себя, мы вспоминаем Адама Мицкевича, Юлюса Славацкого (Juliusz Słowacki)…

Конечно, в понимании культуры ВКЛ не хватает глубины, мы часто просто говорим о величии наших предков, но не читаем их. Нам надо читать и читать, а не повторять какие-то заклинания. К примеру, читали бы Чеслова Милоша, осознание роли которого в философии судеб человеческой свободы, личности и тоталитаризма еще далеко от воплощения.

Ведь Ежи Гедройц (Jerzy Giedroyc) и Чеслов Милош – это люди, которые не позволили здесь появиться вторым Балканам. Все формальные причины для этого были. Империя рухнула, исторических границ с традициями нет, у стран друг к другу много претензий (Украина, Польша, Литва, Беларусь, Калининградская область), много меньшинств с претензиями… Но в Литве не было конфликтов на этой основе, к примеру, между поляками и литовцами.

Историк Тимоти Снайдер (Timothy Snyder) подчеркивает, что это Ежи Гедройц (кстати, он литовского происхождения) создал концепцию, гласящую, что Польша должна отказаться от всяких сентиментальных утопий иметь в своих границах Львов и Вильнюс. А ведь это было обыденным явлением в польском обществе считать, что без этих городов Польши не может быть.

– Насколько присутствуют и сосуществуют разные народы в сознании нынешних литовцев?

– Опять же есть две тенденции. Те, кто хочет монолитной, гомогенной Литвы стараются поставить их где-то рядом и от них можно услышать: “если вам не нравится – уезжайте”. По моему мнению, Вальдемара Томашевского создала литовская политика. Те, кто культивировал литвинскую концепцию, стали маргиналами. Победила антигедройцевская концепция польскости в Литве. Поляков Литвы сейчас рассматривают, как поляков, оставленных польским государством в Литве. Т.е. они польские поляки в Литве, а не поляки литовские. Между тем основа для альтернативной концепции есть – это польскость ВКЛ.

Польскоязычная часть литовского общества – результат естественный. В ВКЛ не было ополячивания, оно случилось позже, когда сформировались национальные идеологии и партии. Но в ВКЛ этого не было. Кто ввел в ВКЛ польский язык в качестве официального? Литовская шляхта в 1697 году.

Поэтому такие меньшинства как поляки, евреи, староверы, караимы, татары – это народы ВКЛ. Однако некоторые историки в эмиграции писали так, будто меньшинств не было, и создается впечатление, что Вильнюс был литовским городом, где говорят только на литовском языке, что, конечно же, подходило возрожденческим концепциям конца XIX – начала XX века.

– Один белорусский ученый сказал, что идея империи вновь популярна в Центральной и Восточной Европе, а интеллектуалы времен восстановления независимости в странах этой части Европы ныне, оказавшись не у дел в государстве, тоскуют по империи.

– Не знаю, как с другими, но мне в истории важнее поэзия, а не империя. Увидеть поэтический и литературный Вильнюс во всем многокультурном блеске так, как его видит Томас Венцлова или австрийский переводчик Корнелиюс Гелл (Cornelius Hell), недавно издавший прекрасную антологию текстов о Вильнюсе. Я был удивлен, какая богатая поэзия о Вильнюсе есть в белорусской литературе, которую коллеги знают наизусть, и это позволяет лучше понять друг друга.

Возрождение имперского мышления с гуманистической подоплекой видно в Австрии. Мол, Габсбургская империя никогда не стремилась быть тюрьмой народов, имела либеральные начала, поделила свою власть с Венгрией и т.д. Австрийская “габсбургская” история позволяет лучше понять историю ее частей – Хорватии, Венгрии и т.д.

Они любят ту историю, которая создала блеск Вены. Я думаю, что это ностальгия по, в хорошем смысле этого слова, консервативным европейским ценностям. И мне думается, что идея империя должна быть создана для уменьшения числа конфликтов между народами, а не их увеличения.

Об этом говорит петербургский историк Александр Филюшкин, который приводит метафору по поводу подходов к ВКЛ: глядя на осколки разбитого зеркала. Думаю, что для гуманитариев нашего региона становится ясным, что старые общества – иные, и если россияне не хотят спорить с Украиной о Киеве, нужно поднять глаза выше “империализмов” начала ХХ века.

А ведь именно тогда были изготовлены карты, и эти карты стали для солдафонов всех мастей поводом для стрельбы. Я думаю, что великосербские идеологи в Югославии не ездили на танках, а создали карты для генералов, которые приехали в Дубровник и стреляли. Этого нужно избегать и учить общество тому, что если хочешь что-либо нести, нужно иметь, что нести. А нести нужно поэзию, а не танки.

– Традиционный вопрос к историку, по поводу формулы historia magistra vitae. Если мы говорим о Литве, нынешнее государство, его политики учатся урокам истории?

– Опять же, есть две тенденции. Одни говорят, что проблемы нужно “забрасывать шапками”, и только так можно любить свою отчизну. Другой подход заключается в том, что нужно любить критически. Только критически мыслящий человек истинно любит свою страну. У молодого поколения наблюдается новый подход: нужно учиться истории не с героических позиций, а с точки зрения проблемных ситуаций. Выяснить, почему было так, а не иначе, почему не дали отпора, почему было предательство и т.д.

Если происходит так, то чему-то можно научиться. Но мне нравятся слова немецкого историка Александра Дэммондта (Alexander Demandt), что историю нужно делать интеллектуальной игрой и всегда понимать, насколько все зависит от человека, у которого есть власть, механизмы влияния на развитие общества, и насколько все конъюнктурно.

Когда в 1792 году была война между Литвой и Россией, шло голосование – принять ноту Екатерины или нет – 7 голосов против 5. И эти 5 – это альтернатива, могло быть и по-иному. То же самое в 1940 году. Говорят, что президент Сметона был в меньшинстве, ничего подобного – 5 на 5. Я не знаю того, как и что историк должен сказать другим поколениям, но показать, что история зависит от конкретного человека, можно.

В этом случае нужно стараться осознавать историю, создавать ценностную историю, чтобы был оптимизм для жизни, а не концепции и идеологии. Счастье нужно творить самим.

  • Константин Амелюшкин, Delfi.lt

Последние новости

КУЛЬТУРА

«Славянский базар в Витебске»: что в программе международного фестиваля искусств

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове состоялся митинг-реквием «Чернобыльский набат»

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если ваш дом затапливает

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Члены Совета Республики проведут единый день приема граждан в Гомельской области

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля – день трагедии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
СПОРТ

Бокий выиграл третье золото на чемпионате Европы по параплаванию

26 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет первый заместитель председателя Быховского райисполкома Артем КОРОЛЬ

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали ветеранов органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

С 15 апреля на Могилёвщине стартует республиканская акция «За безопасность вместе!»

15 апреля 2024