Заведующий Обидовичским ФАПом Наталья Устинова убеждена: в ее деятельности не должно быть промахов
Нет права на ошибку. Пожалуй, именно в профессии медицинских работников это правило является архиважным. По крайней мере, именно так считает Наталья Устинова. Почти тридцать лет она остается верна не только выбранному делу, но и своему первому и единственному рабочему месту. Заведующий Обидовичским ФАПом, помощник врача — именно в этих ипостасях выступает главная героиня статьи.
Такова специфика работы на селе: будучи все время на виду, нужно постоянно держать высокую планку в работе. Заведующий Обидовичским ФАПом Наталья Устинова убеждена: в ее деятельности не должно быть промахов. Ведь на кону стоит самое ценное — здоровье людей.
Знает каждого пациента
Фельдшерско-акушерский пункт — это, своего рода, поликлиника в миниатюре. Спектр услуг, предоставляемых здесь, — как и в любом учреждении здравоохранения. А потому и ежедневных задач, стоящих перед помощником врача Натальей Устиновой, немало.
483 человека — таков списочный состав жителей, которых обслуживает Наталья. Удивительно, но всех своих пациентов этот работник системы здравоохранения не просто знает в лицо, она помнит каждую фамилию и даже дату рождения. Говорит: это несложно, когда за плечами десятилетия трудовой деятельности на одном рабочем месте.
— Мои первые пациенты, которых я принимала, приехав в Обидовичи по распределению сразу после окончания медучилища, уже давно выросли и теперь приводят ко мне на прием своих детей, — с улыбкой говорит Наталья Устинова.
Профессиональная этика
Амбулаторный прием пациентов начинается с самого утра. День на день не приходится, но пик приемов — в сезоны разгула вирусных инфекций. В такие периоды количество пациентов возрастает в разы.
— Рабочий день медработника хоть и нормирован, однако эти рамки носят весьма условный характер. Болезнь ведь время не выбирает. Не оказать помощь пациентам я просто не имею права, — говорит Наталья.
Номер ее телефона, не только рабочего, но и мобильного, знаком многим сельчанам. Были случаи, когда ночную тишину обрывал тревожный звонок, после которого Наталья, напрочь забыв про сон, торопливо шагала по сельским дорогам и улицам к очередному пациенту. В любое время суток, при любой погоде медицинский работник безотказно протягивала руку помощ, потому что знала: именно сейчас, в эту минуту ее ждут, на нее надеются.
Универсальность белого халата
Помощник врача на селе — специалист «универсальный». Работая в ФАПе, нужно разбираться в различных областях медицины. Вот и приходится Наталье Устиновой быть в одном лице педиатром, терапевтом, отоларингологом, офтальмологом и т.д.
Специалист проводит экскурсию по своим рабочим «пенатам». В фельдшерско-акушерском пункте работает смотровой кабинет, причем оборудован он не хуже, чем в современной женской консультации. Хорошо оснащен и стоматологический кабинет.
Наталья рассказывает: в практике каждого медработника есть пациенты, которые нуждаются не только в помощи делом, но и в поддержке словом. Отсюда и умение выслушать тех, кто обращается к специалисту в белом халате. Оно должно быть у медработника в крови.
— Среди возрастных пациентов очень много мнительных людей, — откровенничает медик. — Сталкиваясь с проблемами со здоровьем, они начинают паниковать, иногда — плакать. В подобных ситуациях алгоритм действий медработника прост: «сгладить» такие эмоции, успокоить, выслушать, а потом осмотреть, поставить диагноз и назначить лечение.
Лучшая оценка профессиональной деятельности медработника — отзывы пациентов. Беседу с помощником врача пришлось на время прервать. На прием пришла местная жительница Надежда Григорьевна Киселева.
— Здоровье нас иной раз и подводит, а вот наша Наталья Петровна — никогда, — охотно рассказывает о помощнике врача сельчанка. — Чуткий человек, добросовестный специалист, для нее чужих проблем не бывает.
Специалист в белом халате на селе — человек узнаваемый и, конечно, востребованный. За советами к медику обращаются не только на ее рабочем месте. В магазине или просто на улице Наталью Устинову нередко останавливают сельчане. И в таких мелких консультациях помощник врача никогда не отказывает.
В наличии и под заказ
Аптека — сюда торопятся пациенты сразу после посещения врача. А вот сельчанам, побывавшим на приеме у Натальи и получившим назначение для лечения, специально идти никуда не нужно. К их услугам — аптечный пункт, расположенный тут же, в Обидовичском ФАПе.
Все самые необходимые лекарственные средства — в наличии. А если какого-то препарата и нет, то его обязательно доставят под заказ. Об этом помощник врача позаботится лично.
Разговор о профилактике
Ответственности за здоровье своих пациент с себя, как с медработника, Наталья не снимает. Но людей, местных жителей, призывает к сознательности. Любое заболевание, как известно, лучше предотвратить, нежели лечить недуг. А потому так важно вовремя проходить диспансеризацию.
— Люди разные: одни безоговорочно выполняют указания медработника, дающего направление для прохождения обследования, а других нужно убедить в том, что это важно. К последним — особенное внимание. Им и позвонить нужно несколько раз, и домой к ним сходить.
Впрочем, тех, кто отмахивается от рекомендаций специалиста в белом халате, у Натальи единицы. Местные привыкли доверять «своему доктору». Они знают: в вопросах здоровья лучше чрезмерная бдительность, нежели ее полное отсутствие.
Кстати, листы назначений своих пациентов, имеющих хронические заболевания, заведующий Обидовичским ФАПом знает наизусть — ей и в карточки заглядывать не нужно.
Отдаленность не есть преграда
Работа в фельдшерско-акушерском пункте обязывает быть мобильным. Ведь на контроле помощника врача не только здоровье непосредственно жителей агрогородка Обидовичи. Есть еще пациенты, до которых нужно дойти. Речь о тех, кто проживает в отдаленных деревнях.
География посещений на дому помощника врача обширна. Не реже, чем раз в месяц — с такой периодичностью Наталья Устинова обязательно переступает порог каждого дома в населенных пунктах Веть, Дружба, Старое Село.
Помощник помощника
Штат работников Обидовичского ФАПа немногочисленный. В помощниках у заведующего — санитарка Светлана Бризгалова. Здесь эта женщина трудится около пяти лет.
«Наш завхоз» — так в шутку называет свою помощницу Наталья Устинова. В обязанностях санитарки — поддержании чистоты и порядка. И надо сказать со своими обязанностями Светлана справляется на «отлично». Подтверждение тому — стерильная чистота в кабинетах.
— Приезжайте к нам летом, — приглашают едва ли не в один голос женщины. — Полюбуетесь на наши цветущие и благоухающие клумбы.
Благоустройство прилегающей к фельдшерско-акушерскому пункту территории — также «вотчина» Светланы Бризгаловой.
…Доверие пациентов формируется годами, а слагается оно из многого: профессионализма, чуткости, опыта, доброты и милосердия. Все это присуще заведующему Обидовичским ФАПом Наталье Устиновой. И в профессии своей, нелегкой и ответственной, она не видит героизма. Говорит о работе просто: белый халат обязывает.
Алеся ЦАРЕВА.