Превыше всего – забота о детях
Искренняя любовь к своим воспитанникам для этой категории работников образования – превыше всего. Именно она помогает сотрудникам центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации оказывать компетентную педагогическую помощь детям с особенностями развития.
Каждый работник центра совмещает в себе навыки учителя, воспитателя, медицинского и социального работника, организатора, психолога. А потому здесь нет случайных людей. Просто не может быть, так как далеко не для всех забота о чужом ребенке может стать одной из главных составляющих жизни. Именно такие специалисты работают в Быховском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, который возглавляет директор Анжела Зычкова. Это учреждение специального образования, которое оказывает помощь детям с особенностями психофизического развития.
Островок радости, тепла и добрых дел
Здесь все особенное, светлое, яркое, праздничное и по-домашнему теплое. Чтобы дети с особыми потребностями смогли отвлечься от трудностей, которые преодолевают с каждым сделанным шагом. Есть и уголок, где они могут побыть наедине с собой, есть кабинет лечебной физкультуры с тренажерами, уютные спальни и комнаты для занятий. В ЦКРОиР получают специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь дети с особенностями психофизического развития: с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психического развития, интеллектуальной недостаточностью, аутизмом, тяжелыми или множественными нарушениями психического и физического развития.
Особая атмосфера
В центре – особая атмосфера. Каждая деталь интерьера, созданного умелыми руками сотрудников, проникнута любовью. Здесь нет места формализму и равнодушию: особенные дети чувствуют особенно. К каждому ребенку специалисты подходят индивидуально. Все шкафчики и рабочие места маркируются, чтобы дети могли ориентироваться в помещении. На занятиях они учатся считать, сравнивать предметы, отвечать на вопросы. Осваивают нехитрые домашние дела – убирают мусор, сортируют белье, наводят порядок на своем рабочем месте и многое другое. В работе педагогов нет универсальных методик, распознать потребности и возможности каждого ребенка им помогает сердце.
С заботой и вниманием
Используя специальные методики, педагоги центра стараются максимально скорректировать нарушения ребенка. К примеру, научить говорить, выражать просьбу, считать, пользоваться бытовыми приборами, готовить еду, важно подготовить ко взрослой жизни каждого воспитанника. Все дети окружены заботой и вниманием, в этом году центр посещают 14 ребят. У каждого из них любящие родители, для которых новые достижения их ребенка – большая радость. А чтобы помочь ребятам сделать эти нелегкие шаги, педагоги прикладывают максимум усилий.
Обязательный режим дня
Для детей, которые не могут обучаться в школах, открыты специальные классы, работает одна дошкольная группа. Здесь конечно же нет таких привычных уроков математики или письма, упор делается на то, чтобы научить ребят базовым навыкам, коммуникабельности и основам жизнедеятельности. Также режимом дня во всех классах и дошкольной группе предусмотрены перерывы на отдых, дневной сон, прогулки и игры на свежем воздухе, наблюдения за окружающей средой. Проводятся мероприятия по развитию и совершенствованию физических и двигательных качеств детей: массаж, физкультура, а также мероприятия по развитию творчества, организация культурного досуга детей.
Обычные дети
«Для нас это обычные дети, у которых есть свои особенности, – рассказывает директор Анжела Владимировна. – Для педагогов главное качество – принятие всех воспитанников, которых окружаем любовью, заботой и вниманием. Радуемся малейшим их достижениям. Кто-то произносит свои первые слова, преодолевает трудности освоения отдельных звуков, смог различать цвета и формы, сам прочитал вывеску на магазине, научился писать, а для ребенка с более тяжелыми нарушениями успех – самостоятельно взять ложку и покушать. Важно, чтобы в дальнейшем ребята сами, насколько это возможно, могли себя обслуживать. Наши дети участвуют в мероприятиях, танцуют, выступают на импровизированной сцене, в целом чувствуют себя одним целым с окружающим миром. Уже сейчас мы готовимся к празднованию Нового Года, разучиваем сценарий».
Особый подход к малышам
Также в центре внимания – обучение малышей до трех лет. Оказывается коррекционно-педагогическая помощь детям, у которых есть легкие речевые нарушения. Если малышу на приеме у врача-педиатра поставят диагноз «задержка речевого развития», то учителя-дефектологи смогут решить эту проблему. На уроках мальчикам и девочкам поставят правильное произношение звуков. Психологи, дефектологи, учителя и воспитатели находят индивидуальный подход к каждому ребенку. Занятия проходят в игровой форме, с постоянным чередованием видов деятельности. Как известно, малыши не могут усидеть на месте, поэтому мы идем следом за физическими потребностями ребенка.
А забота и тепло помогают создать благоприятную обстановку для занятий. Поэтому и результат не заставляет долго себя ждать. В общем, в центре сделано все для того, чтобы приблизить особенных детей к уровню развития их сверстников. И сотрудники с этой нелегкой задачей справляются на «отлично».
Сегодня Быховский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – это не просто обновленные и уютные стены. Создана специальная, адаптивная, образовательная и самое главное – реабилитационная среда. И все это создавалось совместными усилиями и государства, и спонсорской помощи. Все сотрудники работают для того, чтобы детям было комфортно, уютно и познавательно.
Светлана ТОКАРЕВА.