Правила проведения аттестации учащихся регламентирует новое постановление Минобразования
Постановление Министерства образования от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования», опубликованное на Национальном правовом интернет-портале утверждает:
— Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования;
— Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена.
Правилами определены порядок и формы проведения аттестации учащихся; виды итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования;порядок перевода в следующий класс; нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (модулям); условия и порядок допуска учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования; основания для освобождения учащихся от итоговых испытаний; предоставления права прохождения итоговой аттестации в иные сроки; порядок пересмотра годовой отметки;
создания и функционирования комиссий, участвующих в проведении итоговой аттестации при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
Это касается освоения содержания образовательных программ общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования; специальных учебно-воспитательных учреждениях;
специальных лечебно-воспитательных учреждениях; образовательно-оздоровительных центрах;
филиалах госколледжей, находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний МВД, лечебно-трудовых профилакториев МВД; университетах; академиях.
В частности, Правилами установлено, что результаты в учебной деятельности учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (исключение – учащиеся I-II классов, учащиеся III-IV классов) по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» оцениваются на основе отметок в баллах по десятибалльной шкале, либо отметок «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», или записей «освобожден(а)», «не изучал(а)».
Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)», неудовлетворительными – отметки «1» (один), «2» (два) балла, «не зачтено», «не аттестован(а)».
Результаты учебной деятельности учащихся I-II классов, учащихся III-IV классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» оцениваются на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
Оценка результатов по учебным предметам (модулям) осуществляется в соответствии с установленными нормами.
При этом для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяются следующие пять уровней учебной деятельности:
— первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения), которые оцениваются отметками 1, 2 балла;
— второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются отметками 3, 4 балла;
— третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания, описания и анализа действий с объектами изучения, которые оцениваются отметками 5, 6 баллов;
— четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, объяснение сущности объектов изучения, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи, которые оцениваются отметками 7, 8 баллов;
— пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач, самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые оцениваются отметками 9, 10 баллов.
По учебным предметам, по которым аттестация осуществляется с использованием отметок «зачтено», «не зачтено», выставляется:
— «зачтено», если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности;
— «не зачтено», если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.
Что касается организации и проведения централизованного экзамена (ЦЭ), то согласно Инструкции он будет проводиться в единые сроки, ежегодно устанавливаемые Министерством образования, с использованием единых экзаменационных работ и бланков ответов.
Осуществлять методическое и организационное обеспечение проведения ЦЭ уполномочен Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ).
За координацию подготовки и проведения ЦЭ в областях и г. Минске отвечают структурные подразделения областных (Минского городского) исполкомов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования.
Организуют и проводят ЦЭ в учреждениях образования, определенных пунктами проведения ЦЭ в основные сроки, резервные дни, иные сроки, организационные комиссии. Проведение ЦЭ в аудитории обеспечивают педработники.
Документом установлено, что учащимся XI (XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, лицам, допущенным к аттестации в порядке экстерната, получившим на ЦЭ тестовый балл выше 0 (нуля) баллов по стобалльной шкале, выдается сертификат.
Сертификат действителен до конца календарного года, следующего за календарным годом, в котором был проведен ЦЭ.
Инструкцией определены , в том числе требования к порядку организации, проведения ЦЭ, пакетирования, передачи, получения, транспортировки и использования экзаменационных материалов, регистрации для участия в ЦЭ, заполнения бланков ответов и их обработки, а также представления результатов и выдачи сертификатов ЦЭ; пунктам проведения ЦЭ, организационным комиссиям.
Ведомственное постановление от 20 июня 2011 г. № 38 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» признается утратившим силу.
Постановление № 184 вступает в силу после его официального опубликования.