Чем чреваты ограничения для вводящих их сторон. Обратная сторона санкций

Чем чреваты ограничения для вводящих их сторон. Обратная сторона санкций

В условиях нарастающего санкционного давления на нашу страну Запад рассчитывает на максимальную эффективность этих самых санкций. Дескать, рухнет экономическая система республики и «режим» падет. Однако инициаторам подобного давления стоило бы прежде взять в руки калькулятор и все просчитать. Сейчас европейские предприятия теряют от невозможности экспорта своей продукции в Беларусь: ответная реакция страны на санкции также бьет по экономике балтийских стран, существенный оборот которых формировался за счет оказания нашим экспортерам транспортных и логистических услуг. Одна только Литва, как прогнозируют эксперты, потеряет из-за прекращения торговых отношений с Беларусью в обозримом будущем один процент ВВП… Так выгодны ли санкции самому Западу?

Зачем наматывать километры…

Авиация и авиаперевозки — один из моих самых любимых примеров. Сразу оговорюсь, несмотря на крики коллективного Запада и попытки перекрыть наше небо для полетов, самолеты через Беларусь все еще летают, и их достаточно много. Далеко не все согласны нести существенный ущерб ради политических амбиций Запада. Да, есть компании, которые просто не могут игнорировать определенные политические решения и вынуждены нести убытки. Но все, кто может себе это позволить, продолжают летать через нас… 

Вообще, пример с авиацией один из моих любимых по той простой причине, что тут нельзя соврать или как-то исказить данные. Ведь любой желающий может зайти на сервис flightradar24 и в реальном времени посмотреть, где, как и когда летают самолеты, кому они принадлежат, где взлетели и приземлились. Вот прямо в момент, когда я это пишу, нашу границу пересекает сербский борт…

Так о каких убытках для компаний, поддержавших санкции, идет речь? Тут составляющих несколько. В первую очередь это, конечно, расстояния. Если требуется пролететь из Европы в Россию, самый короткий путь лежит через нас, а вот поддерживающим санкции ЕС компаниям приходится искать обходные маршруты… 

Вариантов тут два: облетать можно или с севера, или с юга. С юга, в принципе, не так уж и далеко, но в таком случае лететь придется через территорию Украины, а там стрельба ракетами класса «земля — воздух» по гражданским самолетам уже почти в национальный спорт превратилась. Не все хотят рисковать, так что остается облет через север. 

Это уже очень приличный крюк. А самолеты достаточно прожорливые, да и амортизация тикает с каждой минутой нахождения в воздухе. И лететь придется не через одну страну, а через две — Литву и Латвию. Мало кто знает, но за пролет через каждое государство надо оплачивать услуги диспетчерской службы (с различными оговорками вроде членства в альянсах), а тут лишняя страна, лишнее расстояние… А есть еще такое понятие, как код-шеринг (несколько компаний обслуживают один рейс), как раз для снижения расходов и удобства. Штука эта очень выгодная, и до последнего времени «Белавиа» активно сотрудничала с европейскими перевозчиками. Теперь все бонусы, которые давал код-шеринг, для Европы отвалились… 

Вот так и выходит, что летать авиакомпаниям становится невыгодно и людям приходится добираться с пересадками или пользоваться услугами компаний, которые летают в ЕС через Беларусь… 

И хотя это все достаточно косвенный ущерб непосредственно государствам, тут в первую очередь страдают перевозчики и туристический бизнес, средств в виде налогов в бюджеты поступает несколько меньше. Кстати, туризм из Беларуси в ЕС процветал, белорусы очень активно там деньги тратили, да и добираться удобно было. Теперь скорее в Крым полетим отдыхать…

Калий

А вот еще один любимый и показательный пример. Для начала обозначим мизансцену…

Беларусь держит третье место в мире по запасам калийных руд, второе — у России, а на первом — Канада. Вот практически и все, это все игроки на рынке калийной руды, из которой, собственно, и производят калийные удобрения. Всего три страны, причем две из них еще и Союзное государство строят.

Производителей калийных удобрений, естественно, несколько больше, но все они должны у кого-то приобретать сырье. И как вишенка на торте тот факт, что наша относительно небольшая страна держит около 20 процентов мирового рынка калийных удобрений. И рынок этот действительно мировой, калийные удобрения нужны практически везде, где есть сельское хозяйство. Ну а теперь, когда расстановку сил обозначили, можно и про санкции поговорить… 

Только вот калий — тема настолько широкая, что обратная сторона санкций тут очень многогранна, рассматривать ее нужно в нескольких аспектах… Вы же помните, что уже введенные санкции против наших калийных удобрений действуют только на удобрения с содержанием калия меньше 40 процентов и больше 62 процентов. Знаете, почему так? Причина предельно проста: производимые Беларусью удобрения по содержанию калия как раз и находятся между этими цифрами. 

То есть санкции ввели, чтобы их на самом деле не вводить, но грозно всем сообщить, что ввели. Может, кто-то думает, что это сделано с целью нас напугать и показать, что могут и целиком под санкциями всю калийную отрасль накрыть? Так нет, не могут. 

Если бы могли, уже давно бы ввели, просто потявкать им очень хочется. Но если ты кому-то угрожаешь, угроза должна быть реальна, иначе над тобой будут смеяться, как в этом случае и происходит… 

Как вы, вероятно, помните, цены на газ в 2021-м побили все возможные рекорды, а газ — это в первую очередь энергия, необходимая для различных производств, в том числе и калийных удобрений из сырья. И на фоне подорожания газа производство калийных удобрений, скажем так, начало проигрывать в конкурентной борьбе производствам, имеющим доступ к более дешевой энергии. В связи с чем некоторые из компаний попросту начали сворачивать свою деятельность. Что, в свою очередь, спровоцировало очень серьезный рост цен на калийные удобрения. Это еще присказка, сказка будет чуть дальше… 

Продолжение читайте по ссылке ↓↓↓

www.sb.by

Последние новости

ПРЕЗИДЕНТ

Выступление Лукашенко перед делегатами ВНС – полная версия

24 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

“Очень важно сейчас не разрушить наше единство”. Первые слова Лукашенко в должности председателя ВНС

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко избран председателем Всебелорусского народного собрания

24 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко на ВНС: мы должны быть сильными, время выбрало нас

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко: если не хотим сидеть в окопах, должны работать, в Год качества – сделать невозможное

24 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко о достижениях суверенной Беларуси: мы никогда еще так хорошо не жили, как сейчас

24 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: чтобы сохранить статус сильной нации, белорусам надо становиться еще сильнее

24 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко: Беларусь и Россия – образец союза суверенных народов

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко: попытки раздавить русских и белорусов мотивировали нас на восстановление былой мощи

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко: народ Беларуси знает, что значит быть сильным во имя мира

24 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024