В Беларуси активно идет общественно–политический процесс по обновлению Конституции

В стране активно идет общественно–политический процесс по обновлению Основного Закона нашей жизни, а также готовится референдум, который планируется провести не позднее февраля 2022 года. Работа над проектом Конституции практически завершена, и уже в первой половине декабря его представят на всеобщее обсуждение.

Волеизъявление народа

В истории независимой Беларуси референдумы проводились трижды. Первый состоялся 14 мая 1995 года. По результатам голосования граждан установлены новые Государственный флаг и Государственный герб, русскому языку придан статус государственного наравне с белорусским языком, поддержаны действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией.

Второй референдум провели год спустя, 24 ноября, в сложной и напряженной общественно-политической обстановке. В то время в состоянии открытого противостояния оказались отдельные ветви государственной власти, политические партии и общественные объединения. Однако в итоге принятые конституционные новшества позволили обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также Главы государства в интересах белорусского народа. Вместо однопалатного Верховного Совета было сформировано двухпалатное Национальное собрание Республики Беларусь. Президент стал Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является с того времени Премьер-министр правительства, а права и полномочия Совета Министров расширены.

17 октября 2004 года прошел инициированный Главой государства третий республиканский референдум, который совместили с парламентскими выборами. На всенародное голосование был вынесен единственный вопрос: «Разрешаете ли вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Как следует из итогового постановления Центризбиркома, за принятие решения по вынесенному вопросу проголосовали 79,42% от числа граждан, внесенных в списки для голосования.

Стабилизирующая сила

На совместном заседании Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта Конституции выслушаны различные мнения и подходы, касающиеся отдельных моментов в подготовленном проекте Конституции. Глава Администрации Президента, руководитель рабочей группы по доработке проекта Конституции Игорь Сергеенко, представляя проект Конституции в целом, отметил, что в ходе работы подверглись изменениям 77 статей, появились 11 новых, а также предлагается новая глава:

—   Изменения коснулись и преамбулы, в которой закрепляется в качестве основных принципов Конституции сохранение национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций. Эти нормы стали реализацией запросов общества на закрепление нашей национальной, государственной идентичности. Ведь по- настоящему независимым государство может быть только при сильной нации. Исторический опыт Беларуси и события сегодняшнего дня это подтверждают.

Игорь Сергеенко обратил внимание и на ряд значимых моментов:

—   Не менее важный конституционный посыл — сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и героизме нашего народа. Важным является закрепление и других новых норм. Таких как сбережение традиционных семейных ценностей, поддержка молодежи, семей с детьми, инвалидов, развитие атомной энергетики исключительно в мирных целях, защита персональных данных и другие.

Что касается роли Всебелорусского народного собрания, оно будет состоять из представителей всех ветвей власти, местных Советов депутатов и гражданского общества, подчеркнул Игорь Сергеенко:

— ВНС должно стать стабилизирующей силой в отношениях между властью и обществом, обеспечить преемственность поколений и гражданское согласие.

Глава Администрации Президента констатировал, что Всебелорусское народное собрание наделяется широкими полномочиями по определению стратегии развития государства, утверждению программных документов, инициированию изменений Конституции, принятию решений о смещении Президента с должности:

— Для реализации таких полномочий предлагается закрепить обязательность решений ВНС для исполнения с правом отмены тех актов государственных органов и должностных лиц, которые будут противоречить интересам национальной безопасности. Также ВНС наделено правом избрания судей Конституционного Суда, Верховного Суда и членов Центральной избирательной комиссии. Объем полномочий ВНС сформирован как за счет новых функций, так и за счет передачи части полномочий Президента и Парламента.

Изменения также коснутся деятельности различных органов власти и государственных органов. Скажем, срок полномочий парламентариев, по словам Игоря Сергеенко, предлагается увеличить с четырех до пяти лет:

—   Народные избранники получат новые контрольные полномочия, такие как ежегодное заслушивание информации Генерального прокурора, председателя Комитета государственного контроля и председателя правления Национального банка. Расширяется возможность их участия в решении важных государственных задач.

Усиливаются и позиции Правительства, добавил Игорь Сергеенко:

—   Премьер-министру предоставляется право вносить Главе государства предложения по составу Правительства и его структуре. Тем самым повышается ответственность Премьер-министра за работу Правительства. Расширяется компетенция Конституционного Суда: он наделяется правом толковать Основной Закон, давать оценку конституционности проведения президентских и парламентских выборов и иными полномочиями. Закрепляется конституционный статус Центральной избирательной комиссии.

По словам Главы Администрации Президента, вся деятельность разработчиков проекта Конституции строилась по принципу «сохранить лучшее и заложить основу для дальнейшего развития страны»:

—   Предлагаемые нововведения, по мнению членов рабочей группы и Конституционной комиссии, соответствуют требованиям времени и отвечают происходящим в стране политическим и экономическим процессам. Считаем, что данная концепция взаимодействия государственных органов обеспечит эффективность и устойчивость всей политической системы страны.

Что нужно знать о референдуме

Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни в Беларуси могут проводиться республиканские и местные референдумы. В референдумах принимают участие все граждане, обладающие избирательным правом, проживающие в Беларуси. Это делает референдум важнейшим проявлением демократии, позволяя населению самостоятельно принимать важнейшие решения, влияющие на жизнь граждан.

Республиканские референдумы назначаются Президентом по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными Советами депутатов по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих территорий.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

Право участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

На республиканский референдум не могут выноситься во просы:

— которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

— связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента и палат Национального собрания Республики Беларусь;

— о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов, сборов (пошлин);

— об амнистии, о помиловании.

Актуальный вопрос изучал Сергей Левченко.