Познавайте Быховщину!

Их связь с родными местами крепка, нерушима, а любовь к малой родине безгранична. Пытливые, любознательные, они с увлечением изучают историю своего края.

Герои нового проекта «Моя земля — Приднепровье» — настоящие краеведы. Все истории, загадки, интересные факты, связанные с Быховщиной, они изучают с увлечением, а новые знания бережно аккумулируют.

В новом проекте «МП» рассказываем о самом увлекательном, что связано с малой родиной.

Читайте и познавайте!

Патриотизм. Для учащейся 9 класса средней школы №3 Елизаветы Пушко это понятиетесно связано с историей. Изучать прошлое Быховщины, уважать традиции предков — именно к этому призывает юная быховчанка. Причем делает это весьма интересным способом.

Исследовать, постигать, изучать

Елизавета активно занимается исследовательской деятельностью. Для себя она выбрала историю и краеведение. Все, что касается Быховщины, вызывает у юной землячкинеподдельный интерес. Ведь захватывающих моментов в прошлом малой родины, по мнению Елизаветы, огромное множество. «ПознавайтеБыховщину!» — призывает она своей краеведческой работой.

Тяга к той или иной науке зачастую берет начало из детства. Так было и у Елизаветы. Лучший подарок — книги, а презенту в виде разных энциклопедий вообще цены нет!

На эрудированную, начитанную и умеющую рассуждать и делать выводы девочку еще в пятом классе обратила внимание учитель истории и географии средней школы №3 Елена Ткачева.

— Знаете, у Лизы глазенки горели на моем уроке, — улыбается педагог. — Рассмотреть по-настоящему мотивированного ребенка мне, как педагогу со стажем, не составило труда. А Лиза как раз такая. Школьного курса программы для нее всегда мало. Она с энтузиазмом берется за дополнительные задания и всегда добросовестно их выполняет.

Так родился крепкий тандем учителя и ученика.

«Что в имени тебе моем?»

Идея написать краеведческую исследовательскую работу на тему «Ойконимы Быховского района» принадлежит Елене Ткачевой. Задумку она озвучила своей ученице, а подросток с радостью согласилась заняться новым увлекательным делом.

— Ойконимы — это названия населенных мест, своего рода, их «имена», — делится Елизавета. — Происхождение таких «имен» всегда имеет исторический смысл. Ведь наши предки давали конкретные названия местам, где жили, не просто так, а по ряду причин. Одни руководствовались географическим положением, другие делали акцент на природно-климатические условия, третьи обращали внимание на рельеф своей местности и так далее. Все это накладывало отпечаток на названия сначала урочищ, а позже — и населенных пунктов.

— Цель, которую мы перед собой поставили, — продолжает мысль своей ученицы Елена Анатольевна, — сводилась к тому, чтобы узнать не только происхождение и первоначальное значение названий населенных пунктов, но и время, причины и обстоятельства их появления на карте Быховского района.

Дорогами знаний

Часы, проведенные в библиотеке, десятки изученных книг, сотни перелистанных страниц, исписанные мелким почерком черновики… Елизавета и Елена Анатольевна отдавали предпочтение именно изучению печатных  источников. А для сотрудников местных библиотек педагог и ее ученица стали постоянными посетителями.

К помощи интернета, конечно, прибегали, но делали это по минимуму. Обе с улыбкой замечают: народную мудрость, сосредоточенную во фразе «Книга — источник знаний», никто не отменял.

Сколько времени, стараний и сил вложено в изучение темы! Однако трудов не жалко: за год сделано много новых и полезных открытий, касающихся истории родного края.

Едва ли каждый подросток может похвастаться знаниями точного географического расположения того или иного населенного пункта. А вот для Елизаветы это не проблема. Карта Быховского района исследована ею вдоль и поперек. Границы практически любой деревни юный краевед определит безошибочно. Ведь знание географии при написании исследовательской работы тоже нужно. С какими населенными пунктами граничит та или другая деревня — школьница назовет без раздумий. Всему этому Елизавета во многом обязана своему учителю Елене Ткачевой.

Помогли в изучении ойконимов и старожилы. С некоторыми педагог и ее ученица встречались лично. Старейшие жители деревень делились версиями о происхождении названий своей местности. Предположения, озвученные людьми, «убеленными сединами», старательно фиксировались в специальные дневники, а позже сравнивались с «официальными» версиями, прописанными в книгах.

А вы знали, что..?

Что только не влияло на получение «имен» тех или иных территорий: имена людей, на них проживающих, род деятельности, которым занимались местные, названия птиц и насекомых, обитавших на этих землях, даже звуки природы откладывали порой отпечаток на названии.

Героини этой статьи приводят лишь несколько примеров ойконимов, вошедших в их список.

Название сегодняшнего агрогородка Смолицаговорит о занятии, которым здесь промышляли наши предки. Некогда на возвышенности, на супесчаных лесных почвах в этом месте росли раскидистые сосны. Эти деревья были источником добычи смолы для жителей названной территории.

Умение видеть прекрасное вокруг себя легло в основу названия деревни Красница. Когда-то вокруг селения росло много рябины, клена и липы. Осенью багряный цвет листвы на деревьях придавал этому краю особую эстетику. Красница — красивая!

А вот Комаричи не выглядели так презентабельно, особенно летом. В жаркие месяцы жителей поселения на берегу заболоченной речушки донимали «полчища» комаров. Из-за обилия кровососущих насекомых Комаричи и получили свое название. 

Кучин — селение, попасть в которое, в свое время, можно было лишь минув кучи валежника и прелой листвы.

Ладное, годное место! Именно так отзывались об этом населенном пункте. Речь о Лагодово, издавна славившемся отличными условиями для ведения хозяйства.

Выгодными природными условиями и географическим положением отличалось еще одно селение. Отсюда и его «имя» — Выгода.

А вот на название нынешней деревни Бовки повлияла матушка-природа. Огромное болото вокруг поселения выделяло из своих недр болотный газ. «Бовк-бовк», — слышалось в этих местах.

Говорить об ойконимахБыховщины эти краеведы могут долго. В списке названий, происхождение которых Елизавета и Елена Анатольевна скрупулезно изучили, — около 80 «имен» населенных пунктов. Некоторых уже даже нет на карте, но знать и помнить их нужно обязательно. Ведь свой уникальный след в истории Быховского района они, безусловно, оставили.

…Школьная жизнь в учреждении образования замерла. Коридоры и классы опустели, звонок не приглашает за парты. Каникулы… Но это пока.

Новый учебный год обещает реализацию уже намеченных планов. Есть интересные задумки и у Елизаветы. Она давно вынашивает идею изучать гидронимы Быховского района. А значит, впереди — встреча с новыми страничками истории малой родины.А учитель Елена Ткачева в этом обязательно подставит плечо.

Алеся ЦАРЕВА.