ТЕХОСМОТР: тест на пригодность

Отмена дорожного сбора заставила автовладельцы активизироваться. Как итог — вот уже без малого три месяца как очередь из машин к диагностической станции №150, что расположена на территории Быховского Автопарка №6 ОАО «Могилевоблавтотранс», значительно увеличилась. Оно и понятно: оплата за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении перестала пугать суммой. Все бы хорошо, однако в рядах некоторых автовладельцев снова возникло недовольство. В соцсетях стали появляться возмущенные комментарии быховчан-хозяев «железных коней», сводящиеся, примерно, к следующему: «на местной диагностической станции техосмотр не пройти», инженеры-диагносты лютуют, придираются ко всему».

Правдивая информация или очередной фэйк? В этом вопросе разбиралась журналист «МП». Причем прямо с выездом на место.

С правом доступа

Утро буднего дня, а у диагностической станции уже вереница из машин. Очередность въезда на линию, где проводится тот самый технический осмотр авто для права участия в дорожном движении, разнится. Некоторые водители приезжают к определенному времени, то есть «по записи» (такая услуга здесь уже давно имеется), вклиниваясь таким образом в «живую» очередь.

Роллетные ворота медленно поднимаются, а инженер по техническому осмотру транспортных средств Павел Беляев дает добро на въезд на линию. Так начинается, своего рода, тест на пригодность.

Водительское удостоверение, техпаспорт, страховка, квитанции об оплате за прохождение гостехосмотра и выдачу разрешения на допуск ТС к участию в дорожном движении — вот перечень документов, которые нужно предъявить на диагностической станции. Плюс акт об освидетельствовании газового баллона, если авто им оснащено. Кстати, из списка уже можно смело вычеркивать медицинскую справку о состоянии здоровья: она требуется лишь для определенной категории водителей.

На линии

Операции, выполняемые на посту №1, особой сложностью не отличаются. Содержимое медицинской аптечки, исправный огнетушитель, знак аварийной остановки, проверка показаний спидометра и некоторые другие моменты — вот на что заостряет внимание инженер по техническому осмотру транспортного средства Павел Беляев. С включенным карманным фонариком специалист обходит серебристую Renault Laguna, осматривая состояние кузова.

— Конечно, я обращаю внимание на внешний вид автомобиля, — объясняет Павел. — Сквозных дыр на кузове или поврежденных деталей быть не должно. При этом царапины или мелкие дефекты на элементах — это не повод для того, чтобы «разворачивать» машину.

Пост №2 дает инженеру-диагносту полную раскладку автомобиля по световым приборам. Фары дальнего и ближнего света, «противотуманки», габаритные огни, фонари заднего хода… Все это должно быть не просто в исправном состоянии, но и соответствовать нормативным показателям, которые фиксирует специальный прибор. Здесь же проверят уровень выброса вредных веществ в отработавших газах транспортного средства. Они не должны превышать допустимый уровень — для экологии это небезопасно.

Все показания фиксирует компьютер. У монитора — инженер по техническому осмотру транспортных средств Владимир Ходыко. Сведения о техническом состоянии автомобиля он вносит в специальную программу.

— Каждый участник дорожного движения должен понимать всю степень ответственности, возлагаемую на него, — говорит Владимир. — Неполадки той же тормозной системой чреваты самыми плачевными последствиями. И на них мы не закроем глаза. Здесь не помогут никакие уговоры…

К слову, диагностическая станция оборудована видеокамерами. Так что все попытки «договориться» о прохождении техосмотра обречены на провал.

Немного эмоций

Прохождения поста №2 можно назвать тест-драйвом. Особенно, когда Павел Беляев берется за проверку тормозных систем. На специальных роликах машину начинает «потряхивать».

Надо отметить, за рулем транспортных средств, в большинстве, мужчины. Однако женщины-водители на диагностической станции тоже не редкость. Именно слабый пол зачастую паникует на этом участке линии.

Понять автоледи можно, вспоминая свой недавний опыт прохождения техосмотра на Ford Focus. Меня, как автоледи, вибрация буквально ввела в ступор. Помнится, просьбы инженера-диагноста, сводящиеся к нехитрым манипуляциям «нажать педаль тормоза» и «плавно ее отпустить», ему пришлось повторять для меня несколько раз…

Исправность = допуск

«Финишная прямая» — пост №3. Здесь за дело берется Денис Ставский, инженер по допуску транспортного средства к участию в дорожном движении. После сверки номера кузова водитель получает диагностическую карту с соответствующей отметкой.

— Если техническое средство соответствует всем требованиям, то водителю выдается разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении, — рассказывает Денис. — В противном случае все неисправности, зафиксированные в диагностической карте, придется устранять. Это следует сделать в течение 20 дней. При повторной проверке проводятся контрольно-диагностические работы только в отношении узлов, систем, внешнего вида и комплектации транспортного средства, которые при предыдущем проведении техосмотра признаны не соответствующими требованиям и согласно установленному на станции прейскуранту, оплачивается только эта процедура. Не успели отремонтировать авто в отведенный срок — будете заново проходить всю линию и в полном размере оплачивать стоимость прохождения технического осмотра.

Владелец Opel Frontera Сергей успешно прошел техосмотр. Заветный допуск получен!

— Обычная процедура, ничего сложного, — комментирует быховчанин. — И проходить ее нужно ежегодно. Не понимаю тех, кто «отлынивает» от прохождения техосмотра! Штрафы за отсутствие допуска ведь никто не отменял.

Действительно, платить за отсутствие техосмотра придется. Но дело ведь не только в финансовом моменте, бьющем по кошельку нерадивых водителей… Как поведет себя машина с неисправностями в пути — предугадать невозможно. А дорога халатности не прощает!

Алеся ЦАРЕВА.