Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным и отреагировал на домыслы

Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня на совещании по вопросу белорусско-российского сотрудничества в военной сфере рассказал о подробностях недавних переговоров с Президентом России Владимиром Путиным и отреагировал на домыслы, передает корреспондент БЕЛТА.
«После переговоров в Сочи и тех вопросов, которые были подняты на этих переговорах с Президентом России, мы договорились, что ряд вопросов обсудим на уровне руководителей правительства и силового блока, прежде всего министра обороны, госсекретаря. Мы определили эти вопросы. Очень много писали об этой встрече. К сожалению, процентов 70 — это полная брехня и выдумки. Я даже не собираюсь сейчас перечислять все вопросы, которые были обсуждены. Их десятки были. Очень многие вопросы. Притом подвергнуты ревизии и обсуждению буквально все вопросы белорусско-российских отношений», — сказал Президент.
По его словам, на встрече с российским лидером, в частности, обсуждалось взаимодействие в формате Союзного государства, вопросы кооперации, военного и военно-технического сотрудничества, реализации совместных проектов, противостояние различным вызовам, в том числе внешним. При этом, например, тема предоставления Беларуси российского кредита не обсуждалась, и ее изначально не было в повестке дня. Равным образом не поднимался вопрос так называемого трансфера власти, о чем писали некоторые ресурсы.
Об интеграции Беларуси и России
«Контекст этих переговоров, если можно так сказать, ограничен был рамками Союзного государства. Изначально — как создавалось Союзное государство, о чем договаривались, на каком уровне находимся сейчас и на что способны выйти», — заявил Александр Лукашенко.
Он ответил на некоторые выдумки и вранье в различных источниках. Глава государства отметил, что «белорусы живут в своей квартире», хотя она и небольшая по сравнению с огромной Россией.
«И мы суверенное и независимое государство. Сегодня мир изменился настолько, что разговоры о том, что Беларусь должна войти в состав России, или Россия должна войти в состав Беларуси, или мы вообще как-то должны слиться, создав единые органы управления… Мир настолько изменился, что просто было бы глупо даже работать в этом направлении. А во-вторых, это абсолютно не нужно. Потому что, существуя как суверенное независимое государство, мы можем выстроить такую систему отношений, что эта система будет мощнее, нежели в самой Российской Федерации взаимоотношения отдельных территорий», — уверен белорусский лидер.
Президент констатировал, что у Беларуси и России практически одинаковый уровень развития по различным направлениям, и если страны захотят, то смогут выстроить такую систему взаимоотношений. «И мы очень многое сделали для этого. Мы просто об этом не говорим. Ведь у нас люди имеют равные возможности. Как бы ни было сложно, субъекты хозяйствования понимают на переговорах друг друга, многого достигли», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства тем не менее отметил, что порой по некоторым направлениям присутствует непонимание. Он привел пример, когда в России недавно подскочили цены на сахар, то Президент Владимир Путин очень жестко отреагировал на эту тему, упрекнув Союз сахаропроизводителей России. «Они, оказывается, в 2020 и 2019 годах убеждали Президента, что белорусы заполонили своим сахаром Россию. Хотя это вообще невозможно», — подчеркнул он.
Более того, по словам Александра Лукашенко, убеждали в том, что белорусские производители завозят сахарный тростник, перерабатывают его и поставляют произведенную продукцию на внутренний рынок, а в Россию экспортируют свой свекловичный сахар. «Это невозможно потому, что у нас производство перестроено полностью и модернизировано под переработку свеклы. Мы уже, наверное, лет 15, а может и больше, не завозим тростник для переработки. У нас жесткая в этом плане договоренность. Но видите, как поступают товаропроизводители Российской Федерации, — рассказал Президент. — И молодец Путин, он жестко их отбрил. Говорит, как же так, вы же меня убеждали, что белорусы вам мешают, что тростниковый едят там сахар, свекловичный завозят. А на самом деле это не так. То есть и в России есть определенные… Уже не силы, это конкуренция. Заводят в тупик целые отрасли России, ссылаясь на то, что мы, якобы, мешаем. Мы никому не мешаем».
О дорожных картах и налоговых системах
Во время переговоров в Сочи лидеры двух стран обсудили и так называемые дорожные карты. Президент пояснил, что по большинству из них нет никаких вопросов, их можно подписывать прямо сейчас. Но по нескольким направлениям сотрудничества есть некоторые нюансы, их намерены доработать. В частности, стороны уже давно обсуждают возможное сближение налоговых систем. «Главное, чтобы это было прозрачно и для Беларуси, и для России. Чтобы не было здесь каких-то недомолвок, чтобы это не вызывало каких-то подозрений», — сказал Александр Лукашенко.
Говоря о сближении налогового законодательства, глава государства пояснил, что эта тема будет еще раз обсуждаться на уровне специалистов. «Путин мне говорит: «Я готов направить к тебе Мишустина (премьер-министр России Михаил Мишустин. — Прим. БЕЛТА). Ваше правительство, наше правительство, налоговики сядут и тебе доложат суть предложений Российской Федерации после того, как мы месяц примерно поработаем». Я согласился. Пожалуйста, приедут, сядем, вместе посмотрим новации российские. Если это действительно новации, если они на пользу Беларуси, мы это примем. Как Путин сказал, если это не подходит, мы и работать не будем ни по одному направлению. Его было предложение: давайте сделаем то, что мы можем сегодня принять. Что тут плохого? Ничего плохого в этом не вижу».
О союзе, к которому «комар носа не подточит»
Глава государства отметил, что оборонные и внешнеполитические ведомства Беларуси и России — пример для сотрудничества для других госорганов. «Поэтому мы будем координировать нашу оборонную политику на злобу дня, внешнюю политику. И мы полны решимости (это было наше общее мнение) создать такое объединение Беларуси и России в Союзном государстве, что комар носа не подточит. Никто нас не упрекнет, что кто-то посягнул на чью-то независимость, суверенитет. Все будет красиво и достойно», — заявил Александр Лукашенко.
О противостоянии санкциям
«Хотим выстроить такие отношения, чтобы мы не боялись и не дергались по поводу каких-то санкций. «Вчера ввели санкции против России, позавчера — против Беларуси. И уже гвалт какой-то, — отметил белорусский лидер. — Слушайте, 150 млн человек на такой территории мы не можем накормить? Запросто! В этом ключе по всем отраслям мы подвергали анализу ситуацию. И приходили к тому, что нам надо начинать это делать. Нам надо просто спланировать, как делают китайцы, японцы это. Насколько это возможно, спланировать наши дальнейшие действия в экономике».
О кооперации
«Очень серьезно был подвергнут анализу вопрос нашей кооперации», — заявил Александр Лукашенко.
В качестве примера он привел гражданский авиационный завод, который был вынесен за пределы столицы в район Национального аэропорта Минск. Президент напомнил, что на саммите ЕАЭС российской стороной поднималась тема возможной кооперации в авиационной отрасли с учетом того, что в России создан среднемагистральный лайнер. Речь, например, может идти о том, чтобы некоторые части, комплектующие, обслуживание передать зарубежным партнерам в ЕАЭС. «И я в Сочи, продолжая этот разговор, поблагодарив, сказал ему об этом, что мы такой завод перенесли из центра Минска, построили. И мы готовы не только обслуживать эти самолеты, которые производятся в России, но и производить некоторые узлы и комплектующие. То есть осуществлять более тесную кооперацию. Нам это выгодно», — заявил Президент.
В этом же ключе он высказался и о сотрудничестве по линии предприятий военно-промышленного комплекса, включая «Интеграл», авиационное, бронетехническое направления. «Эти наши заводы там востребованы. Давайте, говорю, кооперироваться. Президент России сказал, что это им очень интересно. Поэтому в этом направлении и правительству, и Госсекретариату, Минобороны надо более активно себя вести», — сказал Александр Лукашенко.
О финансах
Глава государства заявил, что тематика открытия новых кредитных линий во время встречи с Владимиром Путиным в Сочи не поднималась.
«Много сейчас писали и вякали по поводу кредитов. Ни о каких кредитах даже речи не было. И в материалах у меня не было даже темы этой. Никто не просил дополнительных кредитов. Нам это не нужно», — подчеркнул белорусский лидер.
Тем не менее он пояснил, откуда возникла эта тема. Когда еще только задумывалось строительство Белорусской АЭС, то с руководством России обсуждалось предоставление кредита на эти цели, что является нормальной общемировой практикой. «И тогда я так по-дружески Путину говорю: если я сэкономлю, то вы этот кредит оставьте в Беларуси на другие нужды, допустим на военные», — рассказал Александр Лукашенко.
По его словам, в результате удалось сэкономить, в том числе благодаря более низкой стоимости строительных услуг, удобной логистике для доставки комплектующих по сравнению со строительством АЭС по российским технологиям в других странах. «Естественно, что здесь дешевле станция. Вот откуда пошла эта тема. Но мы ее не обсуждали. Я помню обещание Президента России. Единственное, сказал: если это не напряг для экономики России, мы будем использовать остаток этого кредита, в том числе и на военные нужды. Может быть, и на закупку самолетов и более современной техники. Отторжения не было», — сказал Президент.
Единственное предложение белорусской стороны в финансовой сфере на переговорах в Сочи касалось возможного участия «Газпрома» в модернизации «Гродно Азота». «Может, у них будет к этому интерес. Не будет — мы сами будем строить этот комбинат. Он нам нужен: спрос на азотные удобрения в мире очень приличный, — отметил Александр Лукашенко. — Азот из природного газа — если «Газпрому» интересно, мы можем с ними договориться о строительстве. Все, ни о каких деньгах речи на этих переговорах не было. Поэтому, если нас там хотят упрекнуть в чем-то, что мы опять с протянутой рукой — чушь полная. Мы пока обходимся, слава богу, при всех сложностях с пандемиями и закрытием границ, своими денежными средствами».