В Быхове открылась выставка ретро-автомобилей «Машинки нашего двора»
Медицинские маски, социальная дистанция и группы не более пяти человек все еще актуальны для Быховского районного историко – краеведческого музея, где недавно открылась первая в наступившем году частная выставка под названием «Машинки нашего двора».
Миниатюрные ретро-автомобили предоставил владелец такой оригинальной коллекции, гомельчанин Антон Лупекин. В его экспозиции более ста моделей различных копий машин, которые собирали в дореволюционной России, затем в Советском Союзе, бывших странах социалистического лагеря и Западной Европы.
Посетителей выставки обязательно привлечет внимание знаменитая модель «Руссо-Балт». Этот автомобиль интересен своей историей. Некогда такое чудо инженерной мысли также называли царь – машиной. Изготовили ее в мае 1909 года в Риге, на Русско-Балтийском вагонном заводе. Автомобиль гоночной системы имел на тот момент всего 24 лошадиные силы. Между прочим, специально для своего гаража один автомобиль «Руссо-Балт» заказал тогда последний император Российской империи Николай II.
Первая советская легковушка, у которой руль располагался … где бы вы думали? Справа! Сегодня вряд ли кто назовет малолитражку НАМИ-1. Производство названной машины, созданной в тогда еще молодом Научном автомоторном институте, наладили в Москве еще в 1928 году. В создании машины участвовал будущий главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Липгарт. Ее конструкция простая и дешевая, а четырехместный кузов имел две двери.
Советские конструкторы довольно часто вдохновлялись успешным немецким микроавтобусом Volkswagen Typ 2, вошедшим в историю как Transporter первого поколения. Его выпуск начали в 1950 году. Такой автомобиль пригнали для ознакомления в Ригу. И вскоре появился советский образец РАФ. Особой славой пользовалась модель 2203 «Латвия». Именно эти автомобили стали первыми в Советском Союзе маршрутными такси. На их базе также создавали кареты скорой медицинской помощи, работавшие по всему СССР.
Вот еще одна легенда — легкий грузовой автомобиль ZUK. В 1956 году его разработка началась на Люблинском автозаводе. Автомобиль пользовался популярностью в Польше, СССР и других социалистических странах. Его особенностью было то, о чем теперь мало кто знает, деревянный пол из узких досок. Интересен и тот факт, что ZUK появлялся даже на съемках в кино. Например, в фильме «Маленькая Вера».
Роль автомобильного транспорта в годы Великой Отечественной войны переоценить трудно. Поэтому на выставке можно посмотреть на производимые в Москве ЗИС и КИМ, горьковский ГАЗ и ярославский ЯАЗ.
В рамках выставки из фондов музея выставлены модель океанографического исследовательского судна «Академик Крылов», некогда входящего в составе Балтийского флота ВМФ СССР. В 1983 году эту модель собственными руками изготовили учащиеся СШ №4 г. Быхова, переименованную после в СШ №3, о чем свидетельствуют несколько черно-белых снимков того времени.
Деревянный парусник. В 1970 году экипаж литовского теплохода «Валя Куракина», названного в честь участницы партизанского движения на Быховщине, подарил это небольшое самодельное судно родственникам юной героини, погибшей от пыток гитлеровцев в апреле 1944 года.
Представлено несколько моделей подводных лодок. Когда-то они принадлежали участнику Великой Отечественной войны, уроженцу деревни ст. Тощица генерал-майору Алексею Макаровичу Драгуну.
Посетители выставки имеют также возможность познакомиться с моделями машин-гигантов автопрома разных стран, со схемами строения некоторых автомобилей непосредственно советского автопрома.
Сергей ЛЕВЧЕНКО.