Интернет фиксирует неравенство

То, что Интернет стремительно меняет жизнь человечества – спорить, пожалуй, не будет уже никто. Разве что тот, у кого Интернета нет, и живет он необитаемом острове. Впрочем, в отсутствие доступа в Глобальную сеть, ему и поспорить-то будет не с кем…
О том, какие изменения внесет в нашу жизнь в будущем, «Голосу России» рассказал социолог Игорь Эйдман, автор книги «Прорыв в будущее. Социология Интернет-революции».
– Многие (в том числе и вы, я апеллирую к названию Вашей книги) говорят о революционном значении Интернета для человечества. Какие конкретно изменения Всемирная паутина внесет в нашу жизнь?
– Интернет уже меняет жизнь человечества, и эти изменения проходят довольно активно. И говоря об изменениях, следует понимать о какой сфере идет речь.
В политической сфере очевиден главный тренд (и это признают многие эксперты) – переход от представительной к непосредственной, прямой электронной демократии, осуществляющейся с помощью новейших средств связи, прежде всего Интернета. Все больше признаков того, что этот тренд проявляется в самых разных странах мира.
Где-то это происходит с участием правительства, например в США и европейских странах. Так, в Исландии пишется конституция всей страной с помощью соцсетей.
В некоторых странах прямая демократия реализуется с помощью контрсистемных методов. Все мы наблюдали интернет-революции в арабских странах, подобные же действия, пусть и не приведшие (возможно, пока) к каким-то результатам, мы наблюдаем в Белоруссии.
– Политика – политикой, а что с экономикой?
– Экономическую жизнь Интернет тоже очень сильно преображает. В Сеть уходят многие экономические функции, банкинг, например. Также мы видим, что печатные СМИ все больше уступают свое место интернет-СМИ.
Еще в этой сфере начинается движение, которое мне кажется сейчас наиболее важным. Происходит экономическая, производственная и потребительская консолидация людей в Сети для решения различных проблем, например, для оптимизации своего потребления. Сейчас очень быстро развиваются сайты, посвященные совместным покупкам и коллективным скидкам.
Люди объединяются с помощью Интернета и сокращают торговую цепочку, путь между производителем, поставщиком услуг и массовым потребителем.
– Это все, конечно, замечательно. Но давайте представим, что Интернет вдруг исчезнет, а «привычка» к нему у человечества останется…
– Такое, конечно, вряд ли может произойти. Могут, конечно, происходит какие-то технические изменения, но Интернет никуда не денется, если только Армагеддон не случится или комета на Землю не упадет, но тогда и человечества не будет.
Я занимаюсь общественными науками, но даже мне понятно, что Интернет- это достаточно фундированная технологическая система, которая не может вся взять и рухнуть, как например, система энергоснабжения.
– Как вы считаете, не преувеличено ли мнение, что уровень развития Интернета может считаться критерием развитости страны в целом?
-Тут надо понимать вот что. Есть страны развитые и развивающиеся. И развивающиеся не очень быстро, как например, африканские страны. Ситуация с Интернетом копирует ситуацию с технологическим, экономическим, промышленным развитием разных стран. Соответственно, в развитых странах Интернет развивается быстрее, чем в неразвитых. Но неравенство развитых и неразвитых стран Интернет только зафиксировал, а не стал его причиной.
Другой вопрос, что Интернет может быть, безусловно, инструментом развития. То есть, Интернет может стать способом ликвидировать отставание страны в некоторых областях. Приведет ли это к успеху, посмотрим.