Юрий Любимов: Я веселый старый клоун («Literarni noviny», Чехия)

Скандал, разгоревшийся вокруг конфликта актеров и руководства Театра на Таганке во время гастролей в Праге, затмил действительное значение приезда этого известного русского театра. С его основателем и руководителем, одним из самых признанных мировых театральных режиссеров, 93-летним Юрием Любимовым мы говорили помимо прочего о Брехте и Чаплине, харизме Владимира Высоцкого, похоронах Ленина и любопытстве Владимира Путина.

Literární Noviny: Легендарную эпоху Театра на Таганке 50 лет назад Вы открыли «Добрым человеком из Сезуана» Брехта, теперь с этим спектаклем вы приезжаете в Прагу. Почему именно Брехт?

Юрий Либимов: Политический театр Брехта – это своего рода театральная революция. Поэтому с ним всегда и проблемы. И я говорю не только о проблемах между режиссером и актерами, его не любят и политики, потому что он раскрывает правду о сущности этого устройства мира, об алчности сильных и бедных, и сильные потом чувствуют себя оскорбленными. Для нас в начале 60-х годов Брехт был освобождением и благословением. И было совсем не просто добиться того, чтобы мы могли его играть. Брехт, если его внимательно и покорно слушать, говорит, что актер, если он действительно человек искусства и настоящая личность, должен общаться с публикой на совсем другом уровне – откровенно, правдиво, за себя! Он должен лично участвовать в этом общении. Я говорю актерам, и я говорил им это и 50 лет назад: играйте, прежде всего, о себе, прежде всего вас это может очистить и возвысить. Но часто все это как грох об стену. Сегодня театр тонет в манерности и условностях точно так же, как и советский театр 50 лет назад.

– Пьеса «Добрый человек из Сезуана» о неосуществимости добра в общественной системе, где правят деньги и только деньги. Непечально немного, что сегодня Брехт опять настолько актуален?

– Изменилось время, но люди все равно те же. Возможно, даже хуже. Ничего другого не остается, кроме как шутить над этим, иначе бы мы всю жизнь расстраивались. Я люблю смотреть «Золотую лихорадку» с Чарли Чаплином. Это что-то! Чистая правда! Сегодня весь мир живет на разных стадиях дикого капитализма. Мы как раз на первой стадии. Все зарабатывают деньги, и им совершенно все равно, каким образом это делать. Работа теряет моральный пафос. Мы расплачиваемся за это тем, что, если мы сами ненастоящие, настоящими не могут быть и человеческим отношения. Это жестокое наказание. Люди чужие друг другу, как на подводной лодке. Они из своих теплых гнездышек, куда они никого не пускают, смотрят в перископ, что происходит снаружи. Это в какой-то степени как водное поло – над поверхностью воды это красивый и благородный спорт, а под водой эти ребята бьют и лягают друг друга, как жеребцы.

– Во время гастролей вашего театра в Градце-Кралове и Праге произошел конфликт между Вами и актерами, который достиг апогея, когда Вы решили однозначно порвать с Таганкой. Где произошла ошибка?

– Антон Павлович Чехов, пусть земля ему будет пухом, говорил, что актеры на 90 лет отстают от нормальных людей. Наверное, он был прав. Наши актеры только сейчас начали интересоваться деньгами и славой, они чувствуют себя великими звездами и теряют уважение к театру. Поэтому я заканчиваю с ними работать. Этот пражский конфликт, кстати, дословное повторение того, что произошло с той же пьесой Брехта и тем же коллективом 50 лет назад. Тогда «Добрый человек из Сезуана» имел такой успех, что мы должны были постоянно его играть. Когда был спектакль в московском Доме ученых, на него пришла вся российская академическая элита. Зал был полон. А актеры перед спектаклем выдвинули мне тот же ультиматум, как и сейчас в Праге. В этот раз это были мои студенты. Мы не будем играть, если…

– Это, наверное, и какая-то демоническая сила Брехта… В Праге речь шла о выплате гонораров, в Москве тоже дело было в деньгах?

– И да, и нет. Тогда московские власти хотели мне дать старый театр на Таганке. И актеры перед представлением сказали мне: или ты всех нас берешь на Таганку, или сегодня мы играть не будем. Только на курсе было 30 человек, а я мог взять только 10. Так началась Таганка в 1963 году, история повторяется через 50 лет.

– А тогда как все закончилось? Вы уступили?

– Вы, наверное, шутите надо мной! Я пришел к ним, посмотрел на них, окинул взглядом с головы до ног и сказал: «Ну, хорошо, как хотите, я теперь выйду на сцену и извинюсь перед этими известными учеными, что спектакля не будет. А вы делайте, что хотите, идите, куда хотите, все… Я не подпишу ваши дипломы, и вы сразу же уедете. Я даю вам пять минут на размышление. И я ушел. Начался шум, гам, разгорелся спор. Через пять минут я вернулся – они играли. В театре должна быть дисциплина, и главное слово должно быть у режиссера. С этим никто ничего не сделает.

– В «Добром человеке из Сезуана» играл и пел Владимир Высоцкий – один из немногих русских деятелей искусства, которых в Чехии почитают и боготворят. А как произошла ваша первая встреча с Высоцким, как он попал на Таганку?

– Довольно обычно. Он пришел к нам в театр посмотреть Брехта. Ну, наверное, ему спектакль понравился, и в следующий раз он пришел с гитарой и сказал, что хочет к нам присоединиться. Я ему сказал, что, если он так хочет, пусть попробует что-нибудь прочитать. И он начал, стал читать Маяковского и Есенина. Я, наверное, минут пять его послушал и говорю, что пока достаточно. Это было неплохо, но и никакого чуда тоже не было. И потом я ему говорю: «Попробуйте что-нибудь сыграть, раз у вас с собой гитара». Он сел, начал играть и петь. Это было необыкновенно дерзко и откровенно, в этом была душа. Я слушал его где-то минут десять и спрашиваю, чьи это тексты? Он – что его. Так я слушал его еще 45 минут, и мне было ясно, что это подходящий человек для нашего театра.

– Как Вы с ним обращались как с человеком и как с актером?

– Я знал, что он пьет, меня предупреждали со всех сторон, что от него лучше держаться подальше, что ничего хорошего здесь не будет. Но я говорил себе, ну а что должно быть? Одним пьяницей больше, одним меньше? Ведь у нас три четверти России пьют, поэтому там так все и есть. Но знаете, мне было его жаль, как каждого неисправимого алкоголика. Однажды я его даже силой запихал в машину и отвез в больницу. Доктора мне сказали, что нельзя его в этом винить, его алкоголизм обусловлен наследственностью. У нас в России такой диагноз: зачат в подвыпившем состоянии. От этой болезни страдает, как минимум, треть нации. Россия из-за этого быстро вымирает…

– Его Гамлет в вашей постановке потом стал легендой, которая вышла за рамки театра.

– Он был невероятно интересной личностью, немного вне времени. И вне возраста. Не было ясно, сколько ему лет, то вам казалось, что около 25, а потом ему уже было 40. Так что, когда я основательно задумался над этим, для меня он был единственной кандидатурой на Гамлета. Я знал, что он поймет и проживет Шекспира и его поэтику до мозга костей, он ведь и сам поэт. Он был невероятно темпераментным, умел произнести фразу так, что она звенела в воздухе, он понимал ритм стихов и умел их прочитать так, чтобы они были звучными, даже объемными. Чтобы люди сказали: «Да!». Он интуитивно понимал высшие уровни и образы.

– К сожалению, он умер раньше времени всего в 43 года…

– Да. И его похороны в июле 1980 стали главной причиной того, что режим прошелся по мне. Это было начало моего конца. Мне дали ясно понять, что мне конец.

– Как это связано друг с другом?

– Высоцкий был известным человеком. Очень известным. Он всегда все говорил прямо. У него была сильная харизма. Люди его любили. А когда он умер, мы должны были его похоронить. Я как руководитель театра играл в этом главную роль. Только сильные мира сего боялись этого, как черт креста, хотели замять его смерть и создали огромное давление, чтобы все прошло тихо и без людей. К тому же в Москве была Олимпиада…

– Тем не менее, люди печальную новость все равно узнали…

– Да, пришли толпы. Попрощаться с ним хотел вся Москва. Перед театром на тротуаре лежали сотни цветов, очередь стояла почти до Кремля. У руководства страны не выдержали нервы, они позвали милицию. Их было очень много. Они сорвали и разбили портрет Владимира, начали смывать все цветы водяными пушками. Люди защищались зонтами. Эта толпа вела себя действительно геройски. Они долго не позволяли себя вытеснить и только скандировали все время: Фашисты, фашисты! Эти кадры облетели весь мир. И во всем начали обвинять меня. Настал период запретов и преследования. Через четыре года, когда я в Англии пробовал ставить «Преступление и наказание» Достоевского, Президиум Верховного Совета СССР издал указ, что меня лишают советского гражданства. И тогда самый влиятельный в стране человек Черненко подписал его. И так я стал гражданином Израиля, и в Россию смог вернуться только в мае 1989 года.

– Вы от режима получили свое. Чем вы им так не понравились?

– Я выделялся из массы. Политики и вожди всегда любили со мной поговорить. Не понимаю, что их во не так привлекает, потому что как только я с ними начинал разговаривать, каждый раз потом вдруг становилось плохо. Я говорю всем правду в глаза. И всегда получалось так, что они меня не понимали, почему я их так не люблю. Они даже меня об этом постоянно спрашивали. Я не могу вас любить, говорил им я, когда вы моего деда, который был старовером, честным крестьянином, в 86 лет выгнали с его земли. Маленьким мальчиком я ждал, когда он вернется домой. Когда мне было девять, я напрасно носил в тюрьму свертки с едой. И так я им говорил: если бы после всего этого я вас любил, я был бы обычным мерзавцем. Вы должны были бы сожалеть о том, что сделали с нашей семьей. А они вместо этого держали меня под все большим и большим давлением.

– Что вас не убило, то сделало вас сильнее. В свои 93 года Вы свежо выглядите и блещете юмором. При этом ваша биография читается, как исторический роман. Вы лично встречались с людьми, о которых нам рассказывали, или даже не рассказывали, в школе. Вы родились в 1917 году, перед самой революцией, еще в царской России. Вы вспоминаете свое детство, как вы все это воспринимали, будучи маленьким мальчиком?

– Как ни странно, я все помню достаточно красочно. Мы с родителями жили в Ярославле, мне было где-то шесть-семь лет, папа с мамой нас летом на все каникулы привезли к дедушке в деревню. Я помню это ощущение начинающихся каникул довольно ярко, в нем смешивались удивительная радость от лета и особая пустота бесконечного времени впереди.

– А что конкретно Вы вспоминаете, когда думаете о деревне, где жил дедушка?

– Эта деревня называлась Абрамовка, дедушка был крестьянином, он должен был работать на господской земле. Я даже помню его жеребца, я его очень уважал. Он постоянно ржал в табуне. У него была каштановая грива, он был прекрасно сложен, крепкий и мускулистый. И еще я помню, как мои двоюродные братья в первый раз выпили кувшин самогонки. Это особая вещь, и хорошо, что вы об этом спрашиваете. Люди, которые занимаются искусством, музыкой, театром, кино или, например, художники, помнят свое детство в таких деталях, что и сами иногда могут этого испугаться. Это практически классическая тема, но чем человек старше и чем дальше его детство, тем чудеснее и невероятнее все кажется, воспоминания точны вплоть до деталей, полны красок и запахов. Феллини об этом снял фильм, Лев Толстой этим собственно прославился, Горький тоже, все вспоминают свое детство. И я тоже все это помню. Старый дом дедушки, как я ночью ходил к ночнику и как спал в сарае на сене, как мы с высоких балок прыгали на это сено. Когда я теперь вам все это рассказываю, я чувствую запах сена и вижу ту пыль, как она летает на фоне солнечных лучей. Или то ощущение, когда мы, мальчишки, ночью пасли коней и связали им ноги. Это удивительно радостные и светлые воспоминания.

– О Вас говорят, что Вы хоронили Ленина. Это правда?

– Да-да, мне тогда было семь. Меня потащил туда брат, он был на два года старше. Потом он получил за это от отца. Папа сказал ему: «Почему ты взял этого мальчика на похороны этого безумного и ничтожного журналиста?!». Брат получил подзатыльник и, оскорбленный, убежал из дома. Я тоже. Отец сказал: «Старший пусть домой не возвращается, пока не извинится. А маленького скорее сюда ведите». Брат где-то блуждал целые две недели.

– Ваша биография наполнена именами известных людей, от имени которых захватывает дух: Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Иосиф Бродский, Александр Солженицын, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. А начало вашей актерской карьеры, хоть и непрямо, было связано с еще одним именем, которое звучит почти волшебно: Айседора Дункан, известная американская танцовщица и супруга Есенина. Вы, г-н режиссер, изначально хотели стать танцором?

– Сегодня об этом уже мало кто помнит, но когда прекрасная Айседора приехала в Россию в начале 20-х годов, все были от нее без ума, не только Есенин. Эти ее легкие танцевальные импровизации, воздушные платья! Это была невероятно обаятельная и грациозная женщина. Когда она в карете во второй раз приехала в Москву, студенты выпрягли лошадей и сами тащили ее карету. Толпы молодых, восторженных людей тащили ее по Тверской улице, потом мимо Кремля и при этом кричали во все горло: «Айседора, Айседора, как прекрасно жить на свете!». А потом на переломе 20-х и 30-х годов появилась такая мода – везде стали открываться кружки свободных музыкально-танцевальных импровизаций в американском стиле. Так что я сначала стал танцевать. Как Айседора. И только потом выяснилось, что, наверное, у меня талант. Но отец все равно был против того, чтобы я шел изучать театр. Этим я стал заниматься уже позже.

– А родители хотели, чтобы кем вы были?

– Папа, главное, не хотел, чтобы я был актером. Я должен был работать, уже в 16 лет я начал ходить на фабрику, по стечению обстоятельств в том же районе, где сейчас театр, – на Таганке. Тогда это была дикая, довольно опасная часть Москвы, там собирались самые разные хулиганы, пьяницы и преступники. Однажды они подкараулили меня и избили. Выбили мне два зуба и разбили голову.

– Вас хотели ограбить?

– Нет. У меня с собой ничего не было, они должны были это знать. Они перепутали меня с кем-то, кто их подставил. Я якобы выглядел так же, как он. Я начал носить с собой перочинный ножик и монтекристо…

– Что это – монтекристо?

– Это был такой пистолет, на один заряд, он выглядел, как дамский, как раз для сумочки. Но им можно было убить. Когда через неделю одного из этих типов я встретил на улице, он крикнул мне: «Эй, друг, подойди на минутку!». А я ему: «Если ты чего-то хочешь, так подойди сам!». Он подошел ко мне и стал рассказывать: «Знаешь, друг, мы перепутали тебя с одним негодяем, который донес на нас». Не успел он договорить, как я хорошенько ударил его кулаком в ухо. Он упал на тротуар. С тех пор меня больше не трогали.

– Спустя несколько лет Вы все же занялись театром. После учебы как актер поступили к Мейерхольду, но скоро началась война, и Вам пришлось идти на фронт. Я не могу себе представить такой страшный переход от известного театра, работы с одним из крупнейших мировых режиссеров прямо в пекло войны. Как Вы справились с этим психологически и физически?

– Мне вообще очень повезло, что я выбрал театр. Физических проблем у меня не было, потому что актеры в театре должны быть в очень хорошей форме. Но в армии было достаточно сложно. Я прошел через финскую войну, пережил блокаду Ленинграда. Война – это страшная вещь. Тем печальнее, что в мирное время и при демократии я должен сражаться с тупостью чиновников и функционеров. Я главный режиссер театра, но, по их мнению, я не могу делать ничего другого, кроме как заполнять и подписывать бумаги.

– Тем не менее, говорят, что с самыми влиятельными людьми России у Вас дружеские отношения. Насколько это правда?

– С Медведевым я никогда не встречался, а вот Путина я видел два раза. И должен сказать, что это очень любознательный человек. Когда он был у меня на Таганке, он долго выбирал место, куда бы сесть. И, наконец, выбрал – прямо под портретом Александра Сергеевича Пушкина. Потом он стал рассматривать автографы и заметил подпись Бориса Березовского. Она у меня высоко на стене, почти у потолка. Путин смутился и сказал: «Как он так высоко достал?». «Встал на подлокотник дивана», – ответил я. И угадайте, что он у меня спросил потом.

– Я лучше сдамся и не буду гадать.

– Кто помог ему залезть и поддерживал его? Я признался, что это был я. Он испепелил меня взглядом, он, казалось, хотел спросить, почему я это сделал, но он ничего не сказал. «Я должен был его поддержать, если бы он упал, у меня были бы проблемы», – поддразнил я его. Кто знает, может, однажды он мне это припомнит.

– Я слышал, что в декабре, когда Вы в первый раз хотели уйти из Таганки, Путин убедил Вас не уходить?

– Это правда. Он приехал ко мне в театр и убедил меня не делать этого. Знаете, это самый высокопоставленный человек в стране, увидите… Если он пойдет мне навстречу в смысле реорганизации театра и введения договоров на конкретный срок для всех без различий, я спокойно еще что-то буду ставить. Пока мне хватил сил. Но с этой бандой я уже работать не буду. Мне не надо так расстраиваться и огорчаться. Театром я все равно еще заработаю на жизнь. Я буду путешествовать по миру и узнавать новых людей, театры и города. Я веселый старый клоун.

Источник: inoСМИ.Ru

Последние новости

ТЕХНОЛОГИИ

Дуров объявил о запуске в Telegram донатов авторам и владельцам каналов

19 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Погода на выходные: дождливо, прохладно и ветрено. В ночь на субботу – заморозки

19 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

К 1 сентября все белорусские школы перейдут на новый режим питания

19 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили « Русские народные сказки»

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Советы от МЧС при похолодании

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Тематическую прямую телефонную линию проведет 26 апреля комитет по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома

19 апреля 2024
НОВОСТИ

Минобразования скорректировало сроки вступительной кампании в ссузах

19 апреля 2024
В МИРЕ

Израиль нанес ракетный удар по Ирану

19 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Ранние яровые зерновые в Беларуси посеяли более чем на 88% площадей

19 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024