Журналист «МП» меняет профессию: о работе водителю автобуса

Журналист «МП» меняет профессию: о работе водителю автобуса

Еще с детства помню, как приходилось добираться в соседнюю деревню, где располагалась школа, на занятия. Случалось, что и пешком шла со сверстниками по 3-4 километра. Ведь подвоза школьников тогда не было. Благо, что рейсовый автобус трижды в неделю ездил в нашу сторону. Тогда детей и подростков в салон «набивалось» будто «сельдей» в бочку, а водителю приходилось выходить и закрывать дверь салона руками …

Вообще-то, пассажиры видят лишь внешнюю сторону профессии водителя. Мол, сел за руль, обилетил пассажиров, поехал, высадил. Я же решила познакомиться, так сказать, с обратной стороной «медали». И на собственном примере рассказать обо всех «прелестях» водительского труда.

Мало кто задумывается, что водителю автобуса нужно вставать каждый день в 4 часа утра, чтобы в 5.00 уже быть на работе: подготовить транспорт к выезду на линию, получить путевой лист, отметить в нем допуск механика, пройти предрейсовый медосмотр. И только после этого поехать на заправку.

В диспетчерской автовокзала в 6 утра собираются все водители маршрутных автобусов, которым предстоит получить билетно-учетный лист, табличку о маршрутном движении и отправиться в путь.

Первый рейс кассир Людмила Бондаренко объявляет на деревню Чечевичи с временем отправления в 6.20, затем приглашает пассажиров к другой платформе, где отправляется автобус по маршруту Быхов-Липовка.

Моим «гидом» в профессию стал опытный водитель автобуса Быховского филиала «Автопарк №6» ОАО «Могилевоблавтотранс» Василий Лайков. Наш маршрут — Быхов-Онелино. До конечного населенного пункта расстояние почти 50 километров. В 6.35 автобус подается на вторую посадочную площадку. Несмотря на то, что до деревни Онелино автобус ходит дважды в неделю — по средам и воскресеньям — в салон автобуса зашли лишь два пассажира. Стоимость билета до конечной остановки — 4 рубля 41 копейка. Дачный сезон хотя и закончился, но пенсионеры по-прежнему основные пассажиры.

— В салоне 22 посадочных места и 13 пассажиров можно взять, чтобы они ехали стоя, — поясняет мне, «новичку» в профессии, водитель Лайков, проводя своеобразный инструктаж.

В салоне автобуса, как и положено, установлен видеорегистратор, работает система навигации.

— А это наши «вип-клиенты», — улыбаясь, говорит о постоянных, уже знакомых ему пассажирах, Василий.

Действительно, из города на село ранним утром обычно едут учителя на работу. Вот уже 6 лет добирается общественным транспортом учитель химии и биологии Поляниновичского УПК Светлана Лапунова.

— По понедельникам и четвергам автобус в ту сторону ходит только до деревни Палки. А вот по вторникам и пятницам приходится добираться на попутках, — рассказывает учитель истории Маргарита Комарова. — Уроки у нас начинаются в 9 часов, так что всегда успеваем своевременно приехать.

Передвигаемся в темное время суток с включенным ближним светом фар, выезжаем за город. Чтобы в пути не отвлекать своего напарника, беседую с пассажирами.

— Наша школа одна из лучших сельских средних школ, — в один голос твердят учителя. Она двухэтажная, просторная. Вот только учеников с каждым годом становится все меньше и меньше, — сожалеют они. — Сейчас в ней обучаются 26 учащихся. А вторых, седьмых и десятых классов нет совсем.

Максимальная скорость на пригородном маршруте по трассе не превышает 70 километров. Но из-за недостаточной видимости на дороге стрелка спидометра показывает не более 60 км/ в час. По маршруту движения салон автобуса понемногу заполняется пассажирами.

У водителя автобуса, замечу, скользящий график работы, порой без выходных. Приехал с одного рейса, небольшой отдых (примерно 1-2 часа ) и тут же отправляют по другому маршруту. Больше всего пригородных маршрутов по пятницам, субботам и воскресеньям, из-за чего в эти дни выходных у водителей практически не бывает. Вот и сейчас один автобус задействован на отправке детей на оздоровление, другой уже в 6 утра повез призывников.

На остановочном пункте Поляниновичи автобус плавно разворачивается возле магазина, держит курс на деревню Палки. По пути его следования познаю «тонкости» профессии дальше. Оказывается, каждый день у водителя автобуса может быть несколько разных маршрутов, которые ему досконально известны и после которых к концу рабочего дня он очень сильно устает. Поэтому остаются верны своей профессии далеко не все. Да и женщин в этой профессии не увидишь. С одной стороны, работа утомительная и даже стрессовая, а с другой — почитаемая, не каждому по плечу. Наверное, поэтому в автопарке давно сложился «костяк» опытных водителей. Здесь случайных людей нет.

В автопарке 15 автобусов и столько же водителей, в числе которых сын Василия Лайкова — Александр. Молодому водителю есть у кого перенимать опыт и с кого брать пример. Ведь у старшего Лайкова за плечами 30 лет непрерывного стажа работы именно водителем автобуса.

Бывают не только сложные маршруты, но и сложные погодные условия. Зимой снег, гололед, заносы. На дороге без постоянной концентрации внимания никак не обойтись. Ведь человек за рулем ответственен за сохранность жизни и безопасность не одного десятка человек, находящихся в салоне.

— Да, далеко не каждый готов следить за ситуацией на дорогах и при этом выслушивать недовольство отдельных пассажиров, — вслух размышляю я.

— Дебоширов высаживаем, а нетрезвых пассажиров имеем право не обслуживать, — вступает в разговор Василий, — а на тех, кто иногда любит побрюзжать, просто не обращаем внимания.

Со всеми пассажирами найти общий язык водителю, понятно, нелегко, но он справляется с задачей успешно: соблюдает культуру общения, не грубит, взаимовежлив. Тогда порядок в салоне обеспечен постоянно.

«Быть всегда в норме» — еще одно требование к водителям. Раз в три года необходимо обязательно проходить водительскую медицинскую комиссию, а после 50-летнего возраста — каждый год.

Сразу за населенным пунктом заканчивается асфальт, дальше автобус движется по гравийной дороге.

На остановочном пункте в деревни Палки в автобус садятся два пассажира. Супруги Зайцевы все просчитали заранее. Чтобы было дешевле добраться до города, едут от Палок до Полянинович, где выходят из автобуса и ждут, пока он съездит на конечную станцию и вернется на эту остановку.

Пенсионеры обычно хвалят водителя за внимательность и вежливое обслуживание. Попутно рассказывают, что едут на рынок за продуктами, вещами, ибо магазина в деревне нет, а автолавка приезжает только 2 раза в неделю.

Бывают случаи, что в автобусах пассажиры забывают зонты, сумки. Тогда доставляют «ничейный» груз в диспетчерскую. За годы работы Василия в салоне автобуса была и кража сумки. Но, благодаря бдительности и осмотрительности, а также помощи сотрудника милиции, который ехал в автобусе, сумку удалось быстро вернуть владельцу.

До остановочного пункта Онелино уже рукой подать. В этой отдаленной деревеньке всего-то 5 жилых домов. Так что по приезде в автобус заходит только одна женщина с увесистой поклажей. По дороге пенсионерка рассказывает, что ее из соседней деревни Зимница Славгородского района подвезли на легковом автомобиле. Теперь вот едет погостить на несколько дней к сестре, проживающей в деревне Комаричи.

В Поляниновичах на обратном пути забираем 5 человек и направляемся в сторону Быхова. По пути следования в Сельце еще берем пассажиров и пробиваем им билеты через кассовый аппарат, одновременно заполняем билетно-учетный лист. Без происшествий прибываем в Быхов. Машинально смотрю на часы — 8.57. Еще минута-две и наш автобус — на автостанции.

— Отставания от графика нет, — констатирую я.

Василий же поясняет, что на пригородных маршрутах все же допускается отставание или опережение графика до 5 минут.

В диспетчерской отмечаем время прибытия.

На маршрутах контроль за работой водителей и кондукторов осуществляет начальник автостанции Наталья Янкова. Она же оформляет путевки, принимает денежную выручку, отправляет в очередной рейс.

Рабочий день продолжается. Вот и сейчас на посадочную площадку опять подается автобус, но уже по другому маршруту.

Чтобы быть более объективной к профессии водителя, «не сдаюсь» и я, продолжая свое «репортерское перевоплощение». Хотя день выдался трудный — ранний подъем и отсутствие завтрака, но я тоже двигаюсь дальше в путь.

На этот раз решила съездить в рейс с опытнейшим водителем Николаем Лазовским по маршруту Быхов-Липовка. Нам предстоит сделать как минимум 9 остановок, а еще 3 — по требованию. Пассажиров по этому маршруту тоже немного. Пенсионерка Тамара Сафроненко ездит на автобусе практически каждую неделю: то ей нужно в аптеку, то в городской магазин, а пенсионер Владимир Петрович пользуется общественным транспортом в основном, чтобы съездить на рынок.

Водитель, прежде чем поехать с остановки дальше, предварительно смотрит в зеркала заднего вида, убеждаясь, что возле транспорта нет людей, и они отошли на безопасное расстояние.

Николай Петрович тоже охотно делится секретами своего мастерства. Техника должна работать как часы, чтобы на линии не случилось поломок, и пассажиры благополучно смогли добраться до пункта назначения. Автобусу «Радимич» уже 13 лет, эксплуатационный срок немалый, но благодаря должному техническому уходу не подводит в дороге.

У водителя Николая Лазовского, пожалуй, самый большой стаж работы в автопарке — около 50 лет. За годы работы имеет много наград, благодарностей, поощрений.
— Сейчас работать водителем общественного транспорта не легче, чем 20 лет назад, ведь с каждым годом растет интенсивность движения транспорта на дорогах, — говорит мой новый «коллега». — Да и дисциплинированность владельцев автомобилей оставляет желать лучшего.

Интересуюсь средней заработной платой. За последний месяц с начислениями и с денежной премией к профессиональному празднику вышло 909 рублей. Так что есть привлекательность профессии.

В конце пути благодарю собеседника за интересный экскурс в профессию и на прощание желаю ему хороших, безопасных дорог, вежливых и благодарных пассажиров.

Наталья ЛЕВАЧКОВА.

Последние новости

В МИРЕ

Песков: США “себя не забывают” и получают выгоду от помощи Киеву

18 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

В Могилевской области 13 воспитанников детского учреждения стали жертвами сексуального насилия

18 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

Умные города и передовые решения: Шульган о региональном цифровом развитии

18 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Ученый предупредил о большой вероятности сильнейших вспышек на Солнце в ближайшие дни

18 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Подготовку к первому заседанию VII ВНС обсудили на совещании у Лукашенко

18 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Минобразования: пул заявок для желающих поступить в вуз по целевому направлению утвердят до 1 мая

18 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Оранжевый уровень опасности из-за сильных осадков объявлен в Беларуси на 19 апреля

18 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Установлен порядок перечисления средств, заработанных на республиканском субботнике

18 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

МВД обеспечит правопорядок на селе

18 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024