РФ стремятся вытеснить из Черноморского региона

За последние несколько лет политика Европейского союза в отношении Черноморского региона претерпела серьезные изменения. Разрозненные инициативы европейцев уступают место скоординированной и долгосрочной политике, нацеленной на решение конкретных задач.

ЕС прилагает значительные усилия, чтобы расширить свое присутствие в Черноморском регионе, который рассматривается в качестве связующего звена между Европой и Каспием, интерес к которому определяется наличием месторождений углеводородного сырья. Помимо этого Черноморский регион приобрел ключевое значение с точки зрения контроля над транспортными артериями и трубопроводами, которым европейцы уделяют повышенное внимание в контексте обеспечения энергетической безопасности.

Продвижению интересов ЕС способствует лояльность стран – потенциальных партнеров. Если Болгария и Румыния являются прямыми проводниками политики ЕС в регионе, то такие государства, как Грузия, Азербайджан, Армения, Молдавия и Украина, а также страна-кандидат Турция, оказывают политическое одобрение европейским инициативам. Хотя их интересы зачастую и не принимаются во внимание. Это наглядно проявляется на примере двух крупных черноморских государств – России и Украины, которые на сегодняшний день остаются в стороне и реализуемого ЕС черноморского проекта.

Одним из значимых последних документов, которым Евросоюз обозначил свое стремление к укреплению влияния в Черноморском регионе, стала резолюции Европарламента, принятая 20 января 2011 года. Документ, получивший название «Стратегия ЕС в отношении Черного моря», стал очередным и, вероятно, не последним документом, который конкретизировал и документально оформил инициативу ЕС «Синергия Черного моря», выдвинутую в 2007 году. Как известно, «Синергия» наметила общие направления деятельности ЕС в регионе, такие как демократия, права человека, безопасность и «замороженные конфликты», энергетика и транспорт, рыболовство и торговля.

Отличительной особенностью «Стратегии» является требование предусмотреть в бюджете ЕС финансирование приоритетных региональных программ, а также подчеркивается необходимость выработки согласованного механизма в реализации Стратегии для Дунайского региона и Стратегии Черноморского региона как единой модели внешнеполитической деятельности ЕС. Исходя из решения данных задач, европейцы намерены наладить плотный мониторинг обстановки в регионе и создать для этого соответствующую правовую базу, определить размер финансирования механизмов воздействия на страны Причерноморья. Все это свидетельствует о том, что ЕС намерен всерьез бороться за лидерство в Черноморском регионе, юридически оформляя свои права на регион.

Инициативы ЕС усиливают региональное соперничество. Прежде всего с Россией, которая хотя и является «стратегическим партнером», но в конечном итоге выступает в качестве основного конкурента. Чтобы снизить российское влияние, европейцы ставят перед собой цель сформировать в Причерноморье альянс государств, чья консолидированная позиция снизит влияние России в регионе. Не случайно Черное море уже объявлено «частично европейским внутренним морем» и «географически преимущественно европейским». В этой пока мягкой, завуалированной форме ЕС намерена расширять свое влияние в регионе.

В реализации заявленных планов в Черноморском регионе ЕС намерен опираться на Болгарию и Румынию. В проведении европейской экспансии в регионе им отводится ведущая роль. Прежде всего это касается вопросов доступа к месторождениям нефти и газа, а также в установлении контроля над маршрутами их транспортировки на внешние рынки. Так, Румыния, несмотря на тяжелое экономическое положение, проявляет особую активность, чтобы стать влиятельным региональным транзитером газа и нефти. За этим просматриваются еще и неприкрытые политические амбиции Бухареста стать лидером в регионе. В свою очередь, европейцы расширяют политическую и финансовую поддержку Бухаресту, который чутко уловил настроения в Брюсселе на осуществление проектов поставок углеводородов в ЕС, идущих в обход России. Например, Болгария и Румыния являются участниками проекта AGRI (Azerbaijan – Georgia – Romania Interconnector) по поставке в Европу через терминалы в Грузии (Кулеви) и Румынии (Констанца) сжиженного азербайджанского газа. Поддержка ЕС и собственные амбиции Бухареста могут привести к усилению позиций Румынии в регионе.

Совсем иное отношение в ЕС к Украине, которая имеет самую протяженную прибрежную линию в Черном море, владеет 19 портами и пока еще обладает геополитическим потенциалом. Несмотря на это, «Стратегия» никак не выделяет Киев, который инициативно пытается привлечь западных инвесторов к финансированию собственного проекта строительства терминала по переработке природного газа в Одессе, Феодосии или Очакове, тем самым претендуя на вовлеченность в европейские проекты. Однако украинские инициативы вызывают в ЕС большие сомнения, что вызвано как чередой внутриполитических кризисов, так и внешнеполитическими метаниями. В итоге Украина оказалась вне европейских инфраструктурных проектов в Черноморском регионе. Так, ЕС намерен прежде всего развивать европейские черноморские и дунайские порты, к которым относятся румынские Констанца, Тулчя, Галац и Браила, болгарские Варна и Бургас. В свою очередь, отсутствие серьезных инвестиций и технического переоснащения может привести к переориентации основных товаропотоков и дальнейшей деградации украинских черноморских портов и припортовой инфраструктуры. В результате в ЕС Украину рассматривают в качестве слабого регионального игрока. Включение Киева в орбиту европейского влияния рассматривается через призму неявного противовеса российской политики в Черноморском регионе. Подтверждением этому является внешнеполитический курс Евросоюза, который учитывает заинтересованность Виктора Януковича иметь внешнеполитическую поддержку и соответственно ее демонстрирует. Однако на переговорах по созданию зоны свободной торговли с Украиной уже не будут церемониться, предлагая условия, учитывающие главным образом интересы Евросоюза.

В контексте планов ЕС расширять свое влияние в Черноморском регионе для России особую роль приобретает региональное сотрудничество с Украиной, что будет отвечать экономическим интересам двух стран и усилит их геополитические позиции. Подобный сценарий вряд ли устроит ЕС, который совсем не заинтересован в появлении новых форматов российско-украинского регионального взаимодействия. Соответственно высокой остается вероятность, что взаимодействие Украины со странами Черноморского региона, как и ее региональная политика в целом, будут подвержены серьезному внешнему влиянию, которое будет направлено на препятствование регионального сотрудничества с Россией.

Сложно ожидать, что ЕС оставит Киев в покое даже в случае нейтральной украинской позиции. При этом практически нет гарантий того, что усилия России приведут к развороту украинской политики в Черноморском регионе в сторону ее «пророссийскости». Это означает, что Россия нуждается в собственном «черноморском проекте». Причем речь идет не только об укреплении присутствия в Черноморском регионе. Проблема заключается в сохранении российского влияния на Кавказский, Каспийский, Придунайский и Балканский регионы. От того, насколько уверенно Россия заявит о своих правах, будет в перспективе зависеть ее свобода маневра на всем указанном пространстве. В противном случае она рискует оказаться запертой с юго-западного геополитического направления.

Многое будет зависеть от того, удастся ли России договориться с Украиной, которая сама находится в сложной ситуации, постоянно уступая геополитические позиции. Дальнейшее развитие Украины будет определяться уровнем ее сотрудничества с Россией, в том числе и в Черноморском регионе. По крайней мере соглашение по Черноморскому флоту и отказ Украины от вхождения в НАТО создают для этого определенные политические условия, которыми Киев может воспользоваться. Прежде всего это вопросы региональной безопасности, где Россия может оказать Украине свою поддержку. Появление «Стратегии» ЕС привело в Украине к острой дискуссии по вопросам безопасности в Черноморском регионе и роли страны в формирующейся новой расстановке сил.

Большую роль может сыграть совместная реализация гуманитарных и экономических проектов. Например, создание нового еврорегиона Краснодарский край – Крым, в рамках которого удастся приблизиться к практической реализации таких крупных региональных проектов, как Керченский мост, Черноморская кольцевая магистраль, модернизация черноморских портов и припортовой инфраструктуры.

В Украине не должно быть впечатления, что усиление Румынии является частной инициативой Бухареста. Румынские устремления отражают планы ЕС усилить свое влияние в регионе, что в перспективе может привести к негативным последствиям как для Киева, так и Москвы. Тем более что, как показали последние несколько лет, Украина не в состоянии самостоятельно противостоять нарастающей европейской экспансии в Черноморском регионе.

Появление «Стратегии» не является безобидным фактом, а отражает концептуальные основы развития Евросоюза. ГУАМ, «Восточное партнерство», «Синергия», а теперь и «Стратегия» свидетельствуют о неослабевающих попытках ЕС при поддержке США выстроить систему международных отношений, в которой роль и влияние России было бы минимизировано. Есть основания предполагать, что подобные попытки будут продолжаться, тем самым побуждая Россию искать в лице Украины стратегического партнера в Черноморском регионе.

на сайте «Независимая Газета»

Последние новости

ПРЕЗИДЕНТ

Выступление Лукашенко перед делегатами ВНС – полная версия

24 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

“Очень важно сейчас не разрушить наше единство”. Первые слова Лукашенко в должности председателя ВНС

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко избран председателем Всебелорусского народного собрания

24 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко на ВНС: мы должны быть сильными, время выбрало нас

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко: если не хотим сидеть в окопах, должны работать, в Год качества – сделать невозможное

24 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко о достижениях суверенной Беларуси: мы никогда еще так хорошо не жили, как сейчас

24 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: чтобы сохранить статус сильной нации, белорусам надо становиться еще сильнее

24 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко: Беларусь и Россия – образец союза суверенных народов

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко: попытки раздавить русских и белорусов мотивировали нас на восстановление былой мощи

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко: народ Беларуси знает, что значит быть сильным во имя мира

24 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024