О причинах аварийности и травматизма при эксплуатации грузоподъемных кранов в 2018 году
В течение 2018 года согласно информации, поступившей в Госпромнадзор, на предприятиях (организациях) Республики Беларусь при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 17 несчастных случаев, в том числе: 2 случая со смертельным исходом, 2 аварии и 3 инцидента.
Анализ материалов расследований несчастных случаев, аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, показывает, что причины большинства из них носят организационный характер и связаны с действием (бездействием) должностных лиц и обслуживающего персонала:
– допуск к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов в качестве крановщиков и стропальщиков, персонала, не имеющего, соответствующей выполняемой работе, квалификации;
– невыполнение должностными лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ в соответствии с технологическими регламентами, по обеспечению контроля выполнения крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;
– нарушения машинистами кранов требований безопасности в части осуществления работы крана при отсутствии схем строповки груза, при нахождении людей в опасной зоне работы кранов (в кузове автомашины, между перемещаемым грузом и оборудованием, при выполнении не связанных с перемещением грузов работ), при строповке грузов работником, не имеющим удостоверения стропальщика;
– нарушения стропальщиками схем строповки грузов, применение неисправных приспособлений для грузоподъемных операций.
В ряде случаев причинами происшествий явились умышленное выведение из строя приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов, а также неудовлетворительное техническое состояние подъемных сооружений.
Основными выявляемыми при этом нарушениями промышленной безопасности являются:
– отсутствие или неудовлетворительное функционирование производственного контроля (надзора) за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов;
– несоблюдение технологических регламентов, безопасных приемов работы при эксплуатации грузоподъемных кранов;
– несоблюдение порядка назначения специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию, и допуска обслуживающего персонала;
– несоблюдение порядка периодичности осмотров, обслуживания и ремонта грузоподъемных механизмов;
– несоблюдение порядка применения съемных грузозахватных приспособлений и тары;
– эксплуатация грузоподъемных кранов с неисправными приборами и устройствами безопасности.
В заключение в связи с вышеперечисленным, и в целях недопущения аварийности и травматизма, хочу обратиться к руководителям предприятий и напомнить о необходимости повышения уровня производственного контроля на потенциально опасных объектах и обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемного оборудования, а также заострить внимание на вопросе повышения трудовой и исполнительной дисциплины подчиненных.
Старший государственный инспектор
Мозырского отдела Гомельского
областного управления Госпромнадзора
А.И. Здрок