Быховчанин Андрей Матиенко – человек безграничной силы воли

Андрей Матиенко с гордостью заявляет: он обладатель одной из самых редких профессий. Мужчина трудится лифтером. Согласитесь, специальность популярной, по крайней мере, для Быховского района, не назовешь:высоток у нас нет.Однако, осваивая азы новой профессии, Андрей знал: без работы он не останется.
Главное здание психоневрологического дома-интерната в Ирдице привлекает внимание издали. Именно здесь в должности лифтера и работает Андрей. Угадать сходу в моложавом мужчине с открытой улыбкой инвалида сложно.Казалось бы, его нисколько не стесняет подобный статус. Но это сейчас. Свыкнуться с ограничениями удалось не сразу.
Печальное прошлое
Таких называют оптимистами. Беседуем с Андреем, а он безостановочно шутит. Лишь когда речь заходит о прошлом, мужчина ненадолго становится серьезным.
События далекого 2003-го и по сей день свежи в памяти. Особенно визг тормозов и скрежет мнущегося металла. Правда, к прошлому Андрей предпочитает не возвращаться. На осторожный вопрос «Как это было?» мужчина, не отводя глаз, произносит:
– Напишите просто:«ДТП».
Скупой ответ говорит сам за себя: слишком много оставлено тогда, более 15 лет назад, на той дороге. Врачи буквально собирали по частичкам переломанную ногу, спасали и правую руку.
– Самое страшное заключалось в том, что нужно было изменить привычкам, – вспоминает мужчина. – «Перекроить» весь жизненный уклад оказалось трудно. Я всегда очень активным был, а здесь…
Пришлось забыть о скейте и велосипеде, которыми Андрей когда-то мастерски управлял. Настало время подумать о том, как жить дальше.
Рука помощи
Несколько операций, три месяца на «вытяжке», продолжительная реабилитация. Андрей до сих пор благодарен врачам. Говорит: они сделали все, что возможно. Однако в итоге – все же 2 группа инвалидности.
– Это «автоматом» запрет на труд, – слегка взволнованно произносит собеседник. – Эта новость не просто раздосадовала, она на время из колеи выбила. Я ведь машинистом по холодильному оборудованию работал. Работа активная, заказов много, все время среди людей. А тут – дома сиди да в окно гляди.
Впрочем, потрудиться по специальности еще какое-то время довелось: вскоре медкомиссия заменила инвалиду 2 группу на третью, «рабочую».
Без работы остался, когда должность сократили.
– Никогда не рассматривал вариант жить на пособие по инвалидности, – заявляет Андрей. – Зарегистрировался как безработный. А дальше – государство поддержало.
Свой среди своих
Инвалида 3 группы приняли сторожем в психоневрологический дом-интернат. Работа несложная: трудиться приходилось в дневное время на проходной. Приняли нового сотрудника в коллективе хорошо, да и со стороны начальства нареканий не возникало.
Ценными кадрами не разбрасываются. А потому, когда в учреждении возникла потребность в лифтере, выбор сразу пал на Андрея. Освоить совершенно новую профессию снова помогло государство, мужчина прошел обучение при поддержке службы занятости.
Сегодня Андрей твердо стоит на ногах. Несмотря на инвалидность, он знает: его труд востребован. А значит, он сам – нужен и ценен, как сотрудник. Вот она, уверенность в завтрашнем дне. А это важно.
Андрей признается: он не чувствует себя ущемленным. Травма ноги хоть и дает о себе знать, но сегодня она, скорее, досадное «приложение», от которого не отделаться. «Не слушается» и рука, повреждены нервы.
– Знаете, ко всему привыкаешь, – откровенничает мой собеседник. – Я ведь могу практически любую работу выполнить. Просто сделаю ее чуть медленнее.
Все познается в сравнении. Почти за три года работы в доме-интернате Андрей понял: его недуг – ничто рядом с теми диагнозами, которые поставлены пациентам учреждения. Вот им не повезло, жизнь их действительно ударила.
Не сдаваться ни при каких обстоятельствах, не позволять себе плыть по течению. У Андрея Матиенко такие кредо. В самый раз для человека с ограниченными возможностями, но безграничной силы воли.
Ксения ДМИТРИЕВА.