Интервью “МП” с лучшими умами Быховского района
Их многое объединяет. Золотая медаль на выходе из гимназии – в недавнем прошлом. Обучение на «бюджете» в престижных вузах Беларуси – в скором будущем. А между двумя достижениями – высокий результат на централизованном тестировании. До заветной отметки в сто баллов в сертификате не хватило совсем немного. Всего одну ошибку в ЦТ троица в шутку называет «пределом допускаемой погрешности». О том, как шли к успеху, завтрашние студенты рассказывают преимущественно серьезно: слишком многое стояло на кону. Но иногда срываются на юмор. Личности с большими перспективами – все-таки еще вчерашние дети.
Евгений ГОЛУБЧИК
ЦТ по биологии – 98 баллов
Общая сумма баллов — 377
Елизавета КОНОВАЛОВА
ЦТ по белорусскому языку — 97 баллов
Общая сумма баллов – 330
Павел НОВИКОВ
ЦТ по математике – 96 баллов
Общая сумма баллов — 368
Почти сотня! Лучшие результаты в районе! Так все же, ЦТ – это знание или везение?
Евгений:–Для меня, однозначно, знания. Это результат школьной работы длиною в одиннадцать лет. Особенно наседал на учебу в выпускных классах. На удачу не рассчитывал. Интуитивно «галочки» не ставил – не для меня это!
Елизавета: – 50 на 50. Но с одной поправкой. Полагаться только на удачу – не вариант. Скорее, стоит надеяться на наработку прошлых лет. Сборники по ЦТ с 2006 года, все этапы репетиционного тестирования – вот это для меня имело место.
Павел: – Повезло в том случае, если задания выпали на темы, которые знаешь лучше. Идя на ЦТ по математике, я рассчитывал, что будет сложнее. По факту получилось, что именно этот предмет дался легче остальных двух.
Говорят, у абитуриентов даже целые системы по прохождению ЦТ имеются. А у тебя формула успеха есть?
Евгений: – Конечно! Сон, еда и книжки! Пока не запатентовал, охотно делюсь (смеется). А если серьезно, то я знал, что должен достойно показать себя на ЦТ: в выбранном вузе всегда была жесткая конкуренция.
Елизавета: – Поставить цель. Обязательно сложную, на первый взгляд, даже недостижимую. И идти к ней. Без всяких «вдруг» и «если».
Павел:–Для меня это логика, интуиция… и шоколад. Последний компонент обязателен (смеется)! Я предпочитаю молочный с карамелью или арахисом. На все олимпиады плитку брал. На ЦТ тоже можно. Работе мозга помогает. Всем советую!
Какова роль учителя на пути к сертификату с высоким баллом?
Евгений: – 98 баллов – это совместная заслуга: моя и учителя Анастасии Адамченко. Она грамотный модератор, я добросовестный исполнитель. Но заниматься приходилось много. Как говорится, не поднимая головы. Готовился к поступлению и в школе, и дома.
Елизавета: – Огромная! Смотрите, я «технарь», а высокий балл показала на ЦТ по белорусскому. Это заслуга учителя. Людмила Дементий сумела уже с пятого класса так увлечь своим предметом, что на факультатив и на занятия по субботам я шла с удовольствием. Плюс моя личная симпатия к педагогу.
Павел:–Сначала было увлечение предметом. За это благодарен учителю Вере Инышевой. У нее всегда было интересно на уроках. Закрепить полученную базу смогла математик Валентина Черствая. Я же все это приумножил, работая дома, в свободное от уроков время. Наверное, сложнее всего было непосредственно перед ЦТ. Напряжение большое.
Волнение непосредственно на ЦТ. Страх перед результатом. Вспомни, эмоции зашкаливали?
Евгений: – Волнение было на первом ЦТ. Это по русскому языку. На биологии уже спокойнее был. А вот перед тем, как узнать результат, конечно, нервничал. На сайт Республиканского института контроля знаний часто заходил. Думал: а вдруг уже известны баллы!
Елизавета: – Я вообще очень уравновешенный человек (улыбается). ЦТ сдавала в «Кулешова». Там же репетиционные этапы проходили. Почти «свои» стены. Опять-таки порядок заданий одинаковый.
Павел: – Волнение на ЦТ – не лучший «сопровождающий». Хотя поначалу оно было. Потом перечитал задания и понял — справлюсь. Чего нервную систему портить? Сайт с результатами не мониторил: у меня SMS-оповещение. Современными технологиями и здесь воспользовался.
Все же досада в голосе за одну ошибку чувствуется…
Евгений: – Да, одна ошибка в задаче отделяла от 100 баллов. Думаю, допустил ее в расчетах. Но если откровенно, то на максимум не надеялся. Поэтому результатом более чем доволен.
Елизавета: – Ошибка была в той части заданий, где раньше даже сомнений не возникало. Вот здесь, признаться, были переживания. Только не за сам результат, который мог бы быть стопроцентным. Перед Людмилой Васильевной слегка неловко…
Павел:–Мой недочет, как сейчас помню, в задании В12. Я не был уверен в том, что знаю правильный ответ. Это из разряда «продвинутой» геометрии. Поэтому все силы бросил на остальные задания. Точнее, на их проверку. Невнимательность в переносе ответов с «черновика» тоже могла сыграть со мной злую шутку.
Вектор движения выбран. Студенчество не за горами. На скамье какого вуза уже «забронировано» место?
Евгений: – Поеду в Витебский государственный медицинский университет. Там фармацевтический факультет, куда я принят, почти с вековой историей, в отличие от того же минского вуза. Думаю, в Витебске база знаний будет повыше столичной.
Елизавета: – БГУИР ждет. Факультет компьютерного проектирования. Специальность – медицинская электроника. Предугадываю Ваш вопрос, поэтому сразу скажу: это не дань медицинским корням (смеется) (прим. – Елизавета из семьи медиков в нескольких поколениях). Просто я выбрала самый престижный вуз, готовящий специалистов в сфере IT-технологий.
Павел: – Тот же БГУИР. Факультет информационных технологий и управления. Иными словами, буду программистом. Это то, о чем я, как оказалось, с четвертого класса мечтал. Нам перед выпуском сочинения детские раздали. Я уже и сам позабыл, а в моих тетрадках о программировании как раз и написано. Мечты сбываются!
С лучшими умами района беседовала
Алеся МУХАЧЕВА.