На связи ЖКХ: журналист “МП” примерил роль диспетчера

На связи ЖКХ: журналист “МП” примерил роль диспетчера

Идею заглянуть в самое «сердце» коммунальной службы подсказала сама жизнь. Набрала однажды «аварийный номер», а исполнение заявки показалось слишком медлительным. Захотелось проверить – так ли загружены специалисты? Руководство районного ЖКХ на предложение о совместной работе откликнулось с удовольствием: сами, мол, увидите, что баклуши не бьем, да читателю об этом расскажете. Выдвигаюсь на объект.

Беспокойное утро…

В 8 утра в аварийно-диспетчерской службе пересмена. Светлана Мазурок заступает на 24 часа дежурства после своей напарницы. Должностная инструкция диктует: проследить за явкой персонала аварийно-технической службы, уточнить причины возможного невыполнения заявок и, конечно, принять меры по их оперативному решению. Но это только цветочки…

Наверняка каждый хоть раз, да набирал номер «аварийки» жилкомхоза (кстати, к привычному 58185 добавился еще и единый короткий 115). Но, могу предположить, что далеко не все задумывались о том, что происходит в эти минуты на том конце провода. А ведь там кипят страсти и ни на миг не замирает работа. Убедилась в этом воочию. Первая заявка озвучена, едва на часах пробило 8.00.  Звонит жительница дома по улице Космонавтов. Пенсионерка взволнованно сообщает: в ее квартире не работает сливной бачок в туалете. Заявку адресуем мастеру, который тотчас выбывает на объект. Случается, что в здания «Жилкомхоза» он возвращается только вечером – занести инструменты. Курсирует с заказа на заказ, получая диспетчерские сообщения на мобильный телефон.

…перетекающее в день

В сутки в аварийно-диспетчерскую службу поступает до 300 телефонных звонков. Особенно их количество возрастает с началом отопительного сезона. Сейчас «бум» по подаче тепла спал. Пусконаладочные работы благополучно завершены, соответственно, нет и обращений на эту тему. Но других проблем достаточно. В течение дня поступают заявки различного характера: низкий напор воды из крана, нужно заменить лампочку в подъезде, в доме забита канализация, не горит уличное освещение, — все и не перечислить.

Случаются повторные звонки. Тогда операторам приходится несладко. Несмотря на то, что ведется аудиозапись разговора, заявители ведут себя не всегда адекватно: нередки грубость, хамство, угрозы. А ведь диспетчер такой же человек, как и мы. Но отдуваться приходится и «за себя, и за того парня».

Вот звонит житель улицы Молодежная. Он уже давал заявку о том, что нужно прогрейдировать дорогу. Но, по его мнению, никто ничего так и не делает, только лишь обещают. Заявитель настроен категорично: дает коммунхозу срок — два дня. После обещает обратиться в райисполком. Несмотря ни на что, оператор внимательно выслушивает его упреки, терпеливо поясняет, что, как только подсохнет, — грейдер обязательно пройдет. Вот только услышал ли это недовольный абонент?

Разнообразие рутины

Кроме бесконечных телефонных звонков, в аварийно-диспетчерскую службу приходят и заявители. Вошедшая женщина прямо с порога просит выписать ассенизационную машину для очистки канализации, интересуется расценками.

Середина дня, но телефон по-прежнему не смолкает. Проблемы с освещением по улицам Красноармейской и Садовой, в доме по улице Кретова пахнет плавленой проводкой, перебои с электрическим напряжением в доме по улице Костенича. И так без конца. С непривычки мелодичный звонок телефона воспринимаешь раздраженно. А вот моя напарница выглядит достаточно бодро. Хотя она весьма тонкий и эмоциональный человек. Всегда переживает за нерешенные проблемы земляков. Порой после «бурных» разговоров с заявителями ей трудно сдержать слезы.

«За день, бывает, так устанешь! — признается Светлана. — Кажется, будто вагоны разгружал». Охотно ей верю.

Очередная заявительница жалуется на соседей, в их квартире громко лает собака. Сами же хозяева на контакт с ней не идут. Вот и требует вмешательства коммунальной службы.

«Почему так много насчитали за подогрев воды?» – вопрошает следующий звонящий. Оператор советует обратиться в расчетно-кассовый центр. Удивляет бдительность наших земляков, которые подмечают абсолютно все: на дороге сбили пса, у дома сломали деревце – тут же звонят в диспетчерскую, чтобы приняли меры.

Много звонков из сельской местности, особенно оттуда, где есть внушительный жилфонд, принадлежащий коммунхозу: Годылево, Воронино, Красная Беларусь, Следюки.

Непросто придется операторам диспетчерской службы зимой: гололед, снег, метели. В этот период специалист даже ночью должен вызвать дежурную бригаду, направить спецтехнику на подсыпку дорог песчано-соляной смесью либо расчистку от снега.

Из ЖКХ в Краснодар

Как показывает практика, из сотни поступивших звонков — процентов 15 реальных заявок, что называется, по адресу. Зачастую быховчане обращаются в диспетчерскую службу, как в справочную – что-то узнать или уточнить.

Бывает, снимает Светлана Мазурок трубку, а оттуда мужской голос: «Алло, девушка, забронируйте мне, пожалуйста, билет на Краснодар». Что тут ответишь… Разве что номер вокзала подскажешь.

При мне звонит женщина, просит, чтобы работники коммунхоза подгребли листву возле дома № 9А по улице Железнодорожная. Мол, везде прошел субботник, а на их улице не убрано. Так и подмывает спросить: «А где на субботнике были Вы»? Или, правда, невдомёк жителям, что можно и самим поучаствовать в общем деле, не перекладывая абсолютно все на плечи коммунальщиков?

 

Суточный итог

За те сутки в аварийно-диспетчерскую службу поступило 100 телефонных звонков, принято 28 заявок, в срочном порядке выполнено из них 20, остальные находятся на контроле.

Но полное впечатление, что аварийно-диспетчерская служба временами подменяет службу психологической разгрузки. Каждого заявителя внимательно выслушивают, что-то подскажут, посоветуют. Это кроме стандартной процедуры оформления заявки, передачи ее мастеру, контроля исполнения.

Существенный пласт работы. Работы неблагодарной, но по-своему благородной.

…Набираете «аварийку»? Подумайте, стоит ли вымещать злость на операторе.

Наталья ЛЕВАЧКОВА.

Последние новости

ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла церемония перезахоронения

19 сентября 2025
Читать новость
КУЛЬТУРА

Иероглиф его личности. Выставка известного белорусского художника-каллиграфа проходит в НББ

19 сентября 2025
Читать новость
ОБЩЕСТВО

Новый штамм коронавируса «Стратус» активно занимает свою нишу в Беларуси – Минздрав

19 сентября 2025
Читать новость
ПРЕЗИДЕНТ

Александр Лукашенко оценил, как идет благоустройство агрогородка Жировичи

19 сентября 2025
Читать новость
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

День профилактики прошел в школах Быховского района

19 сентября 2025
Читать новость
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховщина приветствует участников спартакиады среди физкультурно-оздоровительных, спортивных центров, физкультурно-спортивных клубов Могилевской области. ФОТО

19 сентября 2025
Читать новость

Архивы

Рекомендуем