Глава министерства антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович посетил Быхов с рабочим визитом

Министры в Быховском районе бывают не так часто. Тем более, чтобы просто пообщаться с населением. Коллективу ОАО «Быховрайагропромтехснаб» в этом плане повезло: в единый день информирования к ним наведался глава МАРТ – министерства антимонопольного регулирования и торговли – Владимир Колтович. Высокопоставленный гость не ограничился повесткой дня, а рассказал о министерстве, монополиях и особенностях торговли в нашей стране. «МП» не мог обойти стороной такую встречу и отобрал самые сочные моменты выступления министра. 

DSC_0014

О министерстве

МАРТ – министерство молодое. Как по среднему возрасту специалистов – всего 30 лет, так и по дате рождения – оно образовано год назад на базе министерства торговли. К тому времени функции структуры несколько устарели, ибо 87% сферы торговли – частная собственность. А «частникам», как известно, более свойственно общение с министерством по налогам и сборам, да и руководствуются они нормативно-правовыми актами, относящимися к отрасли предпринимательства.

Вот и было решено акцентировать деятельность преобразованного министерства на антимонопольном регулировании и ценообразовании. Ведомство призвано обеспечивать порядок на рынке с точки зрения соблюдения равных конкурентных условий. Проще говоря, при четком выполнении «мартовцами» своих функций будет создано большее количество предприятий (читай, здоровая конкуренция), что повлечет за собой отсутствие роста, а то и снижение цен.

Следит министерство и за государственными закупками – приобретением самыми разными предприятиями и организациями сырья, материалов, продуктов, необходимых для деятельности. К сожалению, в этой части пока госзакупки лишь в 40% случаев осуществляются на конкурентной основе. Чаще всего это происходит из одного источника. Разберется с данной проблемой МАРТ – будет сэкономлена весомая часть бюджета.

Монополист? Веди игру честно!

В компетенции министерства — тщательный контроль за монополистами. Если предприятие занимает в какой-либо сфере более 35% рынка, оно автоматически попадает в реестр предприятий-монополистов, доминантов. На сегодняшний день в этом списке по стране 637 предприятий. Сегодня он корректируется, ибо туда зачастую попадали и по формальному признаку. К примеру, есть в реестре даже детско-юношеские спортивные школы, попавшие туда только потому, что единственные в районе оказывают услуги катания на льду. Разве это правильно?

Сейчас ситуация меняется. В реестре остаются лишь те организации-монополисты, независимо от формы собственности, которые составляют «цену экономики». Туда уже включены спиртопроизводящие предприятия, нефтехимические, работаем со структурой ЖКХ.   

Живой пример. Не так давно птицефабрики Беларуси обратились в Совет Министров с письмом, в котором изложили проблему. Сеть магазинов «Евроопт» (а в 45 районах страны доля товарооборота этих магазинов превышает 20%) закупает яйцо куриное с требованием предоставления скидки в 20-25%. С одной стороны хорошо – сеть забирает всю продукцию, не нужно думать о сбыте. С другой, своего рода дискриминация, диктовка не вполне выгодных производителю условий доминирующим монополистом. Да и ощутит ли покупатель в магазине падение цены на вышеприведенные проценты? Или они пойдут в доход торговой сети? МАРТ однозначно «за» положительное решение первого поставленного вопроса.

Цена, вопросы

Контроль над ценообразованием – еще один аспект деятельности МАРТ. Кстати, результаты этой работы видны уже сегодня: за 8 месяцев года инфляция составила 2,5%. В прошлом году этот показатель был выше почти в три раза. Конечно, это заслуга всех ветвей белорусской экономики, но и лепта министерства существенна. В качестве еще одного примера приведу опыт наших сотовых операторов. За прошлый год тарифы на их услуги были повышены более чем на 22%. В 2017-м резких скачков не было. Мы согласовываем рост цен только в том случае, если он вызван необходимостью внедрения инвестпроектов, а не банальным увеличением социальных пакетов персоналу.

Еще один жизненный факт. Предприятие обратилось с запросом о повышении цены на продукцию. Запрашиваем в ответ данные о заработной плате административного персонала. Вместо данных – письмо с просьбой отозвать запрос с формулировкой «найдены дополнительные резервы». О чем говорит эпизод? О том, что порой можно сначала производителю аппетиты поумерить, а не задирать цены вверх. 

И еще пример из жизни. Каждая организация периодически осуществляет мелкие закупки: начиная с оргтехники, заканчивая бумагой и скрепками. Оказывается, в среднем эти мелочи «завешивают» на 10-15% расходов бюджета! Почему? Да потому что обычно подобные закупки делаются из одного источника – не объявлять же тендер на приобретение канцелярских принадлежностей. А подумайте, если все же объявить… И купить не из привычного источника, а у компании, которая предложит дешевле. Вот и расходы на «канцелярщину» снизятся. Процентов пять, минимум, можно выиграть.

Перспективы

МАРТ – один из инициаторов революционных изменений облика торговли на селе. Министерство предлагает ряд преференций для ведения бизнеса в деревне. Причем всем — и традиционным автолавкам райпо, и представителям предпринимательства. Проект предусматривает отсутствие НДС, налогов на землю и недвижимость, прочие «бонусы».

В планах также существенное снижение налогового бремени для желающих оказывать бытовые услуги на селе, менее строгие правила и нормы для таких энтузиастов. Вплоть до того, что возможно ведение бизнеса на территории своего дома, без особых, так сказать, излишеств. Здоровая конкуренция позволит улучшить качество обслуживания сельчан, повысить ассортимент, снизить цены, снять проблему занятости, в конце концов.

Вместо эпилога

Вопросов из зала министру задали немного. На что-то он ответил с ходу, что-то требует более детального выяснения.

Но под занавес встречи Владимир Колтович заставил улыбнуться даже самых скептически настроенных слушателей: рассказал об одном из своих посетителей. Предприниматель из сельской местности обратился с проблемой: «Почему за 0,3 промилле алкоголя в крови уже прав лишают? У меня через это почти все механизаторы «бесправники».

Такой вопрос министр решить не взялся – не его компетенция. А вот с монополистами и высокими ценами бороться готов. И это вселяет оптимизм.

Досье «МП»

Владимир Васильевич КОЛТОВИЧ  родился в 1966 году в г.Червень Минской области. Окончил Минский кооперативный техникум Белкоопсоюза,  Белорусский государственный институт народного хозяйства имени В.В.Куйбышева, Академию управления при Президенте Республики Беларусь.

В 1986-1989 годах работал инженером по технике безопасности, секретарем комитета комсомола треста столовых Заводского района Минска, в 1989-1991 годах — председателем профкома Минского кооперативного техникума Белкоопсоюза.

С 1991 года — в исполкоме Заводского райсовета народных депутатов Минска. С 1995 по 1998 год был заместителем директора по коммерческой работе АТП «Универмаг «Беларусь», с 1998 по 2000 год — заместителем главы администрации Заводского района Минска. В 2000-2005 годах занимал должность первого заместителя генерального директора СП «ТД на Немиге» Минска, в 2005-2008 годах — первого заместителя начальника главного управления потребительского рынка Мингорисполкома. В 2008-2009 годах — начальник управления торговли главного управления международного сотрудничества и торговли Аппарата Совета Министров Беларуси. В 2009-2010 годах работал заместителем, первым заместителем министра торговли, в 2010-2012 годах — заместителем председателя Минского горисполкома. До назначения министром торговли занимал должность советника-посланника посольства Беларуси в Российской Федерации.

Владислав ГРИБАНОВ.