Меняем профессию: журналист “МП” “обилечивала” быховчан
Каждому из нас хоть раз, но все же приходилось ездить в общественном транспорте. А для многих это и вовсе постоянное средство передвижения. И первым в автобусе нас встречает кондуктор, который вежливо, но настойчиво попросит “за проезд”. Чтобы испытать на себе все тонкости данной профессии, я на один день решила взять в руки связку билетов и пройтись по автобусу. Но обо всем по порядку.
Рабочий день кондуктора начинается задолго до выезда автобуса на маршрут: необходимо получить у диспетчера билеты, путевой лист, сдать вчерашнюю выручку.
Но мне повезло: трудовой день выпал на вторую смену. А работать довелось на маршруте №2, который пролегает от областного лицея до деревни Сапежинка.
В 16.16 – именно в это время отправляемся с автостанции – на маршруте немноголюдно: основная масса людей еще на рабочих местах.
Мой наставник Ольга Музычина поясняет, что маршрут № 2 начинает свою работу в 7 утра, а вот «единица» курсирует по Быхову уже с 6 часов. Поэтому, когда выпадает смена именно на этом маршруте, на работу приходится подниматься совсем уж спозаранку.
Пока внимательно слушаю наставника, в автобус входит мой первый пассажир. «Обилечиваю». Оказывается не так это просто, как кажется. Многие, зайдя в автобус, ссыпают кучу «мелочи», которую и так пересчитывать сложно, а в условиях покачивающегося из стороны в сторону автобуса во время движения нужно еще и чудеса эквилибристики демонстрировать. С непривычки пару раз копейки чуть не выронила. Но есть и другие клиенты, которые протягивают и крупные купюры.
– Особенно тяжело таким пассажирам дать сдачу после пересменки, – рассказывает Ольга. –Тяжело и после выходных: многие по пути на остановку снимают деньги в банкомате, а там только купюры, и довольно крупные… А пассажиры все наплывают, и в уме нужно быстренько подсчитать, кому и сколько дать сдачи, а еще побегать по автобусу, чтобы хоть как-то “разбить” купюры на монеты. Голова кругом!
Беседуя, останавливаемся возле СШ №3. В автобус гурьбой залетают мальчишки и девчонки с рюкзаками на плечах. Шумные, озорные, они обсуждают свой учебный процесс. Многие не садятся, чтобы быть поближе к одноклассникам, толпятся возле кресел. Вот еще одна преграда на моем пути. Вежливо прошу молодых людей подвинуться, чтобы пройти вглубь автобуса, где меня ждут вновь зашедшие пассажиры, однако особого понимания среди школьников не нахожу.
Здесь-то мне на помощь и приходит опытная Ольга, которая вмиг рассадила ребятню, чтобы та не мешала движению кондуктора.
– В основном у нас загруженность утром и вечером, когда основная масса едет на работу, – рассказывает мой наставник. – Но вы не переживайте, скоро сами все увидите, на обратном пути мы как раз будем забирать людей с работы. Мест, конечно, всем не хватает, но пожилым гражданам, да и женщинам всегда стараются уступить. Иногда, когда вижу, что мама с ребенком заходит, или девушка в положении, то уже сама интуитивно пробегаю салон автобуса взглядом, чтобы попробовать усадить ценных пассажиров.
За окном замелькали частные подворья, а значит, подъезжаем к Сапежинке. В эти минуты у кондуктора небольшая пауза, но Ольга Музычина не сидит без дела, подсчитывает, сколько билетов продано, что-то отмечает в своих записях. Я же просто отдыхаю, чувствуя усталость в ногах. За пару остановок пробежалась по автобусу раз двадцать.
– Устали? – спрашивает Ольга, – набирайтесь сил, скоро час пик начнется. Я уже привыкла, что за день приходится по несколько километров наматывать, а поначалу тоже ноги болели, но со временем освоилась, мне даже теперь в выходные так не хватает вечного движения, поэтому без дела не сижу.
В ходе беседы вспоминаем о безбилетниках.
– Встречаются и у нас «зайцы». Регулярно на наших маршрутах работает контролер, который проверяет всех. Мы, конечно, стараемся, чтобы таких случаев не было, глазами все время просматриваем вошедших граждан, но, сами понимаете, раннее утро, людей огромный поток, кто-то может и затеряться.
За нескончаемым потоком пассажиров уследить действительно трудно. Лично у меня все лица перемешались моментально, поэтому ко многим подходила дважды.
А в это время наш зеленый автобус уже подкатил к остановке возле отдела по чрезвычайным ситуациям, где и вправду толпилась масса людей. Здесь и работники узла почтовой связи, Белтелекома, работники культуры, библиотеки.
Немного подождав, пока пассажиры рассядутся и хоть немного освободят проход, начинаю свою работу, отчетливо и громко повторяя: «Уважаемые пассажиры, приготовьте «за проезд».
Стараюсь не пропустить ни одного человека, поглядывая на Ольгу, чтобы убедиться в верности своих действий.
За день в автобусе проезжает порядка 300 человек. Каждый со своим характером и настроением, у кого-то утром омлет подгорел, а кто-то не смог ремонт вовремя закончить, и многие стараются хоть в двух словах, но рассказать о своих проблемах кондуктору.
– Я пока сдачу считаю, всегда поинтересуюсь делами, пожелаю счастливого пути, для меня это уже норма, а людям приятно. Ведь если утро начинается с улыбки и теплых слов, значит, день уже настроен на позитив.
Да, непростая это работа — работа кондуктора. Я бы даже сказала универсальная, ведь она включает в себя не только навыки счетовода, но и психолога, чтобы к каждому пассажиру найти свой подход, ведь работа с людьми всегда сложная.
Светлана ТОКАРЕВА.