Журналист Быховской “МП” изучала сложную азбуку железной дороги
Если вы думаете, что самая простая и непыльная работа у дежурного по железнодорожной станции, то это — заблуждение. Человек (чаще всего – женщина), встречающий и провожающий поезда с сигнальным диском, специалист, без которого движение замрет.
В том, что профессия эта чрезвычайно ответственная, убедилась на личном опыте. Дневная смена дежурного по станции начинается в 8.00 и заканчивается ровно через 12 часов. К началу смены и прихожу на вокзал.
Если в здание вокзала любой человек может войти беспрепятственно, то в рядом стоящее так просто не попасть. На входной двери установлен кодовый замок. Еще бы! Именно здесь располагается сердце станции – в кабинете дежурного.
Азы профессии постигаю с помощью Кристины Селивановой. Свободных минут у молодой дежурной практически нет, но при любом удобном случае девушка старается ввести меня в курс дела.
– Во время своей смены я – единственный руководитель, которому дано право распоряжаться приемом и отправлением поездов, руководить маневровой работой, – объясняет Кристина. – Мне в оперативном порядке подчинены все работники, находящиеся на территории станции: составители поездов, приемосдатчики.
Более того, дежурный по станции несет личную ответственность за безопасность и своевременность пропуска поездов, в которых едут пассажиры и перевозятся грузы.
Нашу беседу мы постоянно прерываем для того, чтобы довести до машиниста по радиосвязи порядок следования по станции и объявить пассажирам о прибывающем поезде, выйти на перрон с тем самым сигнальным диском. Но самая важная работа сосредоточена возле пульта-табло. На нем девушка видит движение поездов, какие пути заняты, а какие свободны, в каком положении находятся стрелки и сигналы.
За пультом Кристина уже почти два года. Железнодорожная станция Быхов стала ее первым местом работы после окончания Гомельского государственного железно-дорожного техникума. И хотя большинство ее одногруппниц мечтали стать проводницами, Кристину такая перспектива не прельстила. Тем более, что опыт работы был. Практику проходила именно проводником по маршруту Гомель-Минск. Но в будущем себя в этой профессии не видела, поэтому была очень рада открывшейся вакансии в родном городе.
Кристина рассказывает, что за 50-70 метров до приближающегося состава она должна поднять сигнальный диск с цветом, который видит машинист на светофоре. Белый означает «сигнал на выход открыт», а красный – остановку. Машинист обязан ответить на сигнал: на белый помахать рукой, а на красный дать три коротких гудка.
Признаюсь дежурному, что обучение ее профессии дается мне нелегко. Сразу и не разберешься, как открыть маршрут, проверить, свободен ли путь. А когда понимаешь, какая возложена ответственность, и вовсе теряешься. Но у Кристины все получается быстро: она ловко управляется с кнопками пульта, переводит стрелки и открывает светофоры. Только, естественно, в ночную смену приходится тяжелее. Но все же свою профессию Кристина на другую не променяла бы. Есть в ней какая-то своя загадка и романтика: стук колес по рельсам, протяжные гудки уходящих вдаль поездов…
Екатерина СВИРИДЕНКО.