Аспирант Адгур Будницкий преподает в одной из сельских школ Быховского района
Практически каждое утро могилевчанин Адгур Будницкий проезжает десятки километров, чтобы учить сельских детей истории. Из областного центра в агрогородок Следюки он четвертый год добирается на своем стареньком «Ниссане» и неудобством это обстоятельство не считает.
Так все начиналось
После окончания МГУ имени А.А. Кулешова его, тогда уже магистра исторических наук, по распределению направили в сельскую школу, где он пока решил остаться.
— Сейчас я веду уроки в 5 – 9 классах и там, пожалуй, нет ни одного ребенка, которому был бы неинтересен предмет, который преподаю. И это естественно. История, в принципе, не может быть неинтересной, — считает Адгур Сергеевич.
По словам молодого учителя, двухлетней отработки он не испугался. А когда первый раз приехал в агрогородок Следюки, то был приятно удивлен, что здесь такая современная базовая школа.
— Педагогический коллектив принял хорошо, дали 21 учебный час, это чуть больше ставки. К любому коллеге могу обратиться за помощью, советом. Одним словом, после первого года работы понял, что не зря выбрал эту профессию, — говорит собеседник.
Нужно завлечь учеников
Сегодня учащихся в классах немного, и это наложило определенный отпечаток на подход к работе Адгура Будницкого. Есть возможность найти индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, развитие технологий, доступность интернета и обилие информации сыграло особую роль.
— Для того, чтобы просто пересказать школьникам содержание параграфа, не нужно обладать особыми навыками, — уверен педагог. — Но и результат будет соответствующий, потому что дети никогда не станут слушать монотонное перечисление исторических дат. Если некоторое время назад это считалось нормальным, то сегодня противоестественность этого метода очевидна. Нужно завлечь учеников, вычленить детали, которые их заинтересуют. Именно поэтому учитель истории должен обладать обширными знаниями.
Конечно, основные даты — когда началась и закончилась Великая Отечественная война, когда была война 1812 года — знать надо, но не это главное, не с этого надо начинать. Даты приложатся, а главное для учителя — научить понимать, что такое история, ее дух, специфика, реальное содержание.
Всегда предупреждаю детей, что спорить на уроке можно и нужно. Более того — говорю: если с чем-то не согласны, поднимайте руку и исправляйте меня. И друг с другом спорьте, но не с личностью надо спорить, а с аргументами. Так в принципе и проходят уроки.
Особые отношения
— Мне нравится общаться и работать с детьми — получаешь настоящее душевное удовлетворение. Думаю, в сельской школе отношения учителя и ученика складываются проще, чем в городе. Здесь все друг друга знают, видят каждый день. Контроль более тщательный: родители всегда могут на улице встретить и поинтересоваться, как идет учебный процесс. Стараюсь не ругать ребят. Ведь каждый ребенок индивидуален, у него свое настроение и поведение, и это нужно принимать, — продолжает разговор Адгур Будницкий.
Что в имени моем?
Молодой педагог рассказывает, что его имя, которое звучит столь непривычно для славянского уха, исконно абхазское и имеет значение «сильный защитник, готовый принести себя в жертву, отважный, непобедимый».
— Так меня назвала мама Светлана Георгиевна, которая, кстати, тоже учитель. Она родом из Абхазии. А вот мой отец Сергей Васильевич, некогда работавший на угольной шахте в этой солнечной стране — ваш местный, уроженец деревни Глухи.
Путь в науку
В ноябре прошлого года Адгур Будницкий поступил в аспирантуру при МГУ имени А. А. Кулешова по специальности «отечественная история». Сейчас он собирает научные материалы для своей диссертации «Православная церковь в революциях начала XX века на территории Беларуси».
По мнению будущего ученого, история православия в нашей стране еще не очень хорошо изучена. И в этом нет ничего удивительного. В советский период воинствующий атеизм был положен в основу государственной политики в отношении церкви. Всемерная государственная поддержка атеистической пропаганды имела своей целью искоренение религии, как пережитка прошлого. Жесточайшие репрессии против духовенства, разрушение церквей и монастырей должны были вытравить из сознания людей память о своих религиозных традициях.
— В своем научном труде, конечно, не оставлю без внимания Быховщину, — говорит историк. — Этот регион интересен, особенно с точки зрения археологии. Запомнились раскопки на территории замка, а также разведки в деревнях Яново и Лядо совместно с аспирантом института истории Национальной академии наук Беларуси Дмитрием Белобровиком, аспирантами МГУ имени А. А. Кулешова Сергеем Жижияном и Романом Галынским.
Поддержит семья
Адгур Будницкий в этом даже не сомневается. В Могилеве его ждут жена Инга, которая тоже учитель истории, и двухлетняя дочь Маргарита. Уделять время семье, работе, науке — непростая задача. Но в своем доме он всегда находит поддержку и понимание.
Иногда, если выдается свободная минутка, берет в руки гитару, а бывает, правда, редко, кисть, чтобы запечатлеть на холсте красоты Приднепровского края.
Сергей ЛЕВЧЕНКО.