Уходил добровольцем

В летной книжке штурмана Данильченко П.Е.  хорошо прослеживается процесс переучивания на Ту-4:  этапы освоения  программ боевой подготовки,  постепенный рост боевого мастерства при полетах в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, на больших высотах, контроль и проверки специалистов дивизии, допуск к полётам в качестве инструктора.
Штурманы овладели бомбометанием с больших высот, днём и ночью, вне видимости целей – с использованием радиолокационного прицела «К», ОПБ-5сн.
Все экипажи полка прошли тогда практические тренировки на наземных тренажерах НКТЛ-3 с восьми и двенадцатикратной перегрузкой, о чём свидетельствуют сделаны соответствующие записи в лётных книжках. Здесь уместно вспомнить, что летчики-космонавты при подготовке к полётам в космос, проходили тренировки на тренажере также с двенадцатикратной перегрузкой.
В 1952 году экипажи Ту-4 стали осваивать дозаправку в воздухе, используя отечественные методику и разработки – так называемый способ «с крыла на крыло». Этот способ дозаправки в воздухе осваивался экипажами относительно легко и позволил значительно увеличить радиус действия авиации.
В 1953 году, 26 мая, приказом Главкома ВВС № 00234 от 25.5.1953 года, штурману Данильченко П.Е. было присвоено звание «Военный штурман 3-го класса», а в 1954 году, 30 апреля — звание «Военный штурман 1-го класса».
В соответствии с директивой МО СССР № 50617 от 31.12.1954 года и приказом ГК ВМФ № 0403 от 18.02.1955 года, 170-й гвард. БАП,  в составе 57 ТБАД, был переведён в авиацию ВМС.
Экипажи  полка на Ту-4 стали осваивать новый театр военных действий – Балтийское море и прилегающие районы, изучая новые полигоны и аэродромы, материальную часть авиационных мин,  сдавать зачёты по основам применения минного оружия, теории минометания. Все экипажи прошли наземную тренировку по вынужденному покиданию самолёта в воздухе и при приводнении.
Практически были освоены способы постановки минных заграждений с самолёта Ту-4, а также бомбометание по наземным береговым и  движущимся морским целям.
Кроме того,  в 1955 году самолёты Ту-4 стали вооружать ракетным оружием: под крыльями подвешивались 2 ракеты КС-1 «Комета», внешне напоминавшие самолёт Миг-15. Ракеты предназначались для поражения кораблей, но могли быть использованы и для уничтожения наземных целей. Дальность пуска ракет составляла 80 км, наводилась она по радиолучу самолётной РЛС (радиолокационной станции). Точность стрельбы была относительно невысокая – 66% , т.е. из 3-х ракет только 2 попадали  в цель, но для 50-х годов это считалось достижением.
Руководство страны и Вооруженных Сил ставило задачи по скорейшему перевооружении ДА, освоению новой техники, совершенствовании методов её боевого применения. Для освоения новых видов оружия подбирались наиболее подготовленные и проверенные экипажи. Потом полученный практический опыт, посредством совместных инструкторских полётов, передавался другим экипажам и распространялся на весь лётный состав полка.
Указом от 22.02.1955 года капитан Данильченко награжден орденом Красного Знамени за полеты в сложных метеоусловиях. В обстановке секретности, характерной для того времени, открыто не сообщалось о том, за какие заслуги конкретно награждался лётный состав ВВС СССР. Поэтому использовались общие формулировки, не раскрывающие содержание боевой подготовки личного состава. Есть основания полагать, что штурман Данильченко П.Е. в числе некоторых других лётчиков и штурманов награждён орденом Красного знамени за освоение нового вооружения Ту-4  – ракетного оружия и его боевого применения.
25.06.1955 г. капитан Данильченко назначается на должность заместителя штурмана эскадрильи 170-го БАП. Эта эскадрилья фигурирует в лётной книжке как в/ч 15585-Б
В это же время на вооружение полков стала поступать новая авиационная техника – реактивные высокоскоростные самолёты Ту-16 со стреловидным крылом.
Первый полёт на Ту-16 капитан Данильченко совершил 28.06.1955 года. Это были короткие полёты – 7 полётов заняли по времени 2 часа 28 минут.
13.07.1955 года совершается полёт на высоту 12000 м., а на Ту-4 выше 8000 м полёты не совершались).
30.09.1955 года капитан Данильченко был уже допущен к полётам в качестве инструктора, после чего стал регулярно заниматься обучением штурманского состава эскадрильи согласно плану боевой подготовки. Обращает на себя внимание тот факт, что переподготовка отдельных экипажей к полётам на принципиально новом типе самолёта, каким являлся реактивный  самолёт Ту-16 по сравнению с поршневым Ту-4, заняла всего 2,5 месяца. Согласно лётной книжки, полёты на Ту-4 завершились 6.04 1955 года, а 28.06.1955 года уже начались полёты на Ту-16. Можно представить каким напряжённым был процесс переподготовки, но капитан Данильченко продолжал осваивать новую технику. И вскоре был награжден орденом Красной Звезды.
В 1956 году лётный состав полка стал осваивать дозаправку Ту-16 в воздухе.  Дело в том, что радиус действия самолета, составлял всего 2500 км. и для повышения дальности полёта самолёты  стали оснащать системой заправки в воздухе «крыло в крыло», как на Ту-4. Сам процесс дозаправки не изменился, однако скорость Ту-16 была в 2 раза больше и научить экипажи дозаправлять в воздухе 70-тонные машины на скорости  более 900 км/час, было непросто. Сказывались и конструктивные особенности самолёта: из-за стреловидного крыла, командир экипажа, из своего кресла, не мог одновременно держать самолёт на курсе в непосредственной близости от самолёта-заправщика и визуально наблюдать процесс «причаливания», захвата заправочного шланга и заправку «с крыла на крыло», которая происходила у него фактически за спиной, с левой стороны.  Требовалось участие другого члена экипажа – командира огневых установок (КОУ), который размещался в задней части самолёта, за прозрачными полусферами (блистерами) и хорошо мог видеть весь процесс дозаправки – он помогал своими командами командиру экипажа «поймать» левым крылом заправочный шланг и произвести дозаправку. Каждый командир экипажа тщательно подбирал себе командира КОУ, поскольку не со всеми удавалось «слетаться» и освоить этот сложный и опасный процесс. Тем не менее, лётный состав 170-й БАП одним из первых в военно- морской авиации СССР освоил дозаправку Ту-16 в воздухе. После командир эскадрильи этого полка майор А.Зюков обучал дозаправке в воздухе лётный состав морской авиации Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов, за что награждён орденом Красной Звезды.
В 1956-1957 годах на вооружение 57-й ТБАД и в частности 170-го ТБАП стали поступать атомные бомбы. Для их обслуживания и хранения построили подземные хранилища, созданы специальные подразделения РТБ (ремонтно-технические базы).
Осваивалось ядерное оружие по известной схеме – отбирались наиболее подготовленные и проверенные экипажи, которые проходили соответствующее теоретическое и практическое обучение. Техника также готовилась соответствующим образом – проходила доработку на авиационных заводах, бомболюки модернизировались и делались термоизолированными. Затем, подготовленные экипажи выполняли многократные наземные тренировки по загрузке в бомболюки сначала макетов, потом  реальных «специзделий». На заключительном этапе экипажи совершали тренировочные полёты по отработке техники бомбометания с макетами атомных бомб, по весу и габаритам соответствующим реальным атомным бомбам, на полигон Дубна, недалеко от Кличева,  где добивались необходимой точности попадания. Особой важности задание Правительства СССР и военного руководства выполнили успешно.
В этой работе принимал непосредственное участие и заместитель штурмана эскадрильи Данильченко, за что награждён высшей наградой СССР —  орденом Ленина.
Упомянутые факты по награждению капитана Данильченко П.Е. орденом Ленина, именно за освоение атомного оружия, подтверждаются ныне живым участником тех событий — полковником в отставке Ю.Н. Введенским. В 1956-1957 годах он выполнял те же боевые задачи и тем же  Указом  награждён  орденом Ленина.
В июле 1958 года заместителя штурмана эскадрильи Данильченко списали с летной работы по состоянию здоровья и назначили на должность дежурного штурмана пункта управления в/ч 15525 57-й минно-торпедной авиадивизии дальнего действия ВВС Балтийского флота, название которой впоследствии неоднократно изменялось по причине совершенствования организационной структуры дальней авиации.
16.02.1963 года назначен на должность начальника пункта управления полетами 57-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии дальней авиации, которую затем переименовали в 57-ю морскую ракетоносную авиационную дивизию Балтийского флота.
Должность начальника пункта управления полетами авиационной дивизии – очень важная и ответственная. Офицер, назначаемый на эту должность, обязан быть одним из лучших штурманов дивизии, обладать  специальными знаниями и практическим опытом на высочайшем  уровне, имея при этом большие организаторские способности.  И о том, что майор Данильченко П.Е. соответствовал этим критериям, свидетельствует тот факт, что в этой должности он прослужил до увольнения в запас более 11 лет — до 23 сентября 1974 года.
С 13 апреля 1961 года 57-я ТБАД стала называться 57-й МРАД — морской ракетоносной авиационной дивизией, что совпало с её переоснащением самолётами-ракетоносцами Ту-16 и вооружением крылатыми ракетами типа К-10, которые могли нести ядерные боеголовки и предназначались для уничтожения крупнотоннажных надводных кораблей.  Дальность пуска этих ракет составляла 230 км, что позволяло самолётам наносить удары по кораблям, не входя в зону действия их ПВО. Целями первоочередной важности для ракетоносцев являлись авианосные группы, которые на своих бортах  имели ядерное  оружие. За сутки авианосцы способны были перемещаться на 1000 км и появляться в любом районе мирового океана, откуда могли наносить неожиданные удары обычным и ядерным оружием. Морская авиация и спутники-разведчики СССР постоянно контролировали их перемещение. Ракета К-10 с ядерной боеголовкой, запущенная с Ту-16, могла пустить на дно любой авианосец.
С пункта управления полётами 57-й МРАД осуществлялось управление полками и эскадрильями дивизии, которые совершали полёты различной сложности и дальности. Выполняя задачи боевой подготовки в конце 60-х годов, на учениях «Океан», одна из эскадрилий 170-го МРАП совершила «бросок в Атлантику»: обогнув Скандинавский полуостров, пройдя над нейтральными водами через Норвежское море, долетела  до южной оконечности о. Исландия. Для НАТО это стало большой неожиданностью. Военно-морская авиация Балтийского Флота продемонстрировала тогда вероятному противнику свою мощь и боевые возможности. Дальность полёта составила 8000 км, для чего понадобилось совершить две дозаправки в воздухе. Штурманы ПУП дивизии и экипажей самолётов проделали работу с ювелирной точностью.
Другим примером сложной и ответственной работы по управлению полётами явилось выполнение задач по взаимодействию морской авиации Балтийского и Тихоокеанского флотов.  С этой целю совершили сверхдальний перелёт отдельных экипажей 170-го МРАП по маршруту Быхов – Архангельск – Тикси – Комсомольск-на-Амуре – Тихоокеанское побережье, откуда отработали ракетный удар но условному авианосцу вероятного противника на одном из полигонов Курильской гряды. После чего последовал обратный путь «южным» маршрутом с посадками в Иркутске и Семипалатинске.
В 1971 году, в ходе крупномасштабных учений «Двина», на аэродром 57-й МРАД перебазировался один из полков авиадивизии, которой командовал трижды Герой СССР генерал-лейтенант И.Н. Кожедуб. На пункте управления полётами генерал-лейтенант И.Н. Кожедуб бывал неоднократно, где отрабатывались вопросы взаимодействия истребительной и Дальней авиации.
Подполковник Данильченко уволился с воинской службы в запас по возрасту с правом ношения военной формы 23 сентября 1974 года, а ушел из жизни 25 января 1996 года.

Сергей ЛЕВЧЕНКО.

Последние новости

ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко раскрыл планы беглых и предупредил: разговор с ними не будет длинным

25 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: Украину превратили в наркомана и держат на коротком поводке обещаний новой дозы вооружений

25 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: градус враждебности НАТО на белорусском направлении растет

25 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Газманов о россиянах и белорусах: мы стали осознавать себя государствами со своим видением

25 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Землю может накрыть сильнейшая магнитная буря – NASA

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быховском районе построят станцию обезжелезивания

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Прокуратура Могилевской области помогла быховчанке вернуть удержанные у нее судебным исполнителем средства

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Беларуси 25 апреля начинают выплачивать материальную помощь ко Дню Победы

25 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

Правила безопасного поведения на водоемах

25 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

ВНС 25 апреля продолжает работу. В повестке дня – утверждение Концепции нацбезопасности и Военной доктрины

25 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024