Колыбельная прошлого столетия
За долгое время своего существования белорусский народ создал богатую и самобытную культуру, которая была воплощена в замках, оборонительных и культовых сооружениях, народном жилище и бытовых вещах, рыцарской амуниции и вооружении, национальных костюмах, духовных традициях, обычаях, обрядах.
Годы военных столкновений волнами прокатывались по нашей земле, смывая за собой всё самое лучшее и дорогое нашему сердцу. Многое было попросту утрачено, вследствие разрушения, а что-то было просто забыто. В этих условиях устойчивые этнокультурные традиции, присущие белорусам, играли исключительную роль: они служили своего рода энергетическим ресурсом, исходным капиталом, что помогало возродить разрушено хозяйство и культуру, наладить нормальную жизнь.
Изучению этнографического наследия белорусов отдал много сил и энергии известный белорусский этнограф Евдоким Романович Романов. Основная его работа — «Белорусский сборник» в 9 томах (1886 – 1912) -своего рода энциклопедия народной жизни. Здесь нашли своё отражение почти все стороны народной культуры и быта – песни, танцы, игры, обряды, обычаи, народные знания, аграрный календарь, приметы, поверья и т.д. Сюда вошло около 10 тысяч фольклорных произведений, многие из них записаны самим Е.Р. Романовым.
При записях он придерживался строгих принципов научной точности, сохраняя все диалектные особенности местных говоров, и паспортизации материалов (время и место записи, фамилия информатора или исполнителя, его социальная принадлежность и его образованность). Восьмой том «Белорусского сборника» был посвящен материальной и духовной культуре белорусов. В основу его были положены материалы, собранные в Быховском уезде. Е.Р. Романов известен также как археолог. Именно он одним из первых пересмотрел методику самих раскопок, что впоследствии сыграло немаловажную роль в дальнейшем изучении памятников археологии в Быховском районе.
Работая инспектором народных училищ Могилёвской губернии в 1895 – 1906 гг., Е.Р. Романов собирал материалы к археологической карте, обследовал несколько десятков археологических памятников, производил раскопки курганов. Он же был прилежным исследователем и собирателем памятников народной культуры. Собранные и обработанные им коллекции этнографических вещей вошли в золотой фонд музеев, большая часть из них в настоящее время находится в Российском музее этнографии (Санкт-Петербург).
Зачастую,неписаные правила гораздо действенней писаных законов. Характерная схема «так рабілі дзяды» или «так было раней» работает до сих пор. Уже давно никто не знает, почему в той или иной жизненной ситуации мы поступаем именно так, а не иначе. Однако, к сожалению, время неумолимо бежит вперёд,и то, что было известно на протяжении не одного поколения, уходит вслед за носителями знаний и умений прошлого. К одним из таких правил относится воспитание подрастающего поколения у белорусских крестьян в начале XXвека.
Специфика и образ тогдашней жизни вынуждали детей слишком рано взрослеть. Они уже в самом раннем возрасте становились взрослыми и постигали не лёгкий каждодневный труд. Было нормой, что простая белорусская крестьянская семья должна быть очень большой. На это влияло несколько факторов. В первую очередь это высокая детская смертность. Плохие условия жизни, болезни ибольшая зависимость от собранного урожая, накладывали отпечаток на демографическую ситуацию в деревне. Что бы ка-то нивелировать детскую смертность, семьям приходилось заводить много детей в надежде, что кто-нибудь из них не умрёт вмладенчестве.
Второй фактор, это наличие новых рабочих рук. Крестьянские наделы земли как это часто бывало, не всегда были очень продуктивными в плане сбора урожая. Тем более до отмены крепостного права в Российской империи в 1861 году, в полной мере работать на себя, крестьянин не мог. Поэтому, больше ценилась ещё одна пара рабочих рук, а не рот, который надо было кормить. Поэтому, одной из первых работ для быховских крестьянских детей была работа няньки. Начиная с пятилетнего возраста, «вчерашние» дети, были обязаны следить за своими младшими братьями и сёстрами. У матерей на это просто не было времени. Причём функции нянек исполнялись где угодно, в хате по вечерам, в поле во время работ.
Вот так описывает обычную картину сельского быта в Быховском уезде в начале ХХ века этнограф Е.Р. Романов: «В страдную пору мать с грудным ребёнком за плечами в «люльке»ведёт под руку и няньку, которая тянет за собой «цанки» (вид козел из трёх небольших шестов, связанных между собой верёвкой вверху). На этих козлах подвешивается лубочная колыбелька-люлюка на всё время работ.И по мере удаления работающей матери, подносится к «хвосту» или «постыци», т.е. к месту работы на ниве. Малютку колышет в люльке нянька-дитя, сопровождая укачивание какой-либо колыбельною песенкой». Если ребёнок не мог уснуть или просыпался, в Быховском уезде часто успокаивали таким образом: «Взять ножку дитяти одною рукою, другою постукивать по нижней стороне ступни, приговаривая:
“Кую, кую ножку,
Поеду в дорожку.
Куплю чиревички,
Ножки невелички.
Трэба подковати,
Капеичку дати.
Тут пень, тут колода.
Тут студёная крыница,
Тут холодная водица.
Шила, шила и зашила!”
При последних словах няня щекочет ножку малютке, вызывая этим невольный смех».
Данная колыбельная, как отмечал Е.Р. Романов, была характерна для Быховского уезда. Приятно осознавать связь времён, в том что, до сих пор в Быховском районе бабушки убаюкивают своих внуков и внучек именно таким образом. Хочется верить, что когда эти дети сами со временим сами станут бабушками и дедушками, они вспомнят про «Кую, кую ножку».
Артем Кротов,
младший научный сотрудник районного историко-краеведческого музея