Как тормоз помогает двигаться вперед

indexКаждый человек, услышав слово «тормоз», представляет себе некую конструкцию или устройство, препятствующее движению. До ноября прошедшего года у нас были аналогичные ассоциации.

Переворот в сознании произошел после того, как было принято решение участвовать в XXIII Турнире Юных Физиков. Чтобы  стать участником турнира, необходимо предварительно решить как минимум 9 из 12 предложенных задач. Цель таких задач — поставить учащихся в такие же условия, в которых находятся настоящие исследователи.

Вначале нам руководитель команды (учитель физики нашего лицея – Киреев Виктор Анатольевич) рекомендовал ознакомиться с задачами прошлого года. Одна из предложенных задач называлась «Магнитный тормоз». Отличительной особенностью  ее являлось то, что для  решения необходимо было изучить много нового материала по разным темам, не входящего в школьный курс физики.  Так этот «тормоз» являлся стимулом движения вперед в нашем познании, сознании и развитии.

Не только задачи турнира имели свои особенности, но и каждая команда была уникальна. Уникальность нашей команды заключалась в том, что в ее состав входили учащиеся двух областей (впервые за всю историю Республиканского Турнира Юных Физиков). Состав сборной команды: Вербович Татьяна, Томасон Виктория, Рогачёв Климент – учащиеся ГУО «Гимназия №5 г. Витебска», Азаров Юрий, Калеев Павел – учащиеся УО «Могилёвский государственный областной лицей №5» (г. Быхов). Руководители команды: Тищенко Ника Геннадьевна и Киреев Виктор Анатольевич.

Необходимо отметить, что решение задач и даже способ решения неизвестен никому. Это дает возможность развивать свои не только исследовательские, но и конструкторские, рационализаторские и творческие способности.

Мало того, еще требуется и актерское мастерство, так как необходимо презентовать свои решения, оппонировать и рецензировать решения других команд в устной форме перед многочисленной аудиторией.

Кроме упомянутой выше задачи нам пришлось разобраться со случайностями при упаковке гранул, с причиной петлеобразования при кручении лески, с процессом образования дыма при тлении, а так же  выяснить причины вращения мыльной плёнки в электрическом поле и неферромагнитного диска над экранированным полюсом, создать полупроводниковый диод в виде «кошачьего уса» и судно на воздушной подушке. Ещё мы исследовали оптические свойства бутылки с водой и даже металлической проволоки, а также  выяснили, как решить проблему разлива кофе при ходьбе!

Бои проходили на базе лицея БГУ. Организаторами мероприятия традиционно выступили Министерство образования РБ и БГУ. По результатам турнира мы были награждены похвальным отзывом и призом в виде комплекта литературы  по физике.

Выражаем свою благодарность за всестороннюю поддержку директору лицея Радькову Виктору Михайловичу, а также Хмаренкову Сергею Николаевичу и его команде  ЧТТУП «Белторгтранс-Плюс» за оказанную спонсорскую помощь!

Учащиеся 10 «В» класса областного лицея №5 г. Быхова