Плохому продавцу все мешает: кассовый аппарат, торговые сети, сертификаты, налоги…

08e7f887c95346ce8dff2bb1104b4702Плохому продавцу все мешает: кассовый аппарат, торговые сети, сертификаты, налоги… «Закрываемся. Закрываемся», — хором фальцетят некоторые предприниматели. В который уже раз? Даже не припомню. Так и хочется сказать в ответ: «Ой, боюсь» — и закрыть руками глаза от ужаса. Впасть в детство, ибо серьезно воспринимать «перспективные» объединения индивидуальных предпринимателей не способен. Взрослые люди, а ведут себя точно старшеклассники, решившие после банки пива «замутить дело», чтобы «срубить денег». Как-то так получается у возмущенных граждан от рыночной торговли. Мол, не смогут они работать с 1 марта, когда на товар придется иметь документы. Неужели неграмотные?

Весь цивилизованный мир, на который любят ссылаться предпринимательские союзы, живет по принципам подтверждения происхождения и качества товара. А наш бизнес с какими-то особенностями?! Точнее, некоторые его представители. А не назвать ли вещи своими именами: проблемы с выполнением требований техрегламента возникают у ипэшников, привыкших загребать прибыли на реализации контрабанды и контрафакта. И неудивительно, что поставщики такого товара документы не выдают. А с нормальными фирмами работать не пробовали? Впрочем, проблемы у торговли начинаются не только из-за законодательных нововведений, но и по причине чрезмерной конкуренции. В нашей стране уже понастроили столько магазинов, рынков, сетей и торговых центров, что вместе с продукцией пора уже и покупателей завозить. Своих не хватает, чтобы обеспечить обороты такого количества торговых площадей.

Конечно, многим реальность не понравится. Спрос если и не падает, то практически не растет. Зато торговые центры тянутся ввысь. В прошлом году и только в Минске их построили 120 тыс. метров квадратных, в этом планируют еще 210 тыс. За прошлый и этот год площади торговых центров фактически удвоятся. Соответственно, по всем законам математики, количество покупателей у каждого отдельно взятого магазина уменьшится. И значительно. Особенно у ритейлеров «старой закалки», которые больше всего бунтуют, с опаской посматривая на Запад. Там тоже есть «блошиные» рынки и «закуточки»: сегменты, которые ни погоды не делают, ни заработать не дают. Так, кусочек хлеба с квасом для ежедневного пропитания. Основной оборот приходится на крупных игроков. Они-то и стоят перед дверями белорусского потребительского рынка.

Раньше крупные бренды вяло продвигали себя в Беларуси. Смущали их не условия ведения бизнеса, инвестиционный климат. Массовое паломничество фирмы тормозило отсутствие достойных площадей. Секция торговой марки мирового масштаба в павильоне в 15 квадратных метров? Который расположен в переоборудованном здании бывших цехов? Увольте. Импортные компании непреклонны: лучше уж никак, чем как-нибудь. Внутренний устав большинства солидных международных компаний разрешает селиться фирменным секциям только в торговых центрах с площадью не меньше 20 тыс. квадратных метров. Относительно недавно таковых в Минске вообще не было. Но с прошлого года проблем нет. Въезжайте, гости дорогие. А в этом году таких площадей будет избыток. Девелоперы в новостройках на все лады расхваливают свои помещения, идут на бонусы, обеспечивают им рекламу. Только бы заполнить площади.

Поэтому немного не понимаю шумную толпу торговцев. Даже если продлят срок введения сертификатов, спрос же не повысится. И конкуренция не снизится. Торговли все равно не будет. Крупные розничные сети в этом году заканчивают свои инвестиционные программы. Рынок перенасыщен. Все. Некоторые уже не инвестируют в площади. Наступает интересный период слияний, поглощений и закрытий. А если откровенно — банкротств. В стране уже около 5 млн. торговых площадей. И более ста тысяч мест на рынках! Перегрев и в прошлые годы чувствовался. Но спасал рост товарооборота. Поэтому девелоперы, набравшись кредитов, могли только накачивать арендные ставки, а предприниматели вслед за ними — цены. Хитрость-то нашей недвижимости в необъективных планах инвесторов. Многие планируют окупить свои вложения за 5 лет. Максимум за 7.

«Длинных» проектов немного. Увы, тут мы проигрываем Польше и другим европейским государствам. Рынок коммерческой недвижимости там давно пришел в равновесие, прогнозы с высокой долей вероятности просчитываются на десятки лет. В Беларусь до поры до времени мчались за быстрыми деньгами. И торговый пузырь раздулся до невероятных размеров. Рано или поздно воздух должен был прорваться. Все ждали взрыва, но лет этак через 3—5. Драматизма добавил его величество форс-мажор: грустная цена нефти, которая потянула вниз экономику России, бумерангом ударив по Беларуси. Момент истины наступил чуть-чуть раньше. Фантастическими накрутками дефицит средств уже не закрывается.

Средний оборот на квадратный метр в стране нынче не превышает 4—5 млн. рублей. А профильные эксперты утверждают: чтобы стабильно существовать, надо наторговать минимум на 8—10 млн. Это с жесткой экономией буквально копеек. А в нормальном режиме — 10—12 млн. Борьба за выживание начинается по Дарвину: кто кого съест. Какие-то нюансы, та же дата введения сертификатов, уже не поменяют общей тенденции. Назревает прополка розничного рынка: и торговцев, и владельцев недвижимости.

Конечно, ипэшников по-человечески жалко. Но век стремительных барышей в мелкой рознице стал историей. Вместо стенаний и вечных жалоб лучше бы оценили свои реальные возможности в бизнесе. Если по чесноку, от шумных выступлений предпринимательских лидеров остается осадок. Ладно, чиновники могут еще пожалеть, какие-то огрехи простить, сделать послабления. Но конкуренты-то слезам не верят. Зажуют. Такой уж для кого-то неутешительный тренд вырисовался.

Независимо от действующих в стране регламентов. Их отмена продлит агонию некоторых предпринимателей формации 90-х, но только на несколько месяцев. Лучше бы люди, ратующие за отмену техрегламента и международных обязательств страны, занялись более полезным делом — помогали ипэшникам грамотно, с минимальными потерями выйти из бизнеса. Или найти новое направление. «Палаточный» формат торговли на издыхании. Такова уж диалектика жизни. А она глуха к пламенным речам.

respublika.sb.by