Сельская школа вынуждена брать на себя функции центра образования и воспитания молодежи
Как известно, сельская школа занимает особое место в общей системе формирования духовно- нравственной культуры ученика. В силу ряда социально – географических факторов (отдаленность от районного, культурных центров, специфика учебно – воспитательного процесса, численность и состав учащихся и педагогов, наличие учебно – материальной базы) сельская школа вынуждена брать на себя функции центра образования и воспитания молодежи того населенного пункта, где она находится.
Вместе с тем, она обладает арсеналом средств, отсутствующих в городе: тесная органическая связь с природой, сохранившиеся на селе народные обычаи и традиции, ритуалы в общественной и семейной жизни, забота о младших и людях старшего поколения, направленность на сельскую трудовую деятельность.
Но, несмотря на это, современный сельский учитель сталкивается в своей работе с рядом трудностей, которые препятствуют оптимально выстраивать воспитательную работу в целом.
Главные из них – отдаленность от очагов культуры, отсутствие необходимой материальной базы в школе, недостаточно высокий уровень жизни современных сельчан, малое разнообразие досуговой деятельности, неразвитость системы внешкольных учреждений, ограниченность представителей различных социальных слоев населения и другие. Все это приводит к необходимости поиска форм и методов воспитания, согласованных с условиями сельской школы в формировании нравственности, морального облика учащихся.
Все это в полной мере относится к любому нашему сельскому учреждению образования, тем более такому удаленному от райцентра, как ГУО «Поляниновичский УПК детский сад – средняя школа», где мы недавно побывали.
– В нашем учебно – педагогическом комплексе, – говорит директор ГУО «Поляниновичский УПК детский сад – средняя школа» Алла Кравцова, – насчитывается 44 учащихся школы и 9 дошкольников. В малочисленной школе есть, конечно же , свои преимущества – каждому из учащихся учитель в состоянии обеспечить практически индивидуальный подход, качественно провести урок, как говорится, дойти до каждого. Так стараемся строить и воспитательный процесс. Плотно сотрудничаем с родителями, общественностью, ветеранами. Делаем акцент на гражданско – патриотическом, нравственном воспитании своих учащихся.
Как отметил далее заместитель директора по учебно – воспитательной работе Поляниновичского УПК Николай Левицкий, в учреждении разработан годовой план, одним из разделов которого является именно гражданско – патриотическое воспитание. Раздел включает в себя акцию «Звезда», «Ветеран живет рядом», операцию «Рассвет», экскурсии по историческим местам, встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, беседы о государственной символике, конкурсы рисунков и т. д.
В сентябре 2014 года в школе состоялся конкурс рисунков «Мой родны кут, як ты мне мілы», в котором приняли участие учащиеся 2-5 классов. А в октябре старшеклассники встретились в библиотеке с участником Великой Отечественной войны Владимиром Чернявским, в ходе которой он рассказал о себе и своем участии в Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
«Уроки мужества», посещение памятного знака Герою Советского Союза Удмурдинову состоялись в памятный день освобождения Полянинович от немецко – фашистских захватчиков – 25 ноября 2014 года. Ведется постоянная тимуровская работа. Учащиеся и классные руководители оказывают посильную бытовую помощь одиноким пожилым людям, ветеранам и участникам войны.
В прошедший учебный год школа работала по плану информационно- идеологического обеспечения выборов депутатов в местные советы. Тогда была проведена акция «Поговорим с родителями» по вопросам неожиданности участия взрослых в выборах. Ребята приняли активное участие в работе кинолектория «Государство – это мы!». Выступили с номерами художественной самодеятельности перед избирателями на избирательных участках. В школе проходит много творческих встреч, вечеров, мероприятий социальной, обрядовой, фольклорной направленности.
– Воспитание – вторая после научения сторона социализации ребенка, – говорит Николай Левицкий, – преимущественно с особенностями психофизического развития. Поэтому целенаправленно включаем таких учащихся в совместную школьную деятельность наряду со здоровыми сверстниками. Одна из таких подростков принимала активное участие во многих, проводимых в школе мероприятиях: акции «Чистый двор», конкурсе открыток «Я люблю тебя, мама!», уроке «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны!», спортивных эстафетах, творческих вечерах.
Лариса ПЕТРОВСКАЯ.