Коварно-денежные отношения

51fa3e08a0c5910400d59a418634078cПенсионер Виктор Шейгус из агрогородка Глухи Быховского района всю жизнь делал сбережения. В 2011 году открыл счет на несколько миллионов рублей, потом еще один. Эти деньги они с женой не трогали, не снимали даже проценты. На вопросы о том, как там вклад, сотрудница банка, односельчанка, мило улыбалась и говорила, что все хорошо.

В апреле прошлого года Виктор Аврамович решил перевести сбережения в валюту: “Приехал в банк, но деньги конвертировать так и не получилось. Сотрудница сказала, что принтер сломался, приходи, мол, в другой раз”. Приехать повторно так и не вышло — долгие майские праздники, потом операция на глазу, после которой пришлось сидеть дома. А в конце мая к пенсионеру приехали уже сами представители банка. “Спрашивают: был ли у меня вклад? А я не понимаю, почему был, он же есть”, — вспоминает Виктор Аврамович. Выяснилось, что улыбчивая сотрудница банка потихоньку снимала деньги с депозита: сначала “скромненько так” — по несколько миллионов, а потом прибрала к рукам весь вклад.

Виктор Шейгус оказался не единственным пострадавшим в этой истории. Кроме него — еще пятнадцать человек, почти все пенсионеры. Предприимчивая сотрудница банка обворовывала односельчан девять лет. В общей сложности она забрала себе почти 1,5 миллиарда рублей.

Случай с Виктором Аврамовичем — еще не худший вариант преступной схемы: с договором вклада все было в порядке, подделывались только подписи на платежных документах. А ведь были и те, кто доверчиво “пополнял” и “оформлял” вклады прямо на дому сотрудницы банка: деньги через кассу вовсе не проходили.

Официальный представитель УСК по Могилевской области Оксана Соленюк рассказывает: — В конце мая одна из вкладчиц решила забрать весь свой депозит. С этим возникли проблемы. Дочь пенсионерки написала жалобу на сотрудницу. Благодаря этому банк начал расследование.

Аналогичную схему использовала и кассир филиала одного из банков на Могилевщине, укравшая 10 тысяч долларов в эквиваленте у детей-сирот. В систему она вводила ложную информацию — якобы счет используется, сама же подделывала подписи вкладчиков, кассира, контролера и ответственного исполнителя в расходно-кассовых ордерах. Потерпевшими оказались десять воспитанников вспомогательной школы-интерната.

Еще один пример из Жлобина. Здесь работник банка за несколько месяцев похитил более миллиарда рублей. Кандидат юридических и экономических наук Сергей Овсейко отмечает, что главное в таких случаях — иметь на руках договор: “В нем банк обязуется вернуть клиенту вложенную им сумму. Если договор есть, деньги можно получить обратно. Так что в подобных случаях банковский работник ворует не у клиента, а у банка. Перед клиентом ответственность несет финучреждение”.

Громкое дело было и с банковскими ячейками. Преступниками оказались бывший сотрудник банка и его подельник. Экс-банкир, предварительно вычислив ячейки наиболее состоятельных клиентов, сделал заготовки ключей из совка для мангала. С двух ячеек он похитил 740 тысяч долларов. Пособник помог вынести и спрятать украденное.

Сергей Овсейко считает, что в подобных случаях клиенту очень сложно что-либо доказать. Эксперт вспоминает, что после этого дела были обращения в прессу: “Люди рассказывали свои истории, у кого-то хранилось в ячейке несколько тысяч долларов, а потом оказывалось, что там в наличии лишь несколько сотен. Дело в следующем: чаще всего нигде не прописывается, что и в каком количестве находится в банке по договору хранения. Это в некотором роде серая сфера”. Камеру видеонаблюдения, как оказалось, можно примитивно заклеить бумагой. “Возникает вопрос: что в таком случае гарантирует банк? Даже такая мера, как два ключа от ячейки, один из которых хранится у клиента, второй — в банке, не сработала. При этом ответственности за сохранность содержимого ячейки финучреждение не несет. Эти отношения между банком и клиентом ближе к договору аренды”.

В прошлом году был вынесен приговор работнице банка из Крупок. Она оформляла кредитные договоры в магазине “Всё для дома”. Клиентам, сделавшим покупку в кредит более чем на четыре миллиона рублей, банк предлагал бонусный кредит свыше семи миллионов рублей без оформления. Только вот сотрудница банка покупателям об этом не говорила. Открывала им дополнительный кредит, которым пользовалась сама. Более чем за полгода женщина похитила около 100 миллионов рублей.

По словам Сергея Овсейко, махинации с кредитами — мошенничество в чистом виде: “Кредитный договор вступает в силу с момента подписания. К примеру, договор займа между физическими лицами можно оспаривать по основанию безденежности: договор есть, а деньги не получены. В случае с кредитом это невозможно: если есть договор, значит, сумму выдали.

Поэтому, если, например, клиенту предъявляют требования по погашению кредита, а он о нем не знает и договор не подписывал, ему нужно в первую очередь доказывать, что подпись чужая. Необходимо обращаться в милицию и только таким образом вести дело”.

Как не стать жертвой банковского обмана? Во-первых, сохраняйте договор и другие документы. Подпись ставьте сами и делайте это разборчиво. Во-вторых, всегда внимательно просматривайте суммы, указанные в любых платежных документах. Лишний ноль может быть ошибкой, а может и ловушкой. Кроме того, после каждой операции по счету проверяйте остаток. И не стоит “забрасывать” депозит на годы. Даже если вы им не пользуетесь, периодически уточняйте, сколько денег на счете. А если вдруг звонят из банка с требованием погасить кредит, который вы не брали, сразу начинайте разбирательство — с такими делами лучше не затягивать.

Отдельной статистики по количеству дел, заведенных на банковских работников, нет. Да она, вероятно, и не отражала бы всей картины: часть таких преступлений не афишируется. Проблема решается внутри банка: здесь есть служба безопасности, которая, как правило, и вычисляет вора. Потом уже привлекаются правоохранительные органы. Если случай единичный, клиент может и не узнать, что его деньги кто-то украл. Такая история была в Минске. Девушка похитила с депозита несколько тысяч долларов. Вкладчик почуял неладное, получив меньшую сумму по процентам. В банке ему стали объяснять: вы, мол, часть денег забрали, поэтому выплаты уменьшились. Мужчина доказал, что на момент снятия средств он находился в больнице. В итоге для клиента все списали на технический сбой. Деньги сразу вернули. Последующее расследование осталось для него за кадром. Репутация важнее.

С инцидентом в Быхове вышло по-другому. До сих пор деньги вкладчикам не вернули. В банке обещают сделать это после суда. Почему здесь не сработал принцип защиты имиджа? Ситуация сложная. Сейчас ведутся очные ставки: нужно выяснить, какие конкретно суммы у кого были похищены. Ведь у оформителей вкладов “на дому” как таковых документов нет. Так что, с одной стороны, банк понять можно. С другой — время идет, вкладчики теряют свои сбережения. Уже более полугода пенсионеры не могут вернуть накопленное. На сколько еще затянется этот процесс? “Я планирую подать на банк в суд. Пускай возмещают мне девальвацию. Я ведь в валюту все хотел перевести. Плюс моральный ущерб. Выставлю им иск на миллиард. Пускай хоть посмеются”, — говорит Виктор Шейгус.

Оксана Соленюк отметила: воруют работники банков не от отчаяния. К примеру, сотрудник могилевского банка перевел себе на расчетный счет 400 тысяч долларов. Потратил их в России на дорогой алкоголь и игровые автоматы. При этом игровой зависимости у него не было. Быховская аферистка вообще неизвестно куда потратила все деньги. Это очевидно: воруют потому, что видят возможность.

ng.sb.by