Прощайте, денежки!
Несмотря на все предупреждения сотрудников милиции о случаях мошенничества в Интернете, постоянно находятся люди, которых так и тянет стать жертвой обмана. Конечно, добровольно терять свои сбережения не планирует никто, но не у каждого есть силы отказаться от соблазнительного предложения получить кредит на выгодных условиях или купить дешевле новомодный айфон.
Как рассказал начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий УВД облисполкома Вадим Устинович, в милицию поступили два заявления от граждан, которые знакомились с мошенниками на форумах и через социальные сети и добровольно перечисляли им деньги.
28-летняя могилевчанка пояснила правоохранителям, что собеседник в социальной сети предложил ей получить выгодный кредит и уговорил перевести на баланс телефона российского мобильного оператора 2,2 миллиона рублей. Мошенник был так убедителен, что женщина совершенно забыла — тот, кому нужны деньги, должен их получать, а уж никак не платить! А 15-летний парнишка, учащийся одного из городских колледжей, перевел сумму почти в два раза больше – около 4,3 миллиона рублей. Правда, в этом случае он собирался купить мобильный телефон на одном из интернет-сайтов, и деньги поступили на электронный кошелек платежной системы «Яндекс. Деньги».
Вадим Устинович пояснил, что на форумах, посвященных приобретению вещей и т.п., регулярно появляются темы, похожие друг на друга, как две капли воды. В каждой возникает незнакомец, который именует себя официальным представителем какой-нибудь известной фирмы. Товар, кто бы сомневался, самый лучший и по лучшим ценам. Тут же, в подкрепление слов, выкладываются фотографии сертификатов и прочих документов, подтверждающих «крутость» телевизора или мобильника. А в большинстве случаев — еще и скан паспорта самого представителя компании!
— Официальный поставщик магазина заключает с ним договор, и ему не нужно подобным образом себя рекламировать, — объясняет Вадим Устинович. — Как только вы видите что-то подобное, будьте уверены — это мошенничество. Посудите сами, какому продавцу придет в голову выкладывать на всеобщее обозрение свой паспорт?.. Все серьезные интернет-магази-ны работают с популярными электронными платежными системами, такими как PayPal или Webmoney, в которых есть система безопасности, замораживющая счета на всем пути движения «грязных» денег. Это делается во избежание мошеннических транзакций. То есть, если человек украл определенную сумму и решил ее отмыть переводом на разные счета, то все кошельки, куда такие деньги поступили, будут заблокированы по претензии. И до ее окончания с них не будет возможности снять даже доллара. Конечно, такой вариант для злоумышленников не годится. По этой же причине мошенники не торгуют через eBay, а предпочитают размещать свои объявления на форумах, подобных baraholka.onliner.by.
Все мошенники действуют по одному и тому же принципу — находят клиентов в обход легальных магазинов и предлагают перевести деньги за товар одним из способов анонимных платежей — прямыми банковскими переводами типа Western Union или же электронным переводом EASY PAY, как это сделала потерявшая 2,2 млн. рублей могилевчанка.
В обоих случаях деньги ушли в Россию, где принят федеральный закон «О персональных данных», согласно которому человек вправе сам решать, должна ли сотовая компания обладать данными его паспорта. Он покупает сим-карту легко и просто, как горячий пирожок, не предъявляя ни одного удостоверяющего личность документа. Уже назавтра он может приобрести новую, послезавтра еще одну и так далее. Естественно, что сим-картой, на которую поступили «грязные» деньги, мошенник долго пользоваться не будет. В этом и заключается сложность раскрытия подобных преступлений, ведь установить обладателя такого номера мобильного телефона невозможно…