Как не обжечься на отдыхе

0000199_390522В стране разработаны правила реализации туров и оказания туристических услуг. В документе будут даны ответы на многие вопросы. В каких случаях агентство обязано вернуть клиенту полную стоимость путевки? Кто будет отвечать за потерю багажа? Почему перед поездкой необходимо застраховаться?  

 

С учетом форс-мажора

Отмена лицензирования туристической деятельности в 2011 году не самым лучшим образом отразилась на качестве туруслуг. Сертификация соответствия тоже осуществляется по желанию. Зачастую фирмы, которые должны обеспечить незабываемый отдых своему клиенту, нарушают права и пренебрегают его законными интересами. И в итоге сказочный отпуск превращается в судебные разбирательства.

Необходимость законодательно прописать конкретные моменты появилась уже давно. Среди нашумевших историй — ежегодные форс-мажоры с детьми на отдыхе в Болгарии, прошлогодний случай с водителем, который вез туристов из Львова в Минск в нетрезвом состоянии, возвращение домой белорусских туристов из конфликтующего Египта. Найти ответ на вопрос, кто же виноват в таких ситуациях, нелегко. Турфирмы сетуют на туроператоров, те — на страховщиков, и так по замкнутому кругу. Когда дело доходит до суда, тоже возникают трудности, так как туристические услуги имеют ряд особенностей. Порой суды за разъяснением спорных моментов даже обращаются в Министерство спорта и туризма.

— В данный момент создана рабочая группа, включающая представителей министерств и других органов госуправления, общественных организаций туристических компаний, независимых экспертов, — отметил Андрей Мартынов, заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма. — На основании разработанного специалистами документа будет подготовлено постановление Совета Министров “Об утверждении правил реализации туров и оказания отдельных туристических услуг”. Это общий свод правил, крайне необходимых как туристу, так и субъектам хозяйствования. В нем будут затрагиваться вопросы въездного, выездного и внутреннего туризма.

Речь идет не об ужесточении существующих правил, а лишь о более четкой их регламентации. “Определенный опыт по разрешению споров в данной сфере послужил толчком к созданию такого документа, — говорит Андрей Мартынов. — К сожалению, с каждым годом наблюдается рост числа жалоб. В первую очередь они касаются качества предоставляемых услуг, неполного и недостаточного информирования туристов”.

Правила игры

Всего в проекте правила поделены на 12 тем. В частности, будут определены порядок заключения и срок хранения договора оказания туристических услуг, возможность его заключения в электронном виде. Не обойдены вниманием вопросы перевозок, экскурсионного и гостиничного обслуживания, в том числе оговариваются нюансы отмены платы за бронирование номеров в гостинице. Например, по новым правилам может быть четко установлена ответственность перевозчика за сохранность багажа туриста, вплоть до возмещения убытков, вызванных утратой, порчей или его недостачей. При этом за перевозчиком будут закреплены и обязанности по обеспечению безопасности жизни и здоровья туриста. Что касается экскурсионного обслуживания, то обсуждается вопрос обязательного наличия у гидов-переводчиков и экскурсоводов свидетельства и беджа.

Отдельное внимание будет уделено оказанию туруслуг несовершеннолетним. Так, при оказании услуг туристам, не достигшим 18 лет, необходимо обязательное присутствие на маршруте педагога и медицинского работника. Постановление также определит, кто вправе заключить договор оказания туристических услуг с компанией в отношении несовершеннолетних. Предлагается два варианта, согласно которым родители от имени своего ребенка будут заключать такой договор с пометкой, что они будут оказываться третьим лицам, или же они дадут доверенность учителю или директору школы на заключение такого договора, равно как полномочия по представлению интересов своих детей. В документе также пропишут и порядок проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста и экскурсанта. Клиенту должны не только предоставить всю достоверную информацию о поездке, туроператоре и принимающей стороне, но и запросить его подпись в договоре оказания услуг после инструктажа.

“Планируется, что в новом документе правила, касающиеся отношений, возникающих между потребителями и субъектами хозяйствования, будут четко регламентированы. Каждый будет знать свои права”, — подчеркнул Андрей Мартынов.

Безопасность прежде всего

Для Дениса Корнеевца долгожданная летняя поездка в Европу была омрачена походами в посольство, разбирательствами на границе. В забронированном отеле в Праге у молодого человека украли сумку, где были паспорт и часть денег. В Беларусь он вернулся, но решал проблему исключительно сам. Ни турфирма, ни туроператор помочь в этой ситуации ему не смогли, да и не очень-то проявляли инициативу.

— Приехав, я начал читать договор. По факту никаких претензий фирме предъявить не смог, так как в нем не было прописано, отвечает ли исполнитель за подобные инциденты, — рассказывает парень. — Понимаю, что предвидеть заранее это было невозможно, но считаю, что посодействовать в решении проблемного вопроса мне были обязаны.

После планируемого принятия постановления проблема Дениса была бы решена по-другому. Так, будет усовершенствован механизм страхования при оказании туристических услуг. Это касается оказания информационно-консультационных услуг по вопросам добровольного страхования имущества, жизни и здоровья туриста, а также его непредвиденных расходов. В первую очередь это актуально для туров в “потенциально нестабильные регионы мира” (в документе предлагается закрепить это определение), а также при отказе туриста от путешествия для возмещения штрафных санкций туроператору. Кстати, за рубежом подобная практика эффективно работает. Во Франции, Греции, Португалии и Великобритании туристическая деятельность невозможна при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности туркомпаний.

— Во время развития вооруженного конфликта в Египте Министерство торговли рекомендовало гражданам расторгать договоры с туристическими компаниями в связи с тем, что в полной мере обеспечить безопасность белорусов, выезжающих туда на отдых, было невозможно, — говорит начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова.

В новом постановлении предполагается прописать право заказчика требовать расторжения договора и возврата полной стоимости тура без выплаты исполнителю компенсации в случае наступления на месте отдыха или рядом с ним непредвиденных ситуаций, которые повлияют на оказание услуг.

Сейчас этот вопрос особенно актуален на фоне эскалации конфликта в Крыму и Украине. Как сообщила председатель ОО “Белорусское общество защиты потребителей” Анна Суша, в марте к ним уже обратились четыре потребителя с вопросами о заключении договоров на отдых в Крыму и транзитный проезд по этой территории.

ng.by

Последние новости

КУЛЬТУРА

«Славянский базар в Витебске»: что в программе международного фестиваля искусств

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове состоялся митинг-реквием «Чернобыльский набат»

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если ваш дом затапливает

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Члены Совета Республики проведут единый день приема граждан в Гомельской области

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля – день трагедии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
СПОРТ

Бокий выиграл третье золото на чемпионате Европы по параплаванию

26 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024